Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян. Садко)."
методическая разработка по музыке на тему
Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян. Садко)."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 21.75 КБ |
nastroyu_gusli_na_starinnyy_lad.ppt | 1.11 МБ |
kartinki_k_otkrytomu_uroku.rar | 1.48 МБ |
prolog_snegurochka.docx | 11.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Певцы русской старины (Баян. Садко).
Лель мой Лель…
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Цели:
1.Образовательные:
- показать как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих поизведениях образы русских певцов – сказителей.
- познакомить с воплощением сказочных образов в музыке русских композиторов;
- развитите вокально – хоровых навыков пения, выработка слитного хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности, фразировки, дикции.
2.Воспитательные:
- содействовать духовно – нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.
- приобщить к русскому народному творчеству.
3.Развивающие:
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие навыков анализа, синтеза;
- развитие эмоциональной сферы.
Оформление доски:
1.Портреты М. И. Глинка и Н. А. Римского – Корсакова.
2.Иллюстрации «Снегурочка», «Лель», «Баян», «Садко».
Музыкальный материал.
1. «Песня Баяна» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
2.Ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова.
3.Третья песня Леля из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка»;
4.Песня «Новый год».
5.Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Планируемые результаты:
Ученики научатся сопоставлять сходные образы в литературе и музыке; называть принципы народности в авторской музыке.
Этап | Ход урока | хр. |
I.Орг. момент | (звучит музыка 1, под звуки музыки входит учитель в народном кастюме и читает эпиграф к уроку) Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую… - «Здравствуй те дети» - поет учитель, - «Здравствуйте учитель» - ученики приветствуют учителя. | 4 мин |
II.Повторение пройденного материала. III.Новый материал IV.Разучивание песни «Новый год». V.Итоги урока. Оценки. Д/З | Беседа - с каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке? Ответ: Былины. - какой инструмент сопровождал пение былин? Ответ: гусли. Учитель: -какой инструмент вы услышали когда я входил в класс? Ответ: гусли. - Да ребята, верно. Учитель: Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна , то она получила название «гусла». -Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые… -Подскажите ребята? Дети отвечают хором: это звуки. -Кто же играл на гуслях в древности? Ожидаемый ответ: гусляры. Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1 Учитель: На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины. - с каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке? Ожидаемый ответ: Садко. -Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садко сутки, играл и другие. Да играл еще Садко и третьи – А все пляшет царь морской во синем море. Учитель: -А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки». Задание: Какой характер носит эта музыка? Ответ: народный, задорный, плясовой. 1.Слово учителя: ( репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор слайд 2) Еще одним народным певцом - сказителем является Баян. Часто этот образ является в былинах и операх. - Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них? (горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует) -Обратите внимание на костюм (Он руский народный) -А сейчас давайте послушаем его песню. Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». Задание: Какой характер носит пение баяна? Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном. 2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка». Учитель: Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова , которая называется «Снегурочка». -Запишите в тетради название оперы и ее автора: Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка» Учитель: -Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке. -сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна. -Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога. (Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка») Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа Идет инсценировка фрагмента. -Спасибо ребята садитесь на свои места. Учитель: -Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке. -Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов. (На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки). Учитель: -Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля. -Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля. 3.Слушание третьей песни Леля Задание: -Поослушайте слова народной песни. Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе. -какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»? Ответ: Веселая, задорная, игровая. - Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля? Ответ: -кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля. Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника -Что сближает песню Леля с народной песней? Ответ: Мелодия, повторы, фразы. Выводы: Учитель -В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц. Учитель: -Ребята, какой приближается у нас праздник? Ответ: Новый год -Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки. -А кто главные гости на елке, кого мы ждем? Ответ: Дед Мороз и Снегурочка. -Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка. -Кто напомнит мелодию этой песни? Дети поют примерную мелодию песни. Какой характер носит эта песня? Давайте ее споем. Работа над песней «Новый год» 1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали? Ответ: Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка». 2.Назовите героев оперы «Снегурочка»? Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка. 3.Ребята а кто такой Баян? Ответ: Нардный певец – сказитель 1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 . 2.выполнить задание в рабочей тетради. | 10 мин 20 мин 5 мин 1 мин 2 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Леший: Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, - ныряй в дупло и спи!
(проваливается в дупло)
Весна: В урочный час обычной чередой
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна…
Мороз: Весна – Красна, здорово ли вернулась?
Весна: Недурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север…
На кого же
Снегурочку оставишь?
Мороз: Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Весна: …У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей…
Мороз: …Услышал я о том, что будто Солнце
Сбирается сгубить Снегурку…так лучше
Отдать ