«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с историей создания произведения;
- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;
- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 29.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,
городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали
тел. факс - 548-35-48,E-mail: school-zd@mail.ru
Открытый урок музыки в 6 классе.
Тема: «Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»
Музыкальные иллюстрации».
Учитель музыки I категории Волкова О.В.
2015 год
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с историей создания произведения;
- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;
- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.
-Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
-Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;
-Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
ХОД УРОКА:
- Организационный момент .(2мин)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.
II Основная часть (30мин)
1 Слайд №2
- Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
(рассуждения детей)
- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратко расскажу.
2 Слайд №3
- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Как вы думаете, что это за музыка?
- Правильно: песня, романсы, арии, кантаты. А он писал романсы и песни. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.
3 Краткое содержание.
А сейчас отправимся в 1830г.
(дети – «К А.С. Пушкину?»)
- Да, в золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью». Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
- Образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель», написанная в один день, представляет собой, в сущности, о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.
А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.
Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше .
Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
4 Слайд №4
В 1964 году Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.
-Давайте вспомним, что такое «сюита»?
(ответы детей)
-А что такое иллюстрации?
( ответы детей)
- Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.?
(дети рассуждают и приходят к единому мнению)
- Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.
5 Работа с произведением.
-Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Слушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.?
- Если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока?
(рассуждения детей)
- Немного подкорректирую ваши высказывания. Тема нашего урока - «Образы симфонической музыки» . Запишите в тетради.
-А теперь, слушаем музыку . Далее интонирование, зарисовка.
(учащиеся выполняют поставленную задачу)
- Закончили. Ребята, картинка нарисовалась? Зачитывайте, что у вас получилось.
(учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)
- А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.
(«в споре рождается истина…»)
- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка». Слайд №5
-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».
(дети отвечают)
- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?
(учащиеся рассуждают)
- Да, не только… Вы говорите о чувствах тревоги, печали, раздолья… А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной , какие инструменты звучат, как и для чего.
(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)
- Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.
(музыка закончилась)
Мы вместе разобрали музыку пьесы и выполнили цель нашего урока: На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?
(ответы детей)
- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.
Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что нового вы для себя узнали на этом уроке?
Какие открытия сделали для себя?
Вам было интересно?
А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?
Сколько пьес нам осталось разобрать?
Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.
За активную работу на уроке получают оценки…
А теперь всего доброго. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»
Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произве...
Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...
Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...
Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...