№ п\п | Тема урока Тип урока Форма урока | Цели и задачи урока | Содержание урока | Планируемые результаты УУД обучающихся: личностные, предметные, метапредметные |
|
|
|
|
| Музыкальный и художественный материал | Дидактические единицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I | Раздел: Музыка и литература 1 полугодие |
|
|
|
|
|
1 | Что роднит музыку с литературой Тип - изучение нового материала Форма – урок – беседа.
| Цель: выявить взаимосвязь музыки и литературы
Задачи: Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; показать выразительность музыки и литературы на основе интонации; сформировать чувство любви и уважения к Родине
| М.И.Глинка Романс «Жаворонок» на ст. Н.Кукольника Р.н.п. «Во поле береза стояла», П.И.Чайковский Симфония №4, Финал, Э.Григ Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» «Моя Россия» Г.Струве | Песня Романс Симфония Сюита Стихотворение Поэма Былина Сказка Баллада
| Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока
|
|
2. | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей Комбинированный урок Форма – урок-путешествие
| Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов и поэтов о Родине. Задачи: научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения. | «Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; | Жанр. Песня. Куплетная форма. Запев. Припев. Рассказ Лирика Пейзаж Романс. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.
|
|
3 | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины Комбинированный урок Форма – урок-выставка
| Цель: познакомить с жанровым разнообразием русской народной песни Задачи: дать представление о значении песни в жизни русского народа, понимать их содержание, исполнять их в соответствующем характере, познакомить с различными вариантами песен. | Кубанские народные песни: «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое»; | Жанр Песня Колыбельная Игровая Лирическая Трудовая Протяжная Хороводная Полифония | Личностные УУД: исполнять песни своего родного края, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства и различия, выполнять задания в творческой тетради.
Познавательные УУД: подбор собирание песен о родном крае, о России,
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.
|
|
4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно Комбинированный урок
| Цель: познакомить с романсом как основным жанром камерно-вокальной музыки
Задачи: определить особенности романса, его отличие от песни; Выявить возможность отношения человека к жизни через романс Выявить равноправие исполнителей в камерной музыке | Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова
М.Ю.Лермонтов (из И.В.Гете) «Горные вершины»
С.Ямамото «Летняя гора в дымке». | Романс Дуэт Камерно-вокальная музыка исполнитель Динамика Темп | Личностные УУД: понимание единства деятельности: композитор – исполнитель – слушатель. Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения, сравнивать их характер, называть их авторов, Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы, Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Коммуникативные УУД: работа по исследованию содержания произведений в микрогруппах Познавательные УУД: исследование содержания пейзажа (литературного, живописного, музыкального) |
|
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора Урок изучения нового материала Тип – урок-путешествие | Цель: познакомить с произведением русского композитора А.К.Лядова «Кикимора», написанным на сюжет русской народной сказки, Задачи: показать выразительные возможности музыки в изображении сказочных образов, понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на фольклорной основе, формирование интереса к русскому фольклору | Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» | Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. | Личностные УУД: эмоционально откликаться на содержание музыкального произведения Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа
|
|
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки… Урок обобщения и систематизации знаний | Цель: познакомить с произведением русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, «Шехеразада», написанным по мотивам арабских сказок «1000 и одна ночь» Задачи: показать выразительные возможности музыки в изображении сказочных образов, понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на литературной основе, формирование интереса к фольклору | Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада» (фрагменты)
Л.Бакст. Эскиз декорации «Восточная фантазия»
| Программная музыка. Симфоническая сюита | Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа |
|
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость Урок изучения нового материала Комбинированный урок
| Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях. Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов. | Вокализ. С.Рахманинов. (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. | Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,
| Личностные УУД: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Регулятивные УУД: понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Познавательные УУД: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.
|
|
8 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Песнь моя летит с мольбою…
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок- беседа
| Цель: Познакомить с романсами М.Глинки и Ф.Шуберта. Задачи: находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении. | (Июнь) Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркаролла. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга. | Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
| Личностные УУД: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Регулятивные УУД: понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Познавательные УУД: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.
