Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
план-конспект урока по музыке по теме

Нерославская Елена Ивановна

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока, составленный в соответствии со схемой -требованием для аттестации педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока музыки13.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                     Конспект урока

 Педагог:  Нерославская Елена Ивановна

Предмет             музыка                                                           Класс        4

Тема урока    «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Задачи:

 Образовательные:

Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.

Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен

Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение работать в группе;

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Воспитывающие:

Привить навык самостоятельной работы;

Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, плакат-дерево, схемы самоанализа, анкеты  песни, листы –ожидания, словарь чувств Ражникова,  статуэтка Мудрая сова

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент:

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Настроиться на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Создать условия для продуктивной работы на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

Метод: хоровое пение.


      Учитель: (поет приветствие) Здравствуйте, ребята!

       Дети: (поют ответное приветствие) Здравствуйте, учитель!

       Учитель: Очень рада видеть вас, друзья! У нас на уроке –     гости. Давайте их поприветствуем! (Дети приветствуют гостей кивком головы)

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать чувства, мысли, переживания человека, созвучные с образами природы и особенности музыки, иллюстрирующей эти чувства.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для осознавания чувств, мыслей, переживаний, созвучных с образами природы, оценить умение подбирать средства музыкальной выразительности для музыки, созвучной чувству.

Метод: представление творческой работы.

- Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроках?

(русская народная музыка)

- На прошлом уроке  мы говорили о том, что с давних времен человек связывал свои чувства, мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось в творчестве и поэтов, и музыкантов и художников, которые воспевали природу в своих произведениях. Удалось ли вам  подобрать образы природы, созвучные вашему настроению, чувству? Покажите свои рисунки.

(дети представляют рисунки, угадывают чувства друг друга, выраженные через образы природы)

- У вас получились очень выразительные рисунки. А какая музыка созвучна твоему чувству или настроению?

(обучающиеся перечисляют особенности созвучной музыки, обозначая средства музыкальной выразительности)

-

2.

3.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Метод: «Дерево ожиданий» МАО


Изучение нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: познакомиться с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека.

Задачи:

-через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей;

-научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен;

-научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;

-научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты, музыкальные движения

-сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.

Методы: дидактическая игра –исследование, самоисследование,  частично-поисковый.

Формы деятельности: групповое взаимодействие, сравнительный анализ, самоанализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, звучащие жесты, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности

  Введение в тему

        Учитель: Обратите внимание на экран! Давайте прочтем  вместе (читают всем классом) «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»  - вот таким интересным вопросом звучит тема нашего урока. Сегодня вам предстоит самостоятельно исследовать музыку , чтобы узнать:

Откуда берет свое начало русская народная  песня

Каковы жанры русских народных песен  и каково их значение в жизни людей


- Но прежде, я предлагаю вам осознать свои ожидания, или опасения и отразить их на листочках. Чего я ожидаю от этого урока, чего мне бы очень хотелось…(обучающиеся пишут свои ожидания или опасения на листочках)

- Если наши ожидания сбудутся, и цель урока будет достигнута, то мы сможем «оживить» дерево, украсив его осенним нарядом.

     

 Учитель: На предыдущих уроках мы уже вели разговор о русской народной музыке и знаем, что  русская музыка берет свое начало из жанра? (песни)  Найти и обрести мудрость, скрытую в русской народной песне нам сегодня поможет Мудрая Сова. Чтобы самостоятельно провести исследование и найти ответы на вопросы (на экране) Сова приглашает нас на Музыкальную поляну, где растут волшебные колокольчики. Каждый колокольчик –это музыкальное произведение и в то же время – это отдельный этап в нашем исследовании. На каждом этапе есть задания:

Слушать и анализировать музыку

Познакомиться с текстом и понять содержание песни

Интонировать песню с показа голосом

Подобрать звучащие жесты или музыкальные движения к  музыке

Заполнить схему самоанализа песни, осознать ее смысл и значение

Заполнить Анкету песни, определить ее жанр

Учитель: У вас на столе лежат схемы для самоанализа. Заполнив все части схемы,  вы получите целостное представление о произведении. Нужно будет найти текст песни, которая звучит, чтобы понять, о чем она. Затем вы работаете группой и заполняете Анкету песни, здесь уже нужно будет определиться с жанром и особенностями. В групповой работе самое главное правило напомните какое? (уважение другого). Дать возможность каждому высказать свое мнение, работать активно, не ссориться и не грубить друг другу – это очень важно.

