открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Старжинская Марина Викторовна

  открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки в 6-м классе по теме: " В мире ритма"

Старжинская Марина Викторовна, учитель музыки 

Цели урока: 

  • закрепить с помощью примеров понятие “ритм”;
  • доказать на примерах важность ритма для музыкального искусства;
  • развивать ритмический и мелодический слух;
  • способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству.

Задачи урока:

  1. Развивающие: Развивать умение определять на слух  музыкальные танцевальные жанры.
  2. Образовательные: Учить анализировать музыкальные произведения, сравнивать, выделять главное.
  3. Воспитательные: Приобщать учащихся к «золотому фонду» мировой музыкальной  и художественной культуры.

Оборудование: 

  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • проектор;
  • компакт диски, аудиокассеты с записями произведений;
  • аккордеон.

План урока:

  1. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика.3мин.
  2. Повторение по теме “Ритм” 5 мин.
  3. Просмотр видеофрагмента из фильма «Иоганн Штраус», 4,15 беседа
  4. Слушание  “Сказки венского леса” И. Штрауса  3 мин.
  5. Пластическое дирижирование 7 мин.
  6. Вокальная работа в песне “Красно солнышко” П. Аедоницкого 10 мин
  7. Слушание Мазурка Шопена аудиокассета, ответы на вопросы 3мин.
  8. Слушание Полонеза Шопена, ответы на вопросы 3мин
  9. Работа с учебником 3мин  
  10. Просмотр видеоклипа “Мазурка Ф. Шопена,  2,45 мин.
  11. Просмотр видеоклипа «Полонез», 4,4 мин.
  12. Просмотр видеоклипа «Болеро» фрагмент 8мин.
  13.  Релаксация. 5 мин.
  14. дидактическая игра
  15. подведение итогов

Ход урока.

1. Приветствие. Распевание.  3мин.  Дыхательная гимнастика.

Упражнение “Ладошки”   И.п: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

“Китайский болванчик”   И.п.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

2. Повторение. 5мин.

Предыдущие уроки были посвящены очень важному выразительному средству музыки.

- О чем мы вели разговор? (о ритме) слайд 1 название урока

“В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам”.

И. В. Гете (слайд №2)

- Что такое ритм? (чередование долгих и коротких звуков)

- Что так четко организует чередование различных звуков? (метр, размер)

Музыкальных размеров достаточно много.

А сейчас у нас ритмические обучалки. Попробуем воспроизвести ритм, записанный на экране. (слайд №3-4)

- С каким ещё музыкальным размером мы познакомились на прошлом уроке? (3\4)

Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры.

У. –Цели нашего урока: ”; Цели  слайд №5   закрепить с помощью примеров понятие “ритм»; развивать умение определять на слух  танцевальные жанры.

  • доказать на примерах важность ритма для музыкального искусства;

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из фильма «Иоганн Штраус». Вы станете очевидцами рождения музыкального шедевра (слайд № 6) написал огромное количество танцев: вальсов, полек, мазурок. слайд №7,8

3. Просмотр  видеофрагмента из фильма «Иоганн Штраус»  4,15мин.

Какое произведение сочинил Штраус? - Как вы узнали, что это вальс?

В чём  уловил первые такты своего вальса композитор? (в перестуке колес кареты) Штрауса называли королём вальса

4.Просмотр и слушание вальса “Сказки венского леса” И. Штрауса  3мин.

 

У.- Какие ритмы слышит человек в окружающем мире? (стук колес поезда, трамвая, капли дождя)

- В середине прошлого века в домах очень были популярны ходики, часы. Часто циферблат представлял мордочку кошки с глазами, которые двигались в ритме маятника.

- Покажите, как двигался маятник?

- А как двигались глаза у кошки?

5. Пластическое дирижирование под музыку  С. В. Рахманинова:

И это тоже определенный ритм. А еще есть ритм жизни, правда? Каким он может быть? (быстрым, размеренным, неторопливым)

Попробуйте по ритму определить по ритму характер песни. Показать ритмическое начало  “Красно солнышко”. Знакомство с песней, разучивание 1 куплета.

6.Песня «Красно солнышко» (слайды №10-11)       10мин.

  Ф. Шопен (слайды №12.13)

7. “Мазурка” Ф. Шопена – (слайды №14) слушание (без названия) аудиокассета 2мин

- Это тоже вальс? (нет, это мазурка)

- Как вы догадались? (ритм другой)

Действительно, размер один и тот же, а ритм другой.

- Какие интонации преобладают в Мазурке? (угловатые, острые, резкие)

 -А вот еще танец, очень популярный в XIX веке, принадлежит перу Ф. Шопена? (Полонез)

8. Полонез ля мажор Ф. Шопена –(слайды №15) слушание  аудиокассета 2мин.

- Что общего в этой музыке с вальсом, мазуркой? (размер)

- Черты каких жанров мы здесь слышим? (Танца и Марша)

- Чего больше? (Марша)

Эти танцы мы не только послушаем, но и посмотрим, как его исполняют.  Полонезом открывались все балы.

9.Просмотр видеоклипа «Полонез» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»

С удовольствием танцевали и Мазурку.

10. Видео фрагменты танца Мазурки – просмотр видео

- Понравилось?

-Существует ещё танец – болеро, трёхдольность этого танца, родившегося в Испании, в свой ритм заключила характерный стук кастаньет. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра М. Равель, французский композитор

Просмотр фрагмента видеоклипа «Болеро» Равеля.

11.Работа с учебником  Откройте учебник на стр.45. Перед вами картина С. Боттичелли «Весна». Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине? С ритмом какого музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины?

 12. Релаксация

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какой танец вам больше понравился, захотелось научиться танцевать?

- Насколько важен ритм для музыкального искусства?

Действительно, только с помощью ритма музыка превращается в музыкальную речь, в разговор.

Давайте и мы с вами поговорим с помощью ритма.

- Какие инструменты нам могут помочь? (барабан, бубен, ложки)

. 13. Игра “Ритмический разговор”. Ритмизация диалогов.

- Еж, еж, где живешь? Я живу под елкой. На опушке леса.

- Где водятся волшебники? В фантазиях твоих. В волшебных, добрых книжках.

14. Итоги урока.  Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием трехдольных ритмов. Мы считали, что трехдольность, размер ¾  указывает нам на вальсовый характер, значит, мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. На фоне этого метра могут развернуться разные ритмические рисунки, ритмы. Какие это ритмы? Уч-ся. Это могут быть разные танцы: мазурка, полонез, болеро.

Уч-ль. Правильно. Ритм нам рассказывает о музыкальном образе, поэтому именно он является основой музыки. Ритм говорит нам, например, какой это танец. Почему именно танцы наиболее ритмически характерны? Потому что именно в танцах ритмические рисунки наиболее яркие и разнообразные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева

открытый урок музыки 5 кл. "Мир русской песни" по программе Науменко, Алиева...

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....