Мир образов симфонической музыки
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Данная разработка предназначена для проведения уроков по разделу "Мир образов симфонической музыки" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy.doc | 198.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела
образовательной программы «Музыка»
«Мир образов симфонической музыки»
Авторы программы «Музыка. 5 – 7 классы» - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская
Выполнила: учитель музыки
первой категории
МБОУ ЛИЦЕЙ №3
Бондаренко Лилия Васильевна
2014 год
г. Саров
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Введение.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи раздела «Мир образов симфонической музыки».
- Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
- Ожидаемые результаты освоения раздела «Мир образов симфонической музыки».
- Обоснование используемых в образовательном процессе по теме раздела образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
- Система знаний и система деятельности.
- Поурочное планирование раздела «Мир образов симфонической музыки».
- Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем.
- Список литературы.
Введение.
«Музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научной дисциплиной, которой учатся и изучают.»
(Асафьев Б.)
«…Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощённого детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её».
Существует несколько авторских программ, созданных на основе УМК «Музыка», имеющих завершённые линии (руководители проектов: Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф»), учебники из которых включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ на 2013/2014 учебный год.
В своей работе я опираюсь на программу, разработанную Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской, так как в ней наиболее полно раскрываются значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие.
Методика авторов опирается на идеи Д.Б. Кабалевского:
- Духовно-нравственная направленность
- Связь с жизнью
- Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль)
- Методы познания, адекватные интонационной природе музыки
- Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность
- Целостность урока музыки
- Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся
Отличительная особенность этой программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отражённые, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям.
Сочетание различных видов музыкальной деятельности на уроке искусства позволяет достичь воздействия на разные коммуникативные каналы каждого конкретного ученика класса в целом.
Изучение курса музыки в 6 классе направленно на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений, развитие образного мышления и творческой индивидуальности, освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества, овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности через знакомство с музыкальными произведениями доступными их восприятию.
Учащиеся получают представление о мире музыки, формах ее бытования в жизни. У детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности.
В ходе работы по программе формируются общеучебные и метапредметные компетенции учащихся.
2 Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для V-VII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающим различные виды искусств, который даёт возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
В качестве приоритетных выдвигаются следующие задачи и направления деятельности педагога:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства
Данная методическая разработка составлена к программе общеобразовательных учреждений по предмету «Музыка», разработанной Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Т.С. Шмагиной.
Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу, и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребёнка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;
- развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы и изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;
- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.
Основные методические принципы построения программы:
- принцип увлечённости
- принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя
- принцип «тождества и контраста», сходства и различия
- принцип интонационности
- принцип диалога культур
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока урока. В программе VI класса 2 раздела:
- Мир образов вокальной и инструментальной музыки
- Мир образов камерной и симфонической музыки
В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома.
Обоснование выбора раздела программы
Мой выбор разработки раздела программы не случайно выпал на тему «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», так как темы и образы отечественного и музыкального искусства в данной программе являются приоритетными. Воспитание любви к своей культуре, своему народу обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребёнка. Г.В. Свиридов уже при жизни был музыкальным классиком, великим композитором земли Русской. Дирижёр Владимир Федосеев верно подметил: «Можно назвать имена только трёх больших композиторов, музыку которых играли на улицах ещё при их жизни. Это – Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа».
Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Школьники впервые знакомится с жанром музыкальных иллюстраций, навеянных образами пушкинской прозы и кинематографа. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки.
В произведениях Свиридова непостижимым образом высвечивается глубинная суть поэтического слова. В музыке Свиридова есть своя интонация. В ней всегда есть ощущение добра и огромная эмоциональная сила. Как говорил о нём Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много».
В данном разделе учитель, используя метод художественного контекста (выхода за пределы музыки),
- обеспечивает целенаправленную совместную деятельность с учениками,
- развивает представления о широких связях музыки и литературы,
- углубляет понимание школьниками русской природы музыки Свиридова,
- рассматривает возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения,
- выявляет особенности стиля композитора на примере программного сочинения Свиридова.