Учитель: Теперь, когда все готово, можно начать путешествие-исследование. Но прежде чем вы сорвете первый колокольчик,  Мудрая Сова предлагает взглянуть на экран. Перед вами репродукция с картины русского художника  20 века К.С. Петрова –Водкина «Полдень».

- Рассмотрите внимательно, какие события  жизни человека изобразил художник?

(работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны)

- Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям? Какая музыка здесь звучит?

(мягкая  плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная)

 - Отсюда мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя. Я думаю, что вы уже готовы к тому, чтобы сорвать колокольчик и начать исследование.

(Дети срывают первый колокольчик. Звучит  лирическая песня «У зори-то, у зореньки» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать звучащие жесты к песне и показать их)

- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

- А теперь давайте напоем эту песню сами, чтобы ощутить особенности ее характера и интонаций.

(интонирование с голоса)

- Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.

(учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы, на доске написаны «слова –чувства» в помощь обучающимся)

- Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и вписываем ответ.

(после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования)

Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования?

С каким событием из жизни человека связана эта песня? (переживание одиночества, расставание, тоска по любимому человеку)

- В чем особенность этой песни? ( развитая мелодия, плавная,  протяжная, распевная, минорная, грустная)

- Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы выразить чувства, облегчить душу)

- К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (лирическая)

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Какой колокольчик сорвем в этот раз?

(Дети срывают второй колокольчик. Звучит   песня «Ой, баю, баю, баю...»  Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать  музыкальные движения к песне и показать их)

- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

- А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность интонаций этой песни? (они повторяются, покачивающиеся)

(интонирование с голоса)

- Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.

(учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы)

- Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и  пишем ответ.

(после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования)

Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования?

С каким событием из жизни человека связана эта песня? (воспитание детей, укачивание малыша)

- В чем особенность этой песни? (нежная, спокойная, минорная, укачивающая, повторы интонаций, всего три звука –короткий мотив)

- Каково значение этой песни, зачем ее поют?  (чтобы успокоить, укачать, выразить любовь и нежность))

- К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (колыбельная)


Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.

(Дети срывают третий колокольчик. Звучит   песня «Солдатушки, бравы ребятушки»  Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать  музыкальные движения к песне и показать их)

- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. Каков характер песни, это строгая военная песня или?…(шуточная военная)

- А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность  этой песни? (Она маршевая, ритмичная, удобно шагать, энергичная, волевая, смелая, в мелодии смелые скачки и ходы)

- Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.

(учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы)

- Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и  пишем ответ.

(после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования)

Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования?

С каким событием из жизни человека связана эта песня? (служба в армии, солдатская жизнь)

- В чем особенность этой песни? (ритмичная, марщевая, широкие ходы и смелые скачки в мелодии, мажорная)

- Каково значение этой песни, зачем ее поют?  (чтобы вместе четко шагать, отдыхать, шутить тогда, когда тяжело, облегчить жизнь)

- К какому жанру отнесем эту песню? (солдатская)

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.

(Дети срывают третий колокольчик. Звучит   песня «Милый мой, хоровод»  Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать  музыкальные движения к песне и показать их)

- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

- А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность  этой песни? (интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг)

- Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.

(учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы)

- Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и  пишем ответ.

(после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования)

Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования?

