Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
методическая разработка по музыке (6 класс)
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 классе. В ней рассматривается метод эмоциональных контрастов на примере Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень» Г.В. Свиридова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методической разработка урока музыки в 6 классе.
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Метод эмоциональных контрастов (прием сравнения)
- Что такое иллюстрация?
Рисунок к тексту.
- А как бы вы объяснили, что такое музыкальная иллюстрация?
Картина к тексту музыкальными средствами
- Что общего между художественной и музыкальной иллюстрацией, а в чем отличие?
Используются разные средства (краски, звуки)
- Послушаем музыкальную иллюстрацию и попробуем представить, что же нарисовал звуками композитор Г.Свиридов? Сколько образов вы услышите?
*Слушаем целиком
- Сколько услышали образов? (2)
- Ваше воображение нарисовало похожие образы или разные?
Разные
- Чем они отличаются? ( Разное настроение, динамика)
- Может быть, есть и что-то общее? (Движение мелодии, спокойный темп)
- Какую картину вы представили? (Картину природы)
- Послушайте, пожалуйста, первую зарисовку. Проследите за ее изобразительными моментами.
*Слушание «Весна»
- Какое звукоподражание вы услышали? На что похожи эти звуки?
Птички, ручьи, солнечный свет, прозрачный воздух
- Как вы думаете, это городской или сельский пейзаж? (сельский)
- Почему вы так решили? (нет городских звуков, шума, суеты)
- Какими музыкальными средствами создан пейзаж?
(Тембры духовых инструментов – звуки пастушьих рожков; спокойный темп, плавная мелодия – безмятежные просторы; звучание скрипки, увеличение динамики – как солнечные лучи; триоли, высокий регистр – птичий щебет)
- В какое время года мы наблюдаем такую картину? (весна - пробуждения природы)
- Послушайте еще одну зарисовку. Сравните с первым фрагментом.
*Прослушивание «Осень»
- Какие образы подсказало вам ваше воображение на этот раз?
Ветер, листья опадают, деревья качаются, дождик, пасмурно.
- Когда это происходит? (осень – увядание природы)
- Как музыка вам это подсказала? Спокойный темп, печальная мелодия, тихая динамика
- Давайте найдем сходство и отличия этих фрагментов.
Отличия | Сходство |
природа пробуждается - мажор, увядание природы – минор ; щебет птиц – украшения, форшлаги; пасмурная погода – ровный ритм, ведущая мелодия у флейты – прозрачность воздуха, песня ветра – скрипка солирует; солнечный свет – громче динамика, подвижней темп, пасмурная погода - динамика тише, темп медленнее | мелодия очень похожа, движется так же, нет резких скачков, смены регистров и динамики, равные по протяженности эпизоды. О чем это говорит? Одна местность в разное время года. Гармония природы в любое время года. |
- Вы знаете, иллюстрируя произведения, и художники, и композиторы стараются передать не только внешнюю картину, но и внутреннее состояние героев.
- Давайте проследим за выразительностью первого фрагмента. Какие чувства у Вас возникают? (Радость, надежда, трепет)
*Прослушивание «Весна»
- Как Вы думаете, какие музыкальные средства помогают композитору передать такие чувства в музыке? (Мажор, тремоло, флейта, увеличение динамики, звучание скрипки – уверенный взгляд в будущее)
- Похоже на ваши чувства весной? Почему у вас весной возникает ощущение радости, трепета, надежды? ( Чаще солнце светит, набухают почки, распускаются первые листочки – красиво, любование природой).
- Главная героиня повести, Марья Гавриловна, как вы думаете, какая она? (Молодая девушка, которая смотрит в будущее с радостью и надеждой. Она влюблена и счастлива)
- А теперь вспомните, что происходит с Вами, в Вашей душе, когда реже светит солнце, чаще моросит дождик, все короче становятся дни?
- Послушайте и подумайте, как меняется характер музыки и почему?
*Прослушивание «Осень»
- Что вы почувствовали? (Грусть, печаль, разочарование, одиночество -(минор, медленный темп;скрипка как человеческий голос; тихая динамика - душевный разговор о личном).
- Испытывали Вы такие чувства? Из-за чего?
Марья Гавриловна расстается с любимым, с которым хотела связать свою жизнь; он погибает на войне, а она случайным образом венчается с незнакомцем, который тут же покидает напуганную невесту зимней ночью в метель и непогоду. Проходит весна и осень. Что же чувствует Марья Гавриловна?
- Сравните выразительные образы Весны и Осени.
- Какими музыкальными средствами сумел композитор выразить человеческие чувства? (Мажор и минор – радость и грусть, флейта - надежда и трепет, скрипка – воспоминание, личные переживания. Сходство (рисунок мелодии, протяженность по времени, ровный ритмический рисунок, нет резких скачков, резкой смены динамики и регистров)
Итог:
- Две музыкальных зарисовки, как два состояния души человека.
Марья Гавриловна жила в деревне, поэтому композитор показал сельский пейзаж в разное время года. Композитор не только нарисовал картины природы, но и следовал за изменением чувств героини.
Человек не может только грустить или все время радоваться.
Жизнь не стоит на месте, этим она прекрасна. Как происходит смена времен года, так и меняются человеческие чувства.
Главные идеи:
Развитие умения прислушиваться к своим чувствам.
Осознание возможности получать удовольствие от созерцания природы.
Способствование осознанию ценности каждого момента жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""
Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе....
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.ЗАДАЧИ:- позн...
Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».14 марта 2016 года в Воронежском колледже состоялся концерт, посвящённый юби...
Конспект урока в 6 классе "Образы симфонической музыки"
Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Образы симфонической музыки" составлен в соответствии с программой Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской....
Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"
Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....
Г.В. Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"
Тестирование по теме "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"...