Эссе «Моя педагогическая концепция»
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая концепция»
Учитель музыки - прекрасная работа!
Ей отдаюсь вся без остатка я.
Концерты, развлечения, отчёты –
И это не работа – жизнь моя!
Наш народ, на мой взгляд, переживает глубокий кризис, он утратил главное – ориентиры развития.
В числе устойчивых ассоциаций с Россией упоминаются слова мороз, шапка – ушанка, балет, Сибирь, Кремль. В политической сфере – коммунизм, олигархия, коррупция. К позитивным составляющим образа России причисляются природные ресурсы и богатое культурное наследие.
Сегодня Россия воспринимается в мире как страна с неудовлетворительным социальным климатом, со слабым развитием культуры.
Я полагаю, что современная школа должна воспитывать для России людей с позитивным мироощущением, людей, готовых воспринимать задачи национального развития, готовых бережно относиться к собственной национальной культуре, к традициям и историческому опыту.
Мир, в котором мы живём, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по радио и телевизору, в театре и кино, в школе и в клубе. Музыка сопровождает спортивные соревнования, игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни и до траурного марша – музыка сопутствует человеку.
Искусство музыки – явление не просто чувственное, а чувственно – духовное, и не просто приятное, а прекрасное. Очень точно определил смысл музыки композитор А.Н. Серов: «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души».
Вся моя жизнь была связана с музыкой. Ещё в детстве волшебный мир звуков увлёк меня, с тех пор я не представляю свою жизнь без неё. А потом у меня появилось огромное желание передать свои знания и любовь к музыке детям.
«Учитель музыки должен преподавать этот предмет не как школьный, а как урок искусства!» Эти слова Д.Б. Кабалевского наполнили ярким смыслом мою педагогическую деятельность.
В искусстве понимание и получение знаний должно идти через эмоции: радость, удивление, очарование, которые выражаются в различных образах.
Как показать красоту музыки ребёнку? Хорошо известно, что нельзя заставить ученика полюбить музыку, можно ею заинтересовать. Нужно быть причастным к музыке: сочинять, исполнять, слушать.
Урок искусства, в основе которого лежит духовное отношение к миру, направлен на развитие личности ребёнка, на сотворчество.
Я учу сельских мальчишек и девчонок понимать музыку, видеть её особенности возможности в отражении действительности. Сила музыки в её сходстве с интонацией речи человека. Интонацией голоса человек придаёт состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а так же по её громкости, темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба.
Богатство живой человеческой речи, прежде всего её интонационное богатство, использует музыка, чтобы выразить определённые чувства, настроения, переживания. Это основа особой образности музыки.
Я объясняю детям, что музыкальная речь возникает в результате сложной переработки звуков природных и человеческих. Мои ученики знают, что сочинить музыкальное произведение, хорошо петь или играть на инструментах – дело сложное, настоящее искусство, где помимо владения музыкальной грамотой, важно умение человека выразить и передать мир своих чувств и мыслей. Только тогда исполненное произведение, будь то песня или танец, вызовет ответный отклик, западет в душу другого человека. На своих уроках я показываю, в чём сила и преимущество музыки. Оказывается, она способна передать неисчерпаемый мир человеческих чувств, их тончайших оттенков: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. Музыка способна передать и конкретные явления: шелест листвы, пение птиц, удар волн о берег, горное эхо.
В замечательном цикле великого русского композитора М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» зримо оживают богатырские и фантастические образы русских сказок, легенды средневековья. Слушая эту музыку, дети зримо представляют хромающую походку, причудливо угловатые движения гнома («Гном»), и беготню и игры детей («Тюильри»), и тяжёлое движение телеги («Быдло»), и трепыханье и писк птенцов («Балет невылупившихся птенцов»), и шумный, с треском и посвистом «полёт» бабы – яги («Баба – яга»).
Выразительные средства музыки – это мелодия, лад, ритм, тембр, регистр, гармония. Азы музыкального народного творчества постигают мои замечательные ложкари, учащиеся кадетского класса.
В своей работе я чаще обращаюсь к вокальному жанру. С песни, как правило, начинается знакомство человека с музыкой.
Трудно сказать, когда впервые вошла песня в хижину древнего человека. С бедой или удачей пришла она – кто знает! Может, она родилась из плача по навсегда ушедшему любимому? Может быть, явилась в минуту великой радости, когда был, низвергнут побеждённый враг. История не сохранила для нас дня рождения песни. Но день этот был, и с тех пор песня стала вечным спутником человека. Песня – это живой голос народа. Это своеобразная звучащая летопись всей его жизни – его истории, его трудов, печалей, радостей.
Я счастлива, потому что в нашей школе зазвучали песни. С великой радостью открываю таланты среди своих учеников. Учу их: главное в песне – мысль, которая выступает в форме музыкальной интонации, сложной, многокрасочной, богатой нюансами. Именно это делает песню и её исполнение запоминающимися, неповторимыми, долговечными. Мои воспитанники поют песни, посвященные таким высоким понятиям и чувствам, как долг, товарищество, дружба, любовь.
Хорошо сказал поэт Л.Мартынов: «Человечеству хочется песен …» От себя могу добавить: «А я их дарю моим ученикам, коллегам, односельчанам».
Я считаю себя состоявшимся педагогом, потому что вижу свет и красоту музыки в душе моих детей.
Не важно, будет ли профессия моих учеников связана с музыкой, я знаю, что музыкальное искусство навсегда останется с ними.
МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.
с.Воздвиженское «Учитель года 2014»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя педагогическая концепция"
Данный ресурс был представлен в рамках конкурса "Учитель года"....
Эссе "Моя педагогическая концепция"
В эссе выявляются ценностные ориентации и направленность классного руководителя, его мотивация и основные содержательные цели в работе....
Моя педагогическая концепция (эссе)
Эссе отображает личный взгляд на педагогическую деятельность....
ЭССЕ на тему "Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи"
Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Она характеризуется здоровьем общества и уровнем развития физических способностей человека. Физическое воспитание яв...
Комментарии
Большая умничка!
Большая умничка!