План-конспект урока музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Жирнов Виктор Михайлович

"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolnost_v_muzyke_i_izobrazitelnom_iskusstve.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по музыке в 5 классе.

Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального искусства.

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
  • Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
  • Познакомит с видами колокольных звонов.
  • Содействвовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
  • Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Оснащение и оборудование урока: Презентация (и набор техники для ее демонстрации), видеосюжеты, репродукции картин И.Левитана, баян, компьютер, проектор

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Тема нашего урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

- Звучит музыка «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского –

Учитель: Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда  слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении?

Ответы ребят:

- Рассвет, восход солнца, начало нового дня…

Учитель: «Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере» Хованщина».

Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы. ВА ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.

Учитель: А что было слышно, когда звучало произведение М. Мусоргского?

Ответы учащихся:

 - Могучее, тревожное звучание большого колокола…

- Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…

Ученик (ца): Музыка М. Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон…Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

- Исполнение мелодии «Рассвета» -

Учитель: Сейчас вы услышите ещё знакомые вам колокольные звуки…

- Звучание курантов. Москва. Кремль –

Учитель: Ребята, а вы знаете,  на какой башне находятся куранты?

Ответ детей: На Спасской башне Кремля.

Учитель: Вот об этом композитор Евгений Крылатов сочинил песню, которая звучала в к/ф «Приключения электроника». Она так и называется «Колокола».

- видео -

- Звучит вступление к песне -

- Исполнение песни «Колокола» Е.Крылатова –

Учитель: Как вы уже поняли, мы с вами будем говорить на уроке  о колоколах. Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола?

Отеты детей:

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.

Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.

- легенды и сказание о колоколе –

Рассказы детей:

Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевог8о цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.

На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».

Учитель: Знаменитый итальянский скрипач Николо Паганини, услышав чудесное пение колоколов, сочинил концерт для скрипки с оркестром, который так и называется «Компанелла».

- Звучит «Компанелла» -

Учитель: На Руси  говорилось о монахах, создававших колокола по аналогии с лесным колокольчиком.

- Показ колокольчика -

Учитель: Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристый, то малиновый. В исполнении вокальной группы «Домисолька» прозвучит песня «Малиновый звон».

- Песня «малиновый звон» -

Учитель: Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

- Показ слайдов с изображением звонниц –

Учитель: А кто звонит в колокола?

Ответы детей:

Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Учитель: Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события. Во время ВОВ в белорусской деревне Хатынь фашисты согнали всех жителей в большой сарай и заживо сожгли всех. Сейчас на этом месте стоит памятник и звонит большой колокол в память о заживо сожженный жителях.

- Звучит песня «Хатынь» -

Учитель: Ансамбль патриотической песни «Голубые береты»  сочинил песни, которую так и назвал «Хатынь». В этой песне мы слышим, как тревожно гудят колокола и слышен людской стон.

Учитель: Можно привести еще один пример, где звуки колокола напоминают нам о трагоческих днях Великой Отечественной Войны. На территории Германии был построен концентрационный лагерь «Бухенвальд», где людей сжигали в печах. Уже после войны была написана песня грузинского композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».

- Учащиеся исполняют песню «Бухенвальдский набат» -

Учитель: Вот, что сказал об этой песне поэт Долматовский.

Дети: Поэт Долматовский сказал:  «Наверное это самая суровая, самая драматическая песня из всех песен, созданных после ВОВ. Каждым своим словом, каждым звуком она восстаёт против великого зла войны, напоминает нам о миллионах людей, в том числе и детей, мучительной смертью погибших в фашистских лагерях смерти. Колокол, звучащий сейчас там, где в годы войны, был один из самых зверских лагерей. – Бухенвальд.

Учитель: Как мы сказали, что колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?

Ответы детей:

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

- звучит -

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

- звучит -

Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество.

- звучит –

        

Учитель: Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».

Учитель: В это воскресенье все православные христиане будут праздновать великий праздник – Пасху. Первая неделя после Пасхи называется Светлой. В эти дни в церквях звучат особые песнопения. И все 7 дней в храмах звонят колокола. Мы уже знаем, что такой праздничный звон называется трезвоном.

А.Хомяков написал стихи, посвященные этим звонам.

Ученик (ца):

И мощный звон промчался над землёю.

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

Учитель: С.В.Рахманинов сочинил сюиту-фантазию для двух фортепиано, которую назвал «Светлый праздник». Сейчас мы с вами послушаем фрагмент финала этого произведения.

- С. Рахманинов фрагмент финала сюиты-фантазии -

Учитель: Что напоминает Вам звучание фортепиано?

Ответы учащихся: Звучание праздничного колокольного звона.

Учитель: Колокола бывают разных размеров: и большие, и маленькие. А знаете ли вы, какой самый большой в мире колокол? Где находится этот колокол? (на территории Кремля)

- История. Царь колокол –

Учитель: Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь колокол». Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Моторин со своим сыном. Подготовительные работы затянулись надолго.  Колокол стал самым большим в мире, весил он 200 т, но так ни разу не прозвучал. Всему  виной большой пожар в Москве, который охватил и Кремль.  При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин и от него откололся кусок весом 11, 5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никккому не нужен. Почти 100 лет пролежал колокол в земле, и только в 1834 г. его подняли из земли и установили на гранитный пъедестал под колокольней. И по сей день стоит Царь-колокол на этом месте.

- Высветить на экране –

Учитель: Не только музыканты и писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона. Перед вами две картины известного русского художника И. Левитана.

- Высвечиваются на экране –

Учитель: Что объединяет эти картины?

Ответы: (церковь, вода, широта русской природы)

Учитель: А как звучат эти картины?  «Тихо» или «громко»? Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный, маршевый?

Ответ: песенный.

Учитель: Я предлагаю послушать песню и подумать, какой картине она созвучна.

- Звучит «Вечерний звон» -

Учитель: Как вы думаете, как называется эта песня? (ответ детей)

А какую картину можно назвать также первую или вторую?

Ответ детей.

Учитель: Глядя на картины И. Левитана «вечерний звон» и «Над вечным покоем» попробуйте услышать колокольный звон. Как вы думаете, какие звоны подошли? Как бы они звучали?

(«Вечерний звон» - нежно, задушевно; «Над вечным покоем» - грустно, скорбно)

Учитель: Во всех этих картинах звучит музыка природы, в которых мы слышим ее красоту. Красоту родного края, красоту родных мест. У композитора Ю.Антонова есть песня о родных местах.

- Учащиеся исполняют песню «Родные места», «Уголок России» -

Учитель: Колокольные звоны настолько красивы, что многие композиторы использовали звучание колоколов  в своих произведениях. Например, в опере  М. Глинки «Жизнь за царя», «Иван Сусанин»  звучат колокольные звоны в финальной сцене.

- М.Глинка «Жизнь за царя», «Иван Сусанин» (финальная сцена) -

Учитель: Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

Юля Кузнецова:

Жива святая Русь, жива Россия:

Горят ее, сияют купола

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят колокола…

- Песня «Россия моя, купола золотые» Кузнецова Юлия –

Учитель: Из истории мы узнали, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.

- Презентация -

Учитель: На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро

В Европе колокола поют, а в России… звенят.

Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,

И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"

Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...