В этой теме учащиеся знакомятся с повестью «Метель» А.С. Пушкина, что поможет учащимся более глубоко почувствовать образы свиридовских музыкальных иллюстраций. Многообразие возможностей симфонического оркестра позволяет раскрыть образы литературного сочинения, а также показать особенности той эпохи, в которой происходит действие повести (начало 19 в.).
Своеобразная программная сюита включает в себя девять пьес:
- «Тройка»
- «Вальс»
- «Весна и осень»
- «Романс»
- «Пастораль»
- «Военный марш»
- «Венчание»
- «Отзвуки вальса»
- «Зимняя дорога»
На уроках учащиеся слушают 7 пьес.
Через интонационный анализ, пение по нотной записи музыкальных тем, сопоставление с произведениями других композиторов (Чайковский «Ноябрь. На тройке», вальс из оперы «Евгений Онегин», русские народные песни «Родина», «Грянул внезапно гром над Москвою», «Над полями да над чистыми», романс Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною», С. Прокофьев Ария Кутузова из оперы «Война и мир») и поэтическими пейзажами «Половодье», «Золотая осень», картиной В. Верещагина «Конец Бородинского сражения» учащиеся приходят к выводу: музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно «представить ушами» и «прочувствовать сердцем»
В разделе «Мир образов симфонической музыки» отражены нравственные искания человека, времени и пространства в музыкальном искусстве; своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки; сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки; повтор, контраст; взаимодействие музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
В разделе представлены программная музыка и её жанры, музыкальное воплощение литературного сюжета, выразительность и изобразительность музыки, образ-портрет, образ-пейзаж.
В освоении учащимися содержания музыкальных образов используются различные формы музицирования и творческие задания.
3 Цели и задачи раздела программы «Образы симфонической музыки»
- углубить понимание школьниками русской природы музыки Г.В. Свиридова
- развить представления о широких связях музыки и литературы
- показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов симфонического сочинения
- выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Георгия Свиридова
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации исполняемых произведений;
- развитие музыкальности, музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству;
- применение - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
4 Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
10-12-летний возраст – пограничный между детством и отрочеством. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира.
Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются:
(описаны Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой)
- учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по
саморазвитию и самосовершенствованию;
- сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой
жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких
отношений в коллективе;
- взросления как новообразования младшего подросткового периода –
специфической формы самосознания, социального по своей природе и
проявляющегося в «чувстве взрослости»;
- овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с
понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.
Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков. В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя. При решении той или иной задачи подросток ориентируется не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее решения.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль, - даёт средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делать возможным развитие самосознания.
В силу приверженности подростков к лёгкой, развлекательной музыке, большинство школьников не знают подлинных ценностей искусства, не интересуются ими. Однако именно в академических жанрах, классическом наследии сконцентрированы главные, общечеловеческие ценности искусства, поэтому приобщение к ним будет гармонизировать музыкально-слуховой опыт учащихся, в наибольшей мере способствовать развитию их музыкальной культуры. В связи с этим, музыкальные занятия в школе направлены на развитие интереса учащихся прежде всего к классической музыке.
На уроках затрагиваются важнейшие проблемы, связанные с постижением разных видов искусства как способа общения, способа познания, единения прошлого, настоящего и будущего: «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени».
Для воспитания сегодняшнего школьника особенно важно общение с искусством, умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве, изучение различных явлений культуры, языка, жанров и стилей искусства. Главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков, а также опыт музыкально-художественного творчества.
Изучение раздела «Образы симфонической музыки» направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Приоритетным направлением остаётся русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православной церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Благодаря сравнению музыки с другими видами искусства, более широкое и углублённое рассмотрение связей музыки с жизнью, обогащённое представление школьников о специфике музыкально-образного отражения мира, о закономерностях музыки открываются возможности для более глубокого воспитательного воздействия музыкальных занятий, особенно при тесном взаимодействии с учителями литературы и изобразительного искусства.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать то, что голосовые мышцы еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. В диапазоне детских голосов различают три регистра: головной, смешанный и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным.
Необходимо строго отбирать посильный репертуар, ограничиваться естественным для данного возраста диапазоном и умеренной силой звучания. Петь без зажимов и форсировки. Наиболее приемлемо смешанное дыхание, или, что одно и то же, грудобрюшное.
У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах си-до#2 (мальчики), си-фа2 (девочки).
Дети охотно работают над артикуляцией голосового аппарата, которая формирует звуки речи. Наиболее ярко голоса звучат в нюансе mp, mf, умеренном f. Нюанс p- очень трудный для исполнения.
Для учащихся этого возраста характерно фальцетное пение. Развивая музыкальные способности особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование-фундамент хорового пения.
Эффективность формирования исполнительских навыков во многом зависит от умения проникнуть в художественный замысел произведения, используя музыкальные знания и умения
5 Ожидаемые результаты освоения темы «Мир образов симфонической музыки».
а) знать/понимать:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определить принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий, знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
б) уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в произведениях
- охотно участвовать в коллективно-творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества;
- выразительно и интонационно исполнять сочинения разных стилей и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, импровизация);
в) оценивать:
- красоту и содержание музыкальных произведений;
- значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- действия других участников коллективной работы.
г) применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6. Обоснование используемых в образовательном процессе по теме раздела образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Одна из главных проблем музыкальной педагогики – как превратить урок музыки в урок искусства. Один из путей решения данной проблемы – это разработка технологий, использование методов, адекватных закономерностям музыкального искусства. Потребности в использовании на уроках музыки новых технологий – очевидна.
Во-первых: новые педагогические технологии должны активизировать интерес к уроку музыки;
Во-вторых: должны помочь учащимся определить свое отношение к окружающему миру, людям, к самому себе с позиций высокого искусства;
В – третьих: данные технологии должны помочь музыкальному развитию школьников и становлению эстетической культуры, формированию способности наслаждаться высокохудожественным музыкальным искусством;
В четвертых: использование новых подходов позволит активизировать музыкальное самообразование учащихся.
В разделе «Образы симфонической музыки» музыкальные иллюстрации Г.Свиридова представленный материал расширяет и углубляет представление учащихся о связях музыки и литературы, выявляет особенности стиля композитора.
После изучения раздела программы у учащихся формируется музыкально-слуховой запас:
- девять пьес из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» , «Зимняя дорога»
- Ноябрь «На тройке» из цикла Времена года П.И. Чайковского
- Вальс из оперы «Евгений Онегин»
- русские народные песни «Родина», «Грянул внезапно гром над Москвою», «Над полями да над чистыми»
- романс Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною»
- С. Прокофьев Ария Кутузова из оперы «Война и мир»
Интересен тот факт, что современным школьникам почти все равно, с каким пластом музыкальной культуры их знакомят, они «всеядны», важно лишь то, как и кто их учит, интересно ли им или нет. Поэтому среди методов, которые отражают современные подходы к музыкальному образованию и способствуют возникновению интереса к музыке можно назвать
Проблемно-поисковый метод
Метод пластического интонирования
Игровой метод
Метод сочинение-сочиненного (по Школяр)
Метод моделирования (по Школяр)
Метод «выхода за пределы музыки»
Метод проектов
Освоение содержания раздела «Образы симфонической музыки» реализуется при помощи следующих методов:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки
- метод инновационно-стилевого постижения музыки
- метод эмоциональной драматургии
- метод концентричности организации музыкального материала
- метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)
- метод создания «композиций»
- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)
Учитель должен организовать на уроке музыки процесс художественного обучения на основе диалога и полилога. Произведения искусства вовлекают учащихся в свое диалогически и полилогически насыщенное пространство и время. В данном случае ученик и учитель становятся партнерами в поиске « диалогической истины». Метод диалога ценен не достигнутым результатом, а ходом поиска истины. Обменом мнениями вслух, определением личного взгляда на явление или идею.
Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Это проявляется в использовании методов, направленных на формирование ассоциативного мышления.
7 Система знаний и система деятельности.
Содержание и методическая концепция раздела «Образы симфонической музыки» позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитие личностных компетенций учащихся.
- осознание ценности своей собственной культуры
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
-совершенствовании представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)
-развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях музыку различного характера;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства;
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, речь, память, воображение. Необходимо активизировать познавательную деятельность на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы:
- наблюдение;
- выявление интонационно-жанровой основы изучаемых произведений, их стилевых особенностей;
- моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности;
- импровизации и сочинении музыки;
- поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого;
- определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения;
- сравнение и классификация музыкальных явлений;
- анализ музыкальных произведений с целью выделения существенных признаков.
В процессе изучения музыки раздела у учащихся формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, обосновывать свои суждения, размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам. Развивается ассоциативно-образное мышление на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений.
8 Поурочное планирование по теме «Мир образов симфонической музыки»
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единство содержания и формы музыкального произведения.
Художественный образ – это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира. В художественном образе присутствуют действительность и художник, общее выражается в неповторимо-конкретном и индивидуальном, чувства проверенные разумом, это «умные чувства» (Л. Выготский). Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними.
Образы, запечатлённые в осмысленных звучаниях (интонациях), составляют содержание музыки и являются результатом преобразования и эстетической оценки реальности в сознании музыканта (композитора, исполнителя). Благодаря своей интонационно-временной природе, музыка выражает переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.
На способности музыки выразить конкретные, тонкие и «заразительные» эмоции и чувства основано широко распространённое определение её как «языка души» (А.Н. Серов).
На уроках учащиеся вместе с учителем выявляют выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, сопоставляют музыкальные образы. Это позволяет раскрыть отношения между художественной идеей, внутренней (интонационной) формой, которая осмысливается в упоре на жизненные прообразы музыки и внешней (звуковой) формой – смена тембров, направления мелодического движения и его рисунка, изменения громкости, темпа, общего характера ритмики.
Цель уроков – углубить понимание школьниками русской природы музыки Г.В. Свиридова.
Задача уроков:
- развить представление о широких связях музыки и литературы;
- показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения;
- выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г.В. Свиридова;
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования у уровню подготовки обучающихся | Виды деятельности и контроля |
1(6) 2(7) 3(8) | Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова «Метель» Георгий Свиридов – композитор земли русской «Над вымыслом слезами обольюсь» | Введение в тему. Открытие новых знаний. Сообщение и усвоение новых знаний. Расширение и углубление знаний. Урок обобщения и рефлексии | П.И.Чайковский «На тройке», Г.В. Свиридов «Тройка», русская народная песня «Родина», русская народная песня «Над полями, да над чистыми», Г.В. Свиридов «Весна. Осень» Г.В. Свиридов «Тройка», «Вальс», русская народная песня «Грянул внезапно гром над Москвою» Г.В. Свиридов «Марш», «Романс» Работа в группах «Мозговой штурм»(биография композитора, репродукции картин, цитаты, литературные отрывки) Г.В. Свиридов «Пастораль», «Венчание», «Тройка», «Вальс», «Марш», «Весна. Осень», «Романс» | Уметь размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов. Выявлять средства выразительности, форму, приёмы развития музыкальных произведений Понимать содержание музыкальных произведений разных жанров. Иметь представление о приёмах взаимодействия и развития музыкальных образов. Владеть обще культурологическими знаниями, уметь сопоставлять факты биографии и музыкальные факты. Анализировать музыкальные произведения и сопоставлять их с другими видами искусств. Развивать навыки исследовательской деятельности Владеть навыками музыкально-интонационного анализа. Знать тембровую окраску инструментов симфонического оркестра. Понимать особенности стиля музыки Г.В. Свиридова. Знать понятия: музыкальные иллюстрации, сюита | Слушание музыки. Пластическое интонирование. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое исполнение Частично-поисковая деятельность в проблемной ситуации Слушание музыки. Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального материала с произведениями литературы и живописи. Хоровое исполнение. Групповая работа «Мозговой штурм» Слушание музыки. Интонационно -образный анализ. Самостоятельная работа «Обобщение темы» Вопросы из учебника |
Новизна работы заключается в том, что расширено музыкальное содержание, вводится «мозговой штурм» на этапе групповой работы, позволяющий включить учащихся в самостоятельный поиск и анализ материала из разных видов искусств, создающего условия для обучения детей навыкам представления информации и её обсуждения, поскольку опыт показывает, что современные дети владеют большим объёмом информации, но с трудом формулируют свои чувства и мысли.
Психолого–педагогическая характеристика 6 А класса МБОУ «Лицей №3»
9 Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем.
Тема урока: «Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской»
Эпиграф: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа» (Г.Свиридов)
6-А класс «Лицей №3» дата проведения 24 февраля 2014
Тип урока: расширение и углубление знаний с элементами интегрирования.
Урок комбинированный
Цель урока: сформировать у учащихся понимание особенностей стиля Г.В. Свиридова на примере программного сочинения «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»
Задачи:
- воспитательная – развивать интерес к русской национальной музыке, культуре, эмоциональную отзывчивость, коммуникативность
- развивающая – развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, развитие умения размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушивания музыки
- обучающая – научить самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию из представленных источников. Учить видеть особенности музыкального стиля и понимать разновидности музыкальных образов. Учить различать своеобразие тембрового звучания симфонического оркестра. Познакомить с понятием музыкальной иллюстрации. Совершенствовать хоровое пение.
Методы:
- частично-поисковый,
- наглядно-иллюстративный
- репродуктивный
- метод проблемного диалога
Оборудование
- наглядные пособия: портреты Г.В. Свиридова, А.С. Пушкина, ноты пьес из сюиты
- презентация в программе Power Point
- фонохрестоматия 6 класс
- нотная хрестоматия 6 класс
Техническое оснащение
- фортепиано
- компьютер
- мультимедийный проектор
- музыкальный центр
Место урока: 2-й урок в разделе «Образы симфонической музыки»
Виды деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, пропевание музыкальных тем из пьес сюиты, хоровое исполнение русской народной песни «Грянул внезапно гром над Москвою»
Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся
Учащиеся 6А класса
- владеют навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание мелодий музыкальных сочинений
- умеют определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (народные, классического репертуара, современных авторов) по характерным признакам
- имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений
- различают лирические, драматические и эпические музыкальные образы
- раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства
«В музыке Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов, - говорит В. Минин. – Его музыка для меня – как музыкальная икона. В ней всегда есть ощущение добра и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Д. Шостакович: «Нот мало, а музыки много.»
Этапы урока, время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Обоснование |
Организационный момент (вступительное слово учителя) I Подготовка к активному, сознательному усвоению нового материала. Активизация восприятия. (4 мин) II Углубление темы. Знакомство с «Вальсом» из сюиты «Музыкальные иллюстрации» Г. Свиридова (15 мин) III Углубление темы, знакомство с «Маршем» (6 мин) IV «Мозговой штурм» (15 мин) V Углубление темы, знакомство с «Романсом». Обобщение, рефлексия. (5 мин) | Звучит «Тройка» - Какая музыка прозвучала? - Что значит «музыкальные иллюстрации»? - Это только описание? - «Музыкальные иллюстрации» - взгляд нашего современника на пушкинскую эпоху - Прочитайте фрагмент из повести на странице 122 вашего учебника - Какую бы вы написали музыку к этому фрагменту? Звучит «Вальс» - Какая музыка сейчас прозвучала? - Сколько мелодий получает своё развитие? - Почему композитор не ограничился одной лишь мелодией? - У вас на столах нотная запись 4-х тем «Вальса», пропойте их и сравните друг с другом - Какие образы они характеризуют? С помощью каких выразительных средств? В какой форме написан «Вальс»? - Что их объединяет? - В повести Пушкина нет сцены бала, в которой мог бы прозвучать вальс. Почему Свиридов в иллюстрациях пишет «Вальс»? - Бал – неотъемлемая часть дворянского быта, а в провинции тем более. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там зарождались первые чувства симпатии, любви. - Можно ли «Вальс» представить только как бытовой танец? Какой образ создаёт в нём Свиридов? - «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы колено преклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою» - так звучат строки из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - Какие вы знаете произведения, в которых отражаются события войны 1812 года, воспевается боевая слава русских солдат - Давайте исполним песню «Грянул внезапно гром над Москвою» - На странице 128 вашего учебника прочитайте, как описывал события того времени А.С. Пушкин в своей повести - Какие строчки передают душевное состояние героев? Звучит «Марш Г. Свиридова» - Вы услышали «Марш» из «Музыкальных иллюстраций» Г.В. Свиридова - Какими интонациями насыщена эта музыка? - Что роднит музыку «Марша» и «Вальса»? - В «Марше» и «Вальсе» передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Владимир и Бурмин, главные герои повести, были участниками Отечественной войны 1812 года. -Какими мы их видим?