|
|
9 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок- | Цель: обобщить музыкальные впечатления пятиклассников за 1 четверть. Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету. продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности обучающихся. | Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт.Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
| Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.
| Личностные УУД: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдение за развитием музыки, выявление средств выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. Познавательные УУД: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.
|
|
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа | Цель: показать красоту и величие русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека. Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства. | Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
| Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи. Картины русских художников. | Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. Коммуникативные УУД: рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы, участвовать в коллективной исполнительской деятельности Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников. |
|
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Комбинированный урок. | Цель: Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. (Ф.Шопен, Г.Свиридов) Задачи: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения композиторов различных эпох. | «Прелюдия№20» Ф.Шопен «Вальс №7»Ф.Шопен Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г.Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. | Хор, оркестр, лирическое стихотворение, этюд, ноктюрн, прелюдия, вальс, полонез.
| Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории Родного края. Регулятивные УУД: Знать композиторов – Ф.Шопена, Г.Свиридова, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия, вальс, полонез. Познавательные УУД: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса .
|
|
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Урок- закрепление | Цель: закрепить новые знания о жизни и творчестве В.А.Моцарта. Задачи: учить детей высказывать своё отношение к музыке В.А. Моцарта, сравнивать содержание произведений и анализировать их.
| Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. | Серенада, реквием, контраст интонаций. | Личностные УУД: Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. Познавательные УУД: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
|
|
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель: познакомить с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; Задачи: знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы.
| «Садко» опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Опера, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, певец, дирижёр.
| Личностные УУД: углубление понимания значения оперного искусства уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств музыкального произведения. Познавательные УУД: учить рассуждать об общности и развитии выразительных средств музыки и литературы. Коммуникативные УУД: Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. Регулятивные УУД: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. |
|
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель: познакомить с особенностями балетного жанра. Задачи: узнавать фрагменты из балета «Щелкунчик», сравнивать характер и настроение сказочных героев, воспитывать любовь к балету. | «Щелкунчик». Балет-феерия (фрагменты). П.И. Чайковский. «Спящая красавица». Балет (фрагменты). П. Чайковский.
| Балет, сказка, симфоническое развитие, образ танца, развитие музыки. | Личностные УУД: познание разнообразных образов через балет, эмоциональный отклик на изученные музыкальные произведения. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности ( пластическом интонировании) Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера в тетрадях. Познавательные УУД: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
|
|
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель: познакомить с творчеством отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Задачи: понимать роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
| Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, Э.Григ «Пер Гюнт», Музыкальный фильм «Буратино», М/ф «Бременские музыканты» | Музыкальный фильм, литературный сценарий.
| Личностные УУД: размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Регулятивные УУД: запоминать имена композиторов- классиков, определять на слух их музыкальные произведения. Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. Познавательные УУД: анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.
|
|
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Урок расширения и углубления знаний. | Цель: познакомить с историей возникновения мюзикла, находить отличия от оперы. Задачи: обогатить « музыкальный багаж» обучающихся, закрепить полученные УУД на уроках во II четверти. | Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. | Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки | Познавательные УУД: знать историю возникновения мюзикла, его отличие от оперы. Регулятивные УУД: находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Личностные УУД: уметь называть известные мюзиклы и их композиторов. Коммуникативные УУД: проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.
|
|
17 | Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Кубани. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Цель урока: закрепить знания, умения и навыки, полученные в I полугодии. Задачи: уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, знакомство с творчеством региональных композиторов.
| «Реквием» В.А.Моцарт. Дж.Гершвин классический джаз «Хлопай в такт». В.Пляцковский «Птица-музыка» Г.Понаморенко «Песня о Кубани»
| Дидактические единицы, изучаемые на уроках за прошедший период.
