открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева | 107.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Алтайский край
Немецкий национальный район
МБОУ «Шумановская СОШ»
«Мир русской песни»
Открытый урок музыки в 5-классе
Из опыта работы
Старжинской Марины Викторовны,
учителя музыки.
с.Шумановка
Открытый урок музыки в 5-классе
«Мир русской песни» слайд 1
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!» - «Здравствуйте, учитель!»
Слайд 2 Цель урока:
- понять, какие стороны жизни отражала русская песня;
- углубить знания детей о связи искусств;
- приобщить к культуре русского народа.
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
- формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Предметные компетенции:
- иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня)
- развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)
- понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись)
- познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
- определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны)
- иметь представление о песенной культуре русского народа
- развивать вокально-хоровые умения
Информационная компетенция
- уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"
- уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
- изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
- учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке
Коммуникативная компетенция
- учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи
Личностная компетенция
- осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития
- определить самостоятельный маршрут общения с искусством
Музыкальные инструменты: аккордеон.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, аудиокассеты с записями музыкальных произведений.
ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни".
1.Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения русской народной культуры
Слайд 3 – 4 «С чего начинается Родина» включить видеоклип 2,31
Учитель: Исполнение песни В. Баснера "С чего начинается Родина?" настроит нас на изучение темы "Мир русской песни". (Учебник "Музыка", стр. 56)
Слайд 5 эпиграф « Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его».
(С. Широбоков)
Как вы понимаете эти слова
Учитель: если собрать все песни, когда-нибудь созданные человеком, то получиться историческая летопись человечества. Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Что же такое песня? Почему так велика её роль в жизни человека? На эти вопросы мы постараемся ответить на этом и последующих уроках. Сегодня мы отправимся вглубь веков, когда песня неразрывно была связана с жизнью человека.
Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник "Музыка", стр. 58)
Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"?
Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Учитель: Послушайте какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).
Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (стр. 58 учебника "Музыка").Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили" (русский пейзаж, облик могучего дерева- излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы характер и силу народа)
Слайд 7 Шишкин «Среди долины ровныя»
Ученики представляют свои литературные опыты.
Слайд 8 текст песни «Среди долины ровныя»
Учитель: Обращаясь к русской поэзии, убеждаешься, какая огромная область музыкальной песни возникла из этого источника. Вот стихотворение А.Мерзлякова "Среди долины ровныя", своим характером, напевной интонационностью, ритмикой напоминающей народную песню. Благодаря ему живёт русская народная песня "Среди долины ровныя". (Учитель исполняет два куплета песни) Запись в тетради: РНП "Среди долины ровныя" 1.Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.
2.Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один бедняжечка,
Как рекрут на часах.
Учитель: какой характер мелодии ( неторопливый, величавый)
Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В построении развёрнутого ответа вам поможет наш учебник "Музыка" стр.58)
Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.
Слайд 9 название песни «Ах ты, степь широкая» по щелчку
Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:"
Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).
(Учитель исполняет песню.)
Слайд 10 приём лигато
Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая…" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". (В вашем ответе - "помощь учебника" и ваши наблюдения стр.59)
Слайд 11 картина Поленова
Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.
Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.
Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.
Физминутка исполнение песни «На горе-то калина» с движениями
Учитель: Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах, ты, степь широкая…»
Включить видеоклип Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая…" (4,13)
Учитель: Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?
Ученик: прозвучала русская народная песня «Ах, ты, степь, широкая в исполнении хора, солиста, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге – матушке.
Учитель: А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?
Ученик: Потому что Волга – кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.
"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.
Учитель: И вновь обратимся к авторским стихотворениям, близким по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Слайд 12"Вечерний звон". По щелчку
Название Стихи И. Козлова Запись в тетради по музыке:
Учитель Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".
(Учитель исполняет аккомпанемент). Что изображает аккомпанемент песни?
Ученик: колокольные звоны
Учитель: Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе? В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника "Музыка" и иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон". [предложение 4, стр.61]
Слайд 14 - И. Левитан «Вечерний звон»
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Запись на аудиокассете Слушание: Песня "Вечерний звон",
"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.
Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая…" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике "Музыка", с.61) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа. (стр.60-61)
Ученик: Песни - весь просторный русский пейзаж.
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.
Ученик: Мелодии песен величавы.
Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.
2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
Слайд 15 вывод по щелчку 4р
Запись в тетради по музыке:
Вывод:
Русская народная песня отражала:
- природу России, её пейзажи
- быт, чувства и переживания людей
- будни и праздники народа
Слайд 16 Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Учитель: К выполнению данного задания (ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?") обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека".
Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?
(Записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)
Слайд 17 Что было на уроке
-Узнали об особенностях жанра «песня» - народная песня, авторская песня
-познакомились с пейзажами И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана
-расширили представление о выразительных средствах музыки в создании образа
(мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность – колокольные звоны)
-окунулись в песенную культуру русского народа
Сопереживали...
Почувствовали…
3. Вокально-хоровая деятельность на уроке
Разучивание песни русской народной песни «Вдоль по улице молодчик идёт»
Исполнение песни «Песня о России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева
открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева...
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян. Садко)."
Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян. Садко)."...
Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...