открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки в 6-м классе по теме: " В мире ритма"
Старжинская Марина Викторовна, учитель музыки
Цели урока:
- закрепить с помощью примеров понятие “ритм”;
- доказать на примерах важность ритма для музыкального искусства;
- развивать ритмический и мелодический слух;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству.
Задачи урока:
- Развивающие: Развивать умение определять на слух музыкальные танцевальные жанры.
- Образовательные: Учить анализировать музыкальные произведения, сравнивать, выделять главное.
- Воспитательные: Приобщать учащихся к «золотому фонду» мировой музыкальной и художественной культуры.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- компьютер;
- проектор;
- компакт диски, аудиокассеты с записями произведений;
- аккордеон.
План урока:
- Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика.3мин.
- Повторение по теме “Ритм” 5 мин.
- Просмотр видеофрагмента из фильма «Иоганн Штраус», 4,15 беседа
- Слушание “Сказки венского леса” И. Штрауса 3 мин.
- Пластическое дирижирование 7 мин.
- Вокальная работа в песне “Красно солнышко” П. Аедоницкого 10 мин
- Слушание Мазурка Шопена аудиокассета, ответы на вопросы 3мин.
- Слушание Полонеза Шопена, ответы на вопросы 3мин
- Работа с учебником 3мин
- Просмотр видеоклипа “Мазурка Ф. Шопена, 2,45 мин.
- Просмотр видеоклипа «Полонез», 4,4 мин.
- Просмотр видеоклипа «Болеро» фрагмент 8мин.
- Релаксация. 5 мин.
- дидактическая игра
- подведение итогов
Ход урока.
1. Приветствие. Распевание. 3мин. Дыхательная гимнастика.
Упражнение “Ладошки” И.п: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
“Китайский болванчик” И.п.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
2. Повторение. 5мин.
Предыдущие уроки были посвящены очень важному выразительному средству музыки.
- О чем мы вели разговор? (о ритме) слайд 1 название урока
“В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам”.
И. В. Гете (слайд №2)
- Что такое ритм? (чередование долгих и коротких звуков)
- Что так четко организует чередование различных звуков? (метр, размер)
Музыкальных размеров достаточно много.
А сейчас у нас ритмические обучалки. Попробуем воспроизвести ритм, записанный на экране. (слайд №3-4)
- С каким ещё музыкальным размером мы познакомились на прошлом уроке? (3\4)
Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры.
У. –Цели нашего урока: ”; Цели слайд №5 закрепить с помощью примеров понятие “ритм»; развивать умение определять на слух танцевальные жанры.
- доказать на примерах важность ритма для музыкального искусства;
Предлагаю вашему вниманию фрагмент из фильма «Иоганн Штраус». Вы станете очевидцами рождения музыкального шедевра (слайд № 6) написал огромное количество танцев: вальсов, полек, мазурок. слайд №7,8
3. Просмотр видеофрагмента из фильма «Иоганн Штраус» 4,15мин.
Какое произведение сочинил Штраус? - Как вы узнали, что это вальс?
В чём уловил первые такты своего вальса композитор? (в перестуке колес кареты) Штрауса называли королём вальса
4.Просмотр и слушание вальса “Сказки венского леса” И. Штрауса 3мин.
У.- Какие ритмы слышит человек в окружающем мире? (стук колес поезда, трамвая, капли дождя)
- В середине прошлого века в домах очень были популярны ходики, часы. Часто циферблат представлял мордочку кошки с глазами, которые двигались в ритме маятника.
- Покажите, как двигался маятник?
- А как двигались глаза у кошки?
5. Пластическое дирижирование под музыку С. В. Рахманинова:
И это тоже определенный ритм. А еще есть ритм жизни, правда? Каким он может быть? (быстрым, размеренным, неторопливым)
Попробуйте по ритму определить по ритму характер песни. Показать ритмическое начало “Красно солнышко”. Знакомство с песней, разучивание 1 куплета.
6.Песня «Красно солнышко» (слайды №10-11) 10мин.
Ф. Шопен (слайды №12.13)
7. “Мазурка” Ф. Шопена – (слайды №14) слушание (без названия) аудиокассета 2мин
- Это тоже вальс? (нет, это мазурка)
- Как вы догадались? (ритм другой)
Действительно, размер один и тот же, а ритм другой.
- Какие интонации преобладают в Мазурке? (угловатые, острые, резкие)
-А вот еще танец, очень популярный в XIX веке, принадлежит перу Ф. Шопена? (Полонез)
8. Полонез ля мажор Ф. Шопена –(слайды №15) слушание аудиокассета 2мин.
- Что общего в этой музыке с вальсом, мазуркой? (размер)
- Черты каких жанров мы здесь слышим? (Танца и Марша)
- Чего больше? (Марша)
Эти танцы мы не только послушаем, но и посмотрим, как его исполняют. Полонезом открывались все балы.
9.Просмотр видеоклипа «Полонез» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»
С удовольствием танцевали и Мазурку.
10. Видео фрагменты танца Мазурки – просмотр видео
- Понравилось?
-Существует ещё танец – болеро, трёхдольность этого танца, родившегося в Испании, в свой ритм заключила характерный стук кастаньет. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра М. Равель, французский композитор
Просмотр фрагмента видеоклипа «Болеро» Равеля.
11.Работа с учебником Откройте учебник на стр.45. Перед вами картина С. Боттичелли «Весна». Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине? С ритмом какого музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины?
12. Релаксация
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой танец вам больше понравился, захотелось научиться танцевать?
- Насколько важен ритм для музыкального искусства?
Действительно, только с помощью ритма музыка превращается в музыкальную речь, в разговор.
Давайте и мы с вами поговорим с помощью ритма.
- Какие инструменты нам могут помочь? (барабан, бубен, ложки)
. 13. Игра “Ритмический разговор”. Ритмизация диалогов.
- Еж, еж, где живешь? Я живу под елкой. На опушке леса.
- Где водятся волшебники? В фантазиях твоих. В волшебных, добрых книжках.
14. Итоги урока. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием трехдольных ритмов. Мы считали, что трехдольность, размер ¾ указывает нам на вальсовый характер, значит, мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. На фоне этого метра могут развернуться разные ритмические рисунки, ритмы. Какие это ритмы? Уч-ся. Это могут быть разные танцы: мазурка, полонез, болеро.
Уч-ль. Правильно. Ритм нам рассказывает о музыкальном образе, поэтому именно он является основой музыки. Ритм говорит нам, например, какой это танец. Почему именно танцы наиболее ритмически характерны? Потому что именно в танцах ритмические рисунки наиболее яркие и разнообразные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...
Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)
Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...
Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"
Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева
открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева...
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....