| Личностные УУД: развивать умения и навыки музыкально- эстетического самообразования. Познавательные УУД: знать, что роднит музыку и ИЗО. Коммуникативные УУД: проявлять навыки вокально-хоровой работы. Регулятивные УУД: уметь выявлять общие черты, в средствах выразительности этих трёх искусств, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
|
|
| Раздел: Музыка и изобразительное искусство 17 часов II полугодие |
|
|
|
|
|
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель: Знать что роднит музыку и ИЗО. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности и ИЗО. Задачи: выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и ИЗО как различными способами художественного познания мира. | «Картинки с выставки» М.П.Мусорский Симфоническая сюита «Шехерезада» «Птица музыка» В.Пляцковский
| Рисунок Линия Штрих Портрет Натюрморт Ритмический рисунок Мелодическая линия | Личностные УУД: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Познавательные УУД: развивать устойчивый интерес к изобразительному и музыкальному искусству как способу познания мира. Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка. Регулятивные УУД: Уметь выявлять способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. |
|
19 | Небесное и земное в звуках и красках. Урок закрепления знаний (урок-беседа) | Цель: знакомство с образами разных искусств- живописи, архитектуры, музыки и литература. Задачи: знать, в чём выражается общность языка различных видов искусства, уметь выявлять общие черты художественных и музыкальных образов. | «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно «Ave Maria» Дж. Каччини «Ave Maria» Ф. Шуберт | Песнопение, солист, хор, молитва, пение а капелла, знаменный распев. | Познавательные УУД: проводить интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Личностные УУД: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
|
20 | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский Урок изучения и первичного закрепления нового материала. | Цель: познакомиться с кантатой «Александр Невский» С.Прокофьева и сопоставить героические образы музыки с героическими образами ИЗО. Задачи: уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах, определять на слух основные части кантаты. | Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском» хор «Вставайте, люди русские» | Кантата, Контраст, Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. | Познавательные УУД: понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Коммуникативные УУД: развивать навыки вокально-хоровой деятельности. Регулятивные: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. Личностные УУД: оценивать собственную музыкальную творческую деятельность. |
|
21 | Звать через прошлое к настоящему. За отчий дом, за русский край Урок закрепления нового материала. | Цель: более глубокое изучение кантаты «Александр Невский» Задачи: находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств. |
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Ледовое побоище» «Мертвое поле» «Въезд Александра во Псков» | Песня –плач, Кантата, Контраст, Триптих, трехчастная форма. Выразительность Изобразительно сть | Познавательные УУД: воспринимать произведения разных видов искусств, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Личностные УУД: посещать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края, посёлка и рассказывать о значимых культурно- исторических объектах своего края. Коммуникативные УУД: устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства. Регулятивные: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
|
|
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Мои помыслы- краски, мои краски- напевы. Урок изучения и первичного закрепления нового материала. | Цель: познакомить с выразительными возможностями музыки и живописи. Задачи: научить анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. |
«Островок» С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). «Весенние воды» С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. «Музыка»Г.Струве | Мелодия, рисунок, колорит, палитра чувств, гармония красок. | Познавательные УУД: уметь проводить интонационно- образный анализ музыкальных и художественных произведений. Регулятивные УУД: наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Коммуникативные УУД: владеть музыкальными и понятиями в пределах изучаемой темы. Личностные УУД: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
|
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание песенности. Урок изучения и первичного закрепления нового материала. (Урок-беседа)
| Цель: Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Задачи: сравнить произведения искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
| «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
| Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
| Познавательные УУД: понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при сравнении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Личностные УУД: высказывать своё отношение к различным художественным образам. |
|
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Урок изучения и первичного закрепления нового материала. (Урок-лекция)
| Цель: познакомить с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Задачи: уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, расширить познания о народных истоках русской профессиональной музыки.