С каким событием из жизни человека связана эта песня? (отдых после работы, праздник)

- В чем особенность этой песни? (Она  танцевальная, спокойная, плавная, кружевная, минорная, хороводная)

- Каково значение этой песни, зачем ее поют?  (чтобы танцевать, отдыхать, общаться)

- К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная)

4.

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать  значение музыки в жизни человека.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для того, чтобы у  обучающихся сформировать представление о жизни, как источнике музыки, помочь осознать значение музыки в жизни человека.

Задача: составление схемы взаимовлияния музыки и жизни

Методы: наглядный, дискуссия.





Итог урока

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель: побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки.

Метод: «Дерево ожиданий» МАО

Учитель: Итак, у нас целый букет волшебных колокольчиков! Вы познакомились и проанализировали несколько русских народных песен. Так  откуда же берут они свои образы и темы? (из жизни)

- Конечно, Сама жизнь дает для песни образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится в песне у поэта.

- Жизнь –источник образов музыки (Обратить внимание на схему на экране: ЖИЗНЬ-МУЗЫКА)

- А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? (утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил)

- В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. (обратить внимание на схему на экране : ЖИЗНЬ-МУЗЫКА-ЖИЗНЬ)

- Благодаря исследовательской работе, которую вы сегодня провели, путешествуя по Музыкальной поляне и срывая волшебные колокольчики, вы обрели очень важное знание: Жизнь является источником для русской  песни, а песня помогает людям жить. (показать на схему на экране)

Мудрая Сова очень рада, что теперь и вы обладаете этой мудростью, а я желаю вам, чтобы с вами по жизни шла музыка, которая помогает жить, любить и радоваться жизни!

- Друзья мои, мы достигли цели урока, ответили на главные вопросы, которые ставили в начале исследования? (да)

-  Вам понравилось исследовать? (Да) Обо всех ли жизненных ситуациях мы сегодня поговорили? (Нет) Мы обязательно продолжим эту работу на следующих уроках.

- Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю всем отличные оценки.  А как обстоит дело с вашими ожиданиями? Я с нетерпением жду этого момента, получится ли нам «оживить» дерево? Чьи ожидания сбылись – приклейте листочек на дерево. (дети приклеивают листочки на дерево и «одевают» его в осенний наряд)

- Прекрасно! Наше дерево оделось в настоящий осенний наряд! А это значит, что сегодняшний урок прожит не напрасно!

- Как начинающим исследователям Мудрая Сова дарит вам сегодня  свой знак. Пусть этот символ висит у вас в классе и вдохновляет вас на новые исследования!

5.

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:  осознать жизненные события и ситуации, в которых звучит музыка. Подобрать соответствующие средства музыкальной выразительности.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать познавательный интерес через поисковую деятельность, закрепить знание средств музыкальной выразительности.

- Какие жизненные ситуации не были сегодня рассмотрены нами, но в них тоже звучит музыка? Подберите дома репродукции с картин или картинки с такими ситуациями. Предположите, какая музыка может звучать в них. Можно оформить творческую работу на альбомных листах. Оценивается качество выполнения работы и правильность подбора средств музыкальной выразительности.

Всего вам доброго! До свидания!

(звучит фонограмма хороводной песни «Милый мой, хоровод», дети покидают класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.

Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс

Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...

Конспект урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Подробный план-конспект урока поможет не растеряться, грамотно провести урок. Подобраны все виды народных песен....

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Уважаемая Елена Ивановна! Вы ставите цели урока, исходя из требований новых ФГОС. Но, насколько мне известно (сама работаю по новым ФГОС третий год - начинали первыми в пилотном проекте), в четвёртых классах они ещё не введены. А разработка, конечно, интересная. Думаю, что она будет востребована коллегами. Только вот в задачах слова "научить, сформировать" возможно лучше заменить "учить и формировать"? Ведь это происходит не за один урок, нужно много времени, чтобы научить и сформировать.
Успехов!