ПРАЗДНИК ЦВЕТА, ЧУВСТВ И МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА
план-конспект урока по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_publik_2.docx | 21.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК ЦВЕТА, ЧУВСТВ И МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА
Цель урока:
- продолжить совершенствовать навыки работы над проблемным материалом;
- углубить навыки исследовательской деятельности учащихся;
- учить мыслить, доказывать свое видение темы;
- развивать навыки диалогического, коммуникативного общения;
- воспитывать у учащихся чувство любви к творчеству русского поэта;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, истинного, вечного – чувства любви к своей земле.
Оборудование урока:
- осенняя экспозиция;
- диск с романсом «Отговорила роща золотая»
Слово учителя: Прекрасная пора – осень. Говорят, что осенью мы лучше видим глазами и сердцем. Осенью совмещаются вместе духовная красота природы и человека. Сливаются вместе все краски земли: разноцветные листья деревьев, синий холод лесной речушки, серебристые ниточки паутины, золотые стога скошенной травы. В картинах осени есть много щемящей грусти. Эта грусть светлая. Без нее невозможно большая любовь. Осенью влюбляются, играют свадьбы, осени посвящают свои стихи поэты, художники пишут картины, одна интереснее другой, а ученики … решают проблемы.
Тема нашего урока «Праздник цвета, чувств и музыки в творчестве Есенина».
На предыдущем занятии перед вами была поставлена следующая проблема:
Великий русский поэт Есенин сказал о своем творчестве так: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». Так или нет? Разрешить эту проблему необходимо на примерах стихотворений о природе, в которых есть указание на осень.
Для этого необходимо следующее:
- исследовать сборник стихотворений С. Есенина. Собрать образы осени воедино. Определить:
- истоки этих образов;
- их тематическое своеобразие.
Объяснить:
- почему образы осени встречаются не только в стихотворениях о природе, но о родине, о любви и т.д.?
Исследовать произведения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ф. Тютчева «Осенний вечер», С. Есенина «Отговорила роща золотая» и найти ответ на вопрос: «В чем своеобразие образов осени у этих поэтов»?
Составить картину цвета, чувств и музыки стихотворений поэта. Проследить, как они взаимодействуют в стихотворениях Есенина.
Итак, стратегия действий ясна. Приступаем к работе.
1.Приметы осени стихотворений Есенина: золотая роща, желтая крапива, сухие деньки, осенний свист, желтая дорога, гречневые просторы, осенним холодом, желтыми долами, золотые снопы, колос сухой и т д.
2. А каковы же истоки этих образов?
Настоящий поэт, большой поэт, поэт от Бога. Если вы обращали внимания на иллюстрации художников к его книгам, то должны были заметить, что поэт всегда изображен на фоне леса, березы, клена, поля зрелой пшеницы. И это неслучайно. Он неотделим от природы родного края. «И сам - я вылитая Русь».
3.Можно ли сказать, что использование художественных средств, как метафора, эпитеты, олицетворения способствуют созданию этих образов? Происходит ли в стихотворениях Есенина сочетание этих средств вместе?
Несомненно, доказательством служит любое его стихотворение.
4. Вслушайтесь в музыку стихотворения. Можно ли сказать, что музыка есенинского стиха тихая? (Оксюморон: звонкая тишь).
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане огни…
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы с тобою одни.
Чистит месяц в соломенной крыше
Окаймленные синью рога,
Не пошел я за нею, не вышел
Провожать за глухие стога.
5. В творчестве Есенина образы осени встречаются не только в произведениях о природе, но и о любви? Сравните произведения Пушкина, Тютчева, Есенина. Чем это можно объяснить?
Ф.М. Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле…
(22 августа 1857 г.)
А.С. Пушкин:
Уж небо осень дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
С. Есенин:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем за голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их всех в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
У Пушкина природа является фоном для передачи чувств лирического героя, навеянных осенью. Читатель созерцает осень, как бы со стороны. Причем, не разделенное на строфы стихотворение дает одну скучную, по мнению поэта, картину осени.
У Тютчева природа - собеседник, живое существо, у которого, как и у человека есть душа, и мысли, и чувства. Разделенное на строфы стихотворение дает три микрокартины осени на одном фоне. У Тютчева преобладают совершенно иные краски осени: «Чистая и светлая лазурь», «паутины тонкий волос», «блестит на борозде» и др. Холодные краски, которые заставляют читателя восхищаться красотой осени, но никак не радоваться ей.
У Есенина – взаимопроникновение природы и человека, и наоборот, это плоть от живой плоти. Преобладают яркие, жаркие краски, в основном красный, иногда желтый цвет, передающий грусть и печаль.
Вот почему у С. Есенина так легко рождаются не только образы осени, но и зимы, весны. Они становятся символами жизни человека.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».
6. Вы уже сказали о том, что в стихотворениях Есенина музыка, чувства, цвет сплетены воедино. Эта одна из самых важных особенностей его поэзии, а как это выглядит на произведениях об осени? Какой вывод сделали те, кто работал над этой микротемой?
7. Прав ли был поэт, утверждая, что его поэзия жива одной большой любовью – любовью к Родине?
- Да, у Есенина это рождается «легко» Так хочется думать. А почему?
Он – плоть от плоти сама России. Его поэзия, как живая струна русской души, которой свойственно грустить и веселиться, смеяться и плакать, желать праздника или хотеть уединения. Он - это Россия в любое время года, суток дня.
В одном из своих сочинений о природе С. Беляев написал: «Что не было заработано и досталось даром, человек ценить не умеет. Это одно из свойств человека». Как не печально, а Сергей Есенин прав.
Возможно, все наши беды оттого, что мы не ценим, не видим, не замечаем, иными словами, мы не любим то, что человеку любить бы необходимо для него самого же, для его пользы, для полноценной жизни. К.Г. Паустовский писал: « Природу нужно любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразит себя с наибольшей силой». Так любил природу Сергей Есенин. Вот отчего в его стихотворениях все приходит в движение одновременно: и цвет, и музыка, и чувства. Это особенный праздник души русского человека, по - настоящему влюбленного в свою землю.
Убедитесь сами.
Романс «Отговорила роща золотая»
Поистине, поэзия С. Есенина – праздник цвета, чувств, музыки. Согласны ли вы с этим утверждением? Если «да», то выбор темы нашего урока верный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
Разработка отчётного мероприятия Праздник цветов в детском объединении Скульптурное творчество
Разработка Праздника цветов познакомит с формой работы с разновозрастными детьми по итогам работы в детском объединении по окончании учебного года, полугодия. Дети знакомятся с многообразны...
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Конспект открытого классного часа "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина".
Конспект открытого классного часа в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Православные традиции. Светлый праздник Пасхи в жизни народа и в творчестве С.А. Есенина"....
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.
Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...