| Колокольные перезвоны Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. | Фреска, орнамент, арфа, оркестр, сюита, контраст, мелодия, гармония. | Познавательные УУД: знать: колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Регулятивные УУД: уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Коммуникативные УУД: творческое задание: колокольный перезвон. Личностные УУД: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере) |
|
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали»… Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
| Цель: сформировать представление о музыкальном портрете в вокальной и инструментальной музыке. Задачи: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования, проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и ИЗО. | Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля. | Скрипка, соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка) | Познавательные УУД: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Личностные УУД: Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. Регулятивные УУД: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Коммуникативные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. |
|
26 | Волшебная палочка дирижера. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
| Цель: познакомить с симфоническим оркестром, составом, значением дирижёра в исполнении симфонической музыки. Задачи: знать понятия: оркестр, дирижёр, состав групп инструментов оркестра, называть имени известных дирижёров. | «Симфония» №3 Л.Бетховен «Музыкант» Б. Окуджава | Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. | Познавательные УУД: знать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Регулятивные УУД: различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Личностные УУД уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. Коммуникативные УУД: творческая работа «Я- дирижёр» |
|
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Сообщение и усвоение новых знаний. | Цель: Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. Бетховена Задачи: научить понимать особенности трактовки драматической музыки на примере симфоний Л. Бетховена Воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях Развивать умение проводить интонационно образный анализ музыки. | Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен
Симфония №3 «героическая» Л. Бетховен. |
Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Портрет | Личностные УУД: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. Регулятивные УУД: сравнивать образ преодоления победы, торжества, выраженный в скульптура Микеланджело и музыке Л.Бетховена. Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса . |
|
28 | Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. | Цель: показать гармонию в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Задачи: развивать умения и навыки музыкально- эстетического самообразования. | Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. | Познавательные УУД: знать отличия католической и православной культуры, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Регулятивные УУД: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке. Коммуникативные УУД: выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Личностные УУД: формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений ИЗО. |
|
29 | Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель: продолжить знакомство с творчеством И.С.Баха. Задачи: накопление сведений о жизни и творчестве И.С.Баха. , передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | И.-С. Бах: «маленькая прелюдия и фуга» (для органа), Аве Мария. М.К. Чюрленис. Фуга. | Духовная музыка. Орган. Полифония. Фуга. | Познавательные УУД: знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. Регулятивные УУД: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Личностные УУД: проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. |
|
30 | Музыка на мольберте. Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Цель: расширить представление о стилевом многообразии музыки 20 столетия. Задачи: Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
| М.К. Чюрленис. Фуга. М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор, М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». | Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
| Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления в устной форме, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные УУД: знать, что роднит музыку, изобразительное искусство и литературу на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Коммуникативные УУД : сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. |
|
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Цель: познакомить с особенностями импрессионизма как художественного стиля. Задачи: выявить взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи | «Лунный свет» К.Дебюсси «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков | Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
| Личностные УУД: размышлять о музыкальном произведении, находить ассоциативные связи между художественными образам и музыки и живописи. Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. Познавательные УУД: знать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Коммуникативные УУД : определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. |
|
32 | О подвигах, о доблести и славе... Комбинированный урок. | Цель: проследить тему защиты Родины в различных видах искусства. Задачи: уметь проводить интонационно- образный анализ музыкальных произведений. | «Реквием» Д. Кабалевский: «Помните» «Наши дети» «Реквием» стихи Р. Рождественского. | Реквием. | Познавательные УУД: уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и ИЗО. Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. Коммуникативные УУД :выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, работа в сети Интернет. Личностные УУД: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. |
|
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… Сообщение и усвоение новых знаний. | Цель: показать богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Задачи: познакомить с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, сопоставить музыкальные и художественные образы.
| С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: - «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
| Коммуникативные УУД: развивать умения и навыки музыкально- эстетического образования. Познавательные УУД: знать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Регулятивные УУД: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. Личностные УУД: наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. |
|
34 | Мир композитора. С веком наравне. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Цель: Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). | Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства. | Познавательные УУД : обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и ИЗО. Личностные УУД: проявлять инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса. Регулятивные УУД: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и ИЗО. Коммуникативные УУД: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. |
|