Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1
Элементы технологии развития критического мышления
на уроке литературы в 7 классе
Тема урока: «Волшебная сила музыки» (по рассказу К. Г. Паустовского «Старый повар»).
Цели урока: выяснить, какова роль музыки в жизни людей; на основе произведения Паустовского показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание учащихся на то, как литература и музыка могут взаимообогащать и дополнять друг друга.
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию творческих способностей, читательской наблюдательности и воображения; формировать у учащихся интерес к классической музыке.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, тексты с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями
В. А. Моцарта.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Краткое сообщение об авторе.
2-ой слайд. Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.
3-ий слайд. Произведения автора – это рассказы, очерки, путевые заметки, зарисовки, литературные портреты. Недавно мы прочитали рассказ «Корзина с еловыми шишками» и сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя.
4-ый слайд. Изображение природы Мещёрского края занимает в творчестве писателя особое место.
II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема «вызов – осмысление – размышление». Алгоритм работы следующий:
-чтение текста от «остановки до остановки»;
-вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
-ответ-предположение, его обоснование.
На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к восприятию произведения:
-Был ли в вашей жизни случай, когда, слушая музыку, вы увидели что-то необычное?
5-ый слайд. Изображение старой Вены. Зимний вечер.
Чтение первого отрывка (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).
Первая остановка.
1
Какое настроение создаётся в начале рассказа?
(описание сада, дома, старика, собаки)
- Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором слов «старый», «холодный».
Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?
2
6-ой слайд. Изображение клавесина.
-Клавесин. ( Струнный клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано).
С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?
-Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.
Чтение второго отрывка (до слов «…я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть в вашей души»).
Вторая остановка.
2
Как меняется настроение рассказа?
-С появлением в сторожке незнакомца эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость. Минорное звучание повествования меняется на мажорное.
Каким человеком в жизни был старик? Что чувствуете вы по отношению к нему?
В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?
Чтение третьего отрывка (до слов «…Слушайте и смотрите»).
Третья остановка.
3
Как понять слова «быстрый звон рассыпался по сторожке»?
Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?
-Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.
Что можете добавить к характеристике старика?
В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?
-Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.
7-ой слайд. На экране – изображение весеннего сада, девушек с кувшинами.
3
На фоне музыки (В. А. Моцарт Концерт № 4 для клавесина с оркестром, ч.2) читаю
четвёртый отрывок (до слов «…имя. Имя!»).
8-ой слайд. На экране – ветка яблони с крупными цветами.
Четвёртая остановка.
4
Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?
-Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.
Что вернуло старику утраченное счастье?
-Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.
Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?
-Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.
Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?
9-ый слайд. Портрет В. А. Моцарта.
Чтение заключительной части текста.
10-ый слайд. На экране - сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Пятая остановка.
5
Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?
-Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение.
Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
4
-Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.
Моцарт импровизировал или играл одно из своих написанных произведений?
Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?
-Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.
11-ый слайд. Памятник Моцарту.
Дополнительные сведения о композиторе.
(Моцарт обладал феноменальными способностями: абсолютным слухом и музыкальной памятью. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, а в возрасте 5 лет уже сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь (35 лет) написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии»).
Как назвал Паустовский свой рассказ?
12-ый слайд. Название произведения.
13-ый слайд. Эпиграф к рассказу (слова французской писательницы Анны Сталь).
Что сближает рассказы Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками»?
-В этих рассказах речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре каждого рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость.
Что делает финал рассказа оптимистичным? (Заря разгорается).
14-ый слайд. На экране – стихотворение. Читаю его на фоне звучащей музыки (В. А. Моцарт Фантазия ре-минор, ч.1).
Прислушайтесь: она звучит везде!
Слепой прозреет и глухой услышит,
Когда всей грудью музыка задышит
И вынесет бескрылого к звезде;
Когда вдруг всхлипнет и забьёт ключом,
Снег превратит в танцующее пламя,
Разбитыми заплачет хрусталями,
Созвучий острым полоснёт лучом:
По деревянным креслам пробежит –
И почки вмиг проклюнутся из кресел,
А горизонт пусть весел, пусть невесел –
Заглянет в очи и заворожит.
5
Вывод. Как музыка помогает человеку?
-Успокаивает, вдохновляет, радует, исцеляет, заставляет задуматься, очищает сердце, показывает все движения нашей души, говорит на языке ангелов. Пробуждает в нас ясность духа, и всё в мире нам представляется естественным, истинным и добрым. Подобно волшебным семенам, пускают в нас звуки свои корни. Как описать то могущество, которое, словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке? Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру. Она внушает терпимость к нашим злейшим врагам.
III. Рефлексия.
Предлагаю составить синквейн по теме теме урока.
Синквейны, составленные учащимися на уроке:
Музыка
Светлая, великая
Молодит, манит, успокаивает
Музыка облагораживает душу человека.
Сила
(Коренькова Анастасия)
Незнакомец
Таинственный, бескорыстный
Сопереживает, лечит, помогает
Незнакомец может исцелить душу.
Спаситель
(Антонова Виктория)
Музыка
Тихая, душевная
Возрождает, воодушевляет, успокаивает
Музыка властвует над пространством.
Жизнь
(Федотенко Надежда)
IV. Домашнее задание.
1.Напишите сочинение-эссе на тему по выбору:
- Гимн музыке.
- Роль музыки в жизни людей.
- Почему музыку понимают все люди земли без перевода?
2.Напишите небольшой рассказ о том, как сложится дальше жизнь Марии.
3. Напишите сказку о стране, которой правила музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"
Тема урока: «Волшебная сила музыки» Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный. Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные. Цель...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»
Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар
Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...
Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"
Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...