- Согласны ли вы с утверждением: «Г.В. Свиридов – композитор земли Русской»(особенности стиля композитора)? - Чтобы ответить на этот вопрос мы разделимся на 4 группы: литераторы, биографы, художники, музыковеды. У каждой группы есть своё задание: литераторы – сопоставить поэтические строки с «Музыкальными иллюстрациями» Назвать литературные произведения в которых звучит патриотическая тема Отечественной войны 1812 года биографы – Найти интересные факты биографии композитора К каким музыкальным жанрам обращается композитор в своём творчестве художники – Сопоставьте картины из предложенных с «Музыкальными иллюстрациями» Нарисовать эскиз к одной из пьес иллюстраций музыковеды – Какие произведения написаны композитором, основные жанры. Определить отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов(особенности стиля композитора) - Г. Свиридов одну из пьес «Музыкальных иллюстраций» называет «Романс» Звучит «Романс» в исполнении симфонического оркестра под управлением В.Федосеева (в видеоварианте) - Что подтверждает ваши выводы, которые вы сделали? - Как вы думаете, почему он называет эту пьесу «Романс»? - Каких героев «рисует» эта пьеса? - «Музыка Г. Свиридова – драгоценная часть нашего духовного мира… Не национальный костюм, а народный дух является его сущностью» Звучит «Зимняя дорога» | - Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова «Тройка» - События повести композитор как бы описывает звуками музыки - Здесь передаётся настроение героев, их чувства, мысли Учащиеся читают фрагмент «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны…» - Торжественную, радостную, танцевальную или песенную («сочинение сочинённого») - Радостная, светлая, торжественная - Это вальс, бал - 4 мелодии. Одна из них более нежная, печальная, светлая, похожая на народную. - На балу много людей, все разные, но у всех радость победы Учащиеся исполняют темы - Образы героические и лирические, образы защитников-победителей и женские образы. Характер музыки песенно-танцевальный. Форма трёхчастная. 3 темы исполняют струнно-смычковая группа и медные духовые. Движение мелодии восходящее и нисходящее («взлёты-падения»). Настроение торжественное, праздничное. 4-я тема отличается от предыдущих. Она нежная, хрупкая, её исполняют деревянные духовые (гобой, флейта.) Можно представить образ девушки и картины природы. - Песенность, певучесть, музыка близка к народной - Нужно создать атмосферу 19 века. В музыке отражается пушкинская эпоха - Это не только танец, здесь мы слышим чувства радости и ликования, торжество победы, в Отечественной войне 1812 года, где героями являются главные персонажи повести Владимир и Бурмин - Опера С. Прокофьева «Война и мир», народные песни «Солдатушки», «Грянул внезапно гром над Москвою» Хоровое исполнение - «Между тем война со славою была кончена…» -«Время незабвенное! Время славы и восторга!» - Интонации маршевые, танцевально-маршевые, и, в то же время, певучие. Характер победный, праздничный, героический - У «Марша», как и у «Вальса» 3 части, мелодии легко запоминаются и поются, настроение торжественное, праздничное - Мужественными, отважными. Г. Свиридов помогает понять героический характер героев тех лет. Мы проникаемся атмосферой того времени. Работа в группах Подведение итогов работы малых групп, выступление представителей каждой группы - Композитор в своём творчестве обращается к истокам народного творчества, его музыка выражает «душу человеческую, её печаль и радость». Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской - Музыка, как и в предыдущих пьесах песенного характера, мелодия протяжная, похожа на народную. Слушая её, представляешь русские пейзажи. - Музыка похожа на песню с куплетами, каждый куплет исполняют разные инструменты (как будто песня без слов): скрипка и виолончель, гобой и флейта, труба - Музыка поёт нежно, печально, о любви главных героев. Звучит по-разному, но тема одна - Симфонический оркестр разнообразный, вдохновляет своей музыкой. - Мелодия постепенно как бы расцветает, а потом затихает - «Музыкальные иллюстрации» это картина, которую можно «представить ушами» и «прочувствовать сердцем» Дети уходят | Эмоциональный настрой, актуализация знаний Развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, актуализация знаний: жанровые особенности вальса, тембровая окраска симфонического оркестра Духовное развитие личности учащихся, развитие мыслительных операций, формирование познавательных УД, воспитание патриотических чувств Проблемный вопрос, который выводит учащихся на частично-поисковую деятельность. Ученики анализируют, сопоставляют, раскрывают образный строй музыки, стилистические особенности творчества композитора Через образы «Музыкальных иллюстраций» раскрывается и углубляется тема «Образы симфонической музыки». Развивается представление о широких связях музыки и литературы. Раскрываются возможности симфонического оркестра, выявляются особенности стиля композитора. Оценки ученики получают в течение урока |
Материалы и задания для работы биографов:
сформулировать 2-3 важнейших факта из биографии.
