Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее"
план-конспект урока по музыке (7 класс)
- Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.
- Показать учащимся, что творчество многих авторов-исполнителей выходит за круг чистой развлекательности, затрагивая серьезные проблемы нашей жизни и общества, умение выражать ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_bardy.docx | 28.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее"
- Екименко Ирина Алексеевна, учитель ИЗО и музыки
Разделы: Музыка
По программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской с региональным компонентом
Тип урока: развитие
Форма урока: традиционная
Художественно-педагогическая цель занятия:
- Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.
- Показать учащимся, что творчество многих авторов-исполнителей выходит за круг чистой развлекательности, затрагивая серьезные проблемы нашей жизни и общества, умение выражать ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
Учитель читает четверостишье из стихотворения “Нарисую я жизнь” Ю.Лумповой.
“Нарисую я жизнь, разукрашу различными красками,
Добавляя частичку своей необъятной души,
Размешаю с сердечными ритмами, нежностью,ласками
А еще я добавлю щепотку тепла, доброты...”
Эти слова можно отнести к песне, которую мы сейчас с вами исполним.
Исполняется песня Б.Окуджавы “Пожелание друзьям”.
- Кто автор этой песни? (слова и музыка принадлежат одному автору - Булату Окуджаве.)
- К какому жанру она относится? (авторская, бардовская песня).
- Кто такие барды? (Поэты,музыканты, исполняющие свои собственные песни под гитарное сопровождение).
Наверное вы не все знаете, что бардами называли народных певцов древних кельтских племен, которые в дальнейшем стали профессиональными поэтами-бродячих или живущих при княжеских дворах Ирландии, Уэльса и Шотландии.
В средние века создателей авторской песни мы знаем как вагантов. Их поэзия - часть средневековой литературы и культуры, которая ярко проявлялась в карнавальных праздниках. Ваганты высмеивали человеческие пороки и стремились к очищению мира от греха.
На прошлом уроке мы начали работать над песней “Из вагантов” Д.Тухманова.
Разучиваем песню до конца) .
Работа над вокально-хоровыми навыками.
Стремление к знаниям и науке всегда отличало молодых людей. И сегодня мы можем услышать в исполнении современной молодежи студенческий гимн “Гаудеамус”.Вот его подстрочный перевод.
ДАВАЙТЕ ЖЕ РАДОВАТЬСЯ,
ПОКА МЫ МОЛОДЫ....
ДА ЗДРАВСТВУЕТ АКАДЕМИЯ!
ДА ЗДРАВТСВУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ!
ДА СГИНЕТ ПЕЧАЛЬ,
ДА СГИНУТ ГОРЕСТИ!
ВСЯКИЙ ВРАГ СТУДЕНТОВ,
А ТАКЖЕ НАСМЕШНИКИ.
Что общего в этих песнях и чем они отличаются друг от друга? (“Гаудеамус”- хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, “Из вагантов” Д.Тухманова -сольная, веселая, имеет подвижный темп и сопровождение, напоминающее игру певца, аккомпанирующего себе).
В современном мире авторская песня остается популярной и востребованной.Толчком для развития авторской песни в нашей стране стали 60-е годы. Люди разных профессий, а не музыканты-профессионалы, стали писать песни. Они становились очень популярны в студенческой и интеллигентной среде. А Московский педагогический государственный институт им. В.И.Ленина стал один из главных центров авторской песни. Предполагают, что первым бардом, поющим поэтом был Юрий Визбор. Он работал корреспондентом в журнале “Кругозор” и стал совмещать 2 профессии - репортерскую и музыкальную.
Исполним его песню “Солнышко лесное”.
Работа над вокально-хоровыми навыками.
Лирический герой авторской песни -это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир-это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.
Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-егоды прошлого века. Зазвучали песни В. Высоцкого, А.Дольского, Ю.Кукина, В.Долиной и других. В 80-90-е эстафету подхватили И.Тальков, О.Митяев, А. Макаревич, Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, В. Цой и другие.
По словам Высоцкого, авторские песни – “это стихи, положенные на ритмическую основу”. А Игорь Тальков заметил: “...бард - это человек, выражающий то, что его волнует с помощью музыки и стихов.
В лучших авторских песнях тесно переплетаются темы любви и красоты природы. Они просты и лиричны. Авторская песня превратилась в широкое движение. Возникали клубы самодеятельной песни, проводятся фестивали. Сегодня авторская песня прочно вошла в нашу жизнь.
Ежегодно в России под г. ТОЛЬЯТИ проводится Грушинский фестиваль бардовской песни. Валерий Грушин был веселым и жизнерадостным молодым человеком, учился в авиационном институте, любил водный туризм. В кругу своих друзей он пел песни, написанные им самим. Он погиб, спасая тонущих детей. В память о нем, вот уже 30 лет проводится этот фестиваль авторской песни.
На первый грушинский фестиваль собралось около 600 человек, через год - 10 тысяч, а через 5 лет - 100 тысяч человек. Это говорит о любви людей к авторской песне .И многие знаменитые песни были исполнены именно здесь.
Ежегодно в горах Осетии проходит бардовский фестиваль “Цейский вальс”, в котором участвуют любители песен от 16 дот 60 лет. В этот году фестиваль отметил свое 10-е, посвящен он был памяти Юрия Визбора. Многие участники живут здесь прямо на природе в палатках. Проходит фестиваль целую неделю.
На этих фестивалях барды исполняют как свои песни, так и полюбившиеся им.
Исполнение песни О.Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Итог урока:
1. О каких бардах вы можете рассказать своим сверстникам или младшим школьникам?
2. Какие песни вам особенно полюбились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....
Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»
В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее
Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, Б.Окуджава, О.Митяев....
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее" 6 класс
Цель урока:Продолжить рассмотрение темы «Мир вокальной и инструментальной музыки» на уроках в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г...
Конспект урока "Авторская песня -прошлое и настоящее"
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с жанром авторской песни.Кто такие были ваганты? И каким этот жанр стал в наше время....