Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
план-конспект урока по музыке по теме
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока, составленный в соответствии со схемой -требованием для аттестации педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого урока музыки | 13.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог: Нерославская Елена Ивановна
Предмет музыка Класс 4
Тема урока «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Задачи:
Образовательные:
Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
Воспитывающие:
Привить навык самостоятельной работы;
Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, плакат-дерево, схемы самоанализа, анкеты песни, листы –ожидания, словарь чувств Ражникова, статуэтка Мудрая сова
Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент: Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Настроиться на продуктивную работу на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: Создать условия для продуктивной работы на уроке. Задача: создать положительный эмоциональный настрой. Метод: хоровое пение. | Учитель: (поет приветствие) Здравствуйте, ребята! Дети: (поют ответное приветствие) Здравствуйте, учитель! Учитель: Очень рада видеть вас, друзья! У нас на уроке – гости. Давайте их поприветствуем! (Дети приветствуют гостей кивком головы) |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать чувства, мысли, переживания человека, созвучные с образами природы и особенности музыки, иллюстрирующей эти чувства. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для осознавания чувств, мыслей, переживаний, созвучных с образами природы, оценить умение подбирать средства музыкальной выразительности для музыки, созвучной чувству. Метод: представление творческой работы. | - Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроках? (русская народная музыка) - На прошлом уроке мы говорили о том, что с давних времен человек связывал свои чувства, мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось в творчестве и поэтов, и музыкантов и художников, которые воспевали природу в своих произведениях. Удалось ли вам подобрать образы природы, созвучные вашему настроению, чувству? Покажите свои рисунки. (дети представляют рисунки, угадывают чувства друг друга, выраженные через образы природы) - У вас получились очень выразительные рисунки. А какая музыка созвучна твоему чувству или настроению? (обучающиеся перечисляют особенности созвучной музыки, обозначая средства музыкальной выразительности) - |
2. |
3. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед. Метод: «Дерево ожиданий» МАО Изучение нового учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: познакомиться с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека. Задачи: -через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей; -научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен; -научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности; -научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты, музыкальные движения -сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему. Методы: дидактическая игра –исследование, самоисследование, частично-поисковый. Формы деятельности: групповое взаимодействие, сравнительный анализ, самоанализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, звучащие жесты, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности | Введение в тему Учитель: Обратите внимание на экран! Давайте прочтем вместе (читают всем классом) «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» - вот таким интересным вопросом звучит тема нашего урока. Сегодня вам предстоит самостоятельно исследовать музыку , чтобы узнать: Откуда берет свое начало русская народная песня Каковы жанры русских народных песен и каково их значение в жизни людей - Но прежде, я предлагаю вам осознать свои ожидания, или опасения и отразить их на листочках. Чего я ожидаю от этого урока, чего мне бы очень хотелось…(обучающиеся пишут свои ожидания или опасения на листочках) - Если наши ожидания сбудутся, и цель урока будет достигнута, то мы сможем «оживить» дерево, украсив его осенним нарядом. Учитель: На предыдущих уроках мы уже вели разговор о русской народной музыке и знаем, что русская музыка берет свое начало из жанра? (песни) Найти и обрести мудрость, скрытую в русской народной песне нам сегодня поможет Мудрая Сова. Чтобы самостоятельно провести исследование и найти ответы на вопросы (на экране) Сова приглашает нас на Музыкальную поляну, где растут волшебные колокольчики. Каждый колокольчик –это музыкальное произведение и в то же время – это отдельный этап в нашем исследовании. На каждом этапе есть задания: Слушать и анализировать музыку Познакомиться с текстом и понять содержание песни Интонировать песню с показа голосом Подобрать звучащие жесты или музыкальные движения к музыке Заполнить схему самоанализа песни, осознать ее смысл и значение Заполнить Анкету песни, определить ее жанр Учитель: У вас на столе лежат схемы для самоанализа. Заполнив все части схемы, вы получите целостное представление о произведении. Нужно будет найти текст песни, которая звучит, чтобы понять, о чем она. Затем вы работаете группой и заполняете Анкету песни, здесь уже нужно будет определиться с жанром и особенностями. В групповой работе самое главное правило напомните какое? (уважение другого). Дать возможность каждому высказать свое мнение, работать активно, не ссориться и не грубить друг другу – это очень важно. Учитель: Теперь, когда все готово, можно начать путешествие-исследование. Но прежде чем вы сорвете первый колокольчик, Мудрая Сова предлагает взглянуть на экран. Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века К.С. Петрова –Водкина «Полдень». - Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник? (работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны) - Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям? Какая музыка здесь звучит? (мягкая плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная) - Отсюда мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя. Я думаю, что вы уже готовы к тому, чтобы сорвать колокольчик и начать исследование. (Дети срывают первый колокольчик. Звучит лирическая песня «У зори-то, у зореньки» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать звучащие жесты к песне и показать их) - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. - А теперь давайте напоем эту песню сами, чтобы ощутить особенности ее характера и интонаций. (интонирование с голоса) - Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять. (учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы, на доске написаны «слова –чувства» в помощь обучающимся) - Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и вписываем ответ. (после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования) Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования? С каким событием из жизни человека связана эта песня? (переживание одиночества, расставание, тоска по любимому человеку) - В чем особенность этой песни? ( развитая мелодия, плавная, протяжная, распевная, минорная, грустная) - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы выразить чувства, облегчить душу) - К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (лирическая) Учитель: Продолжаем наше путешествие. Какой колокольчик сорвем в этот раз? (Дети срывают второй колокольчик. Звучит песня «Ой, баю, баю, баю...» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их) - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность интонаций этой песни? (они повторяются, покачивающиеся) (интонирование с голоса) - Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять. (учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы) - Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и пишем ответ. (после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования) Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования? С каким событием из жизни человека связана эта песня? (воспитание детей, укачивание малыша) - В чем особенность этой песни? (нежная, спокойная, минорная, укачивающая, повторы интонаций, всего три звука –короткий мотив) - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы успокоить, укачать, выразить любовь и нежность)) - К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (колыбельная) Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик. (Дети срывают третий колокольчик. Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их) - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. Каков характер песни, это строгая военная песня или?…(шуточная военная) - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность этой песни? (Она маршевая, ритмичная, удобно шагать, энергичная, волевая, смелая, в мелодии смелые скачки и ходы) - Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять. (учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы) - Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и пишем ответ. (после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования) Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования? С каким событием из жизни человека связана эта песня? (служба в армии, солдатская жизнь) - В чем особенность этой песни? (ритмичная, марщевая, широкие ходы и смелые скачки в мелодии, мажорная) - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы вместе четко шагать, отдыхать, шутить тогда, когда тяжело, облегчить жизнь) - К какому жанру отнесем эту песню? (солдатская) Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик. (Дети срывают третий колокольчик. Звучит песня «Милый мой, хоровод» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их) - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность этой песни? (интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг) - Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять. (учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы) - Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни. Внимательно читаем вопрос анкеты, советуемся, обсуждаем и пишем ответ. (после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования) Учитель: Что же мы выяснили в результате исследования? С каким событием из жизни человека связана эта песня? (отдых после работы, праздник) - В чем особенность этой песни? (Она танцевальная, спокойная, плавная, кружевная, минорная, хороводная) - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы танцевать, отдыхать, общаться) - К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная) |
4. | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать значение музыки в жизни человека. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о жизни, как источнике музыки, помочь осознать значение музыки в жизни человека. Задача: составление схемы взаимовлияния музыки и жизни Методы: наглядный, дискуссия. Итог урока Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед. Цель, которую хочет достичь учитель: побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки. Метод: «Дерево ожиданий» МАО | Учитель: Итак, у нас целый букет волшебных колокольчиков! Вы познакомились и проанализировали несколько русских народных песен. Так откуда же берут они свои образы и темы? (из жизни) - Конечно, Сама жизнь дает для песни образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта. - Жизнь –источник образов музыки (Обратить внимание на схему на экране: ЖИЗНЬ-МУЗЫКА) - А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? (утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил) - В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. (обратить внимание на схему на экране : ЖИЗНЬ-МУЗЫКА-ЖИЗНЬ) - Благодаря исследовательской работе, которую вы сегодня провели, путешествуя по Музыкальной поляне и срывая волшебные колокольчики, вы обрели очень важное знание: Жизнь является источником для русской песни, а песня помогает людям жить. (показать на схему на экране) Мудрая Сова очень рада, что теперь и вы обладаете этой мудростью, а я желаю вам, чтобы с вами по жизни шла музыка, которая помогает жить, любить и радоваться жизни! - Друзья мои, мы достигли цели урока, ответили на главные вопросы, которые ставили в начале исследования? (да) - Вам понравилось исследовать? (Да) Обо всех ли жизненных ситуациях мы сегодня поговорили? (Нет) Мы обязательно продолжим эту работу на следующих уроках. - Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю всем отличные оценки. А как обстоит дело с вашими ожиданиями? Я с нетерпением жду этого момента, получится ли нам «оживить» дерево? Чьи ожидания сбылись – приклейте листочек на дерево. (дети приклеивают листочки на дерево и «одевают» его в осенний наряд) - Прекрасно! Наше дерево оделось в настоящий осенний наряд! А это значит, что сегодняшний урок прожит не напрасно! - Как начинающим исследователям Мудрая Сова дарит вам сегодня свой знак. Пусть этот символ висит у вас в классе и вдохновляет вас на новые исследования! |
5. | Задание на дом Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать жизненные события и ситуации, в которых звучит музыка. Подобрать соответствующие средства музыкальной выразительности. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать познавательный интерес через поисковую деятельность, закрепить знание средств музыкальной выразительности. | - Какие жизненные ситуации не были сегодня рассмотрены нами, но в них тоже звучит музыка? Подберите дома репродукции с картин или картинки с такими ситуациями. Предположите, какая музыка может звучать в них. Можно оформить творческую работу на альбомных листах. Оценивается качество выполнения работы и правильность подбора средств музыкальной выразительности. Всего вам доброго! До свидания! (звучит фонограмма хороводной песни «Милый мой, хоровод», дети покидают класс) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.
Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...
Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"
Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс
Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс...
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...
Открытый урок-практикум по русскому языку "Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева "Оружие" (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Данный материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ...
Конспект урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
Подробный план-конспект урока поможет не растеряться, грамотно провести урок. Подобраны все виды народных песен....
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...
Комментарии
Уважаемая Елена Ивановна! Вы
Уважаемая Елена Ивановна! Вы ставите цели урока, исходя из требований новых ФГОС. Но, насколько мне известно (сама работаю по новым ФГОС третий год - начинали первыми в пилотном проекте), в четвёртых классах они ещё не введены. А разработка, конечно, интересная. Думаю, что она будет востребована коллегами. Только вот в задачах слова "научить, сформировать" возможно лучше заменить "учить и формировать"? Ведь это происходит не за один урок, нужно много времени, чтобы научить и сформировать.
Успехов!