Свиридов Георгий Васильевич. Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего. В 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию, занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 года жил в Москве.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий мелодизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен им используемые, обогатили мелодику.
Свиридов существенно обновил, а частично и преобразовал традиционные вокальные и вокально-симфонические жанры - ораторию, кантату, романс, хоровую песню. Он создал и собственные жанровые разновидности вокальной музыки. Умер в 1998 году.
Произведения:
«Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)
«Курские песни» (слова народные, 1964)
кантаты:
«Деревянная Русь» (слова Есенина, 1964)
«Снег идёт» (слова Пастернака, 1965)
«Весенняя кантата» (сл. Некрасова, 1972)
для оркестра:
Три танца (1951)
сюита «Время, вперёд!» (1965)
Маленький триптих (1966)
«Метель» (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974)
Музыка для камерного оркестра (1964)
концерт для фортепиано с орк.(1936);
сочинения для хора, голоса с фортепиано, романсы и песни
Задание для группы экспертов
Назовите, какие произведения написаны композитором, основные жанры
Определите отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов (особенности стиля композитора)
Наши современники о композиторе
Дирижёр Владимир Федосеев: «Можно назвать имена только трёх больших композиторов, музыку которых играли на улицах ещё при их жизни. Это – Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа»
Дирижёр Владимир Минин: «В музыке Г. Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов… В ней всегда есть ощущение добра, и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много»
Георгий Свиридов: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа»
Материалы и задания для работы литераторов
Выбрать строки, наиболее точно отражающие музыкальный образ:
Н.В. Гоголь. Поэма в прозе «Мертвые души»
11 глава
…Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вот уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Александр Сергеевич Пушкин:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Задание для работы художников.
Сделать рисунок – иллюстрацию к музыке
Выбрать рисунок, соответствующий более всего музыке, объяснить, в чем оно соответствует музыке (в форме экспертизы «Мы провели экспертизу и заключили, что в 1 картине рассказывается о …
Во второй картине рассказывается…
Больше всего соответствует…, потому, что….»)
- В. Верещагин «Конец Бородинского сражения»
- Н. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»
- Е. Зверев «Половодье»
- Е. Зверев «Золотая осень»
- В. Брагинский «Иллюстрация»
- Н. Кузьмин «Пушкин в Болдино»
10 Список литературы.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
- «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М., Просвещение, 2004г.
- Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
- Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
- Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 2011г.
Список научно-методической литературы.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Детская музыкальная энциклопедия "Музыка", М., Астрель АСТ, 2003 г.
- Детская музыкальная энциклопедия , М., Астрель АСТ, 2002 г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке", М., Детская литература, 1972 г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- Левашова Г.Я. "Музыка и музыканты", Ленинград, Детская литература, 1969 г.
- Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский композитор, 1984 г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-Петербург, 2004 г.
- Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009
- Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Ткачева Е.Е. "Его величество театр" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
- Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
- Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Улашенко Н.Б.. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.
- Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003 г.
- Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
- Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
- Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
- Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
- Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.
- Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.
- Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.
- EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
- Авторские материалы (презентации, видео материалы) учителя музыки Яблонской Л.В.
Список компьютерного программного обеспечения
- Операционная система Windows 7
- Офисный пакет программ Microsoft Office
- Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader
- Нотный редактор Finale 2006
- Видеоредактор Windows Movie Maker/ Windows Life
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...
УРОК в 6-ом классе по теме «Образы симфонической музыки».
ТЕМА: Образы симфонической музыки.ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литера...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.ЗАДАЧИ:- позн...
Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...
Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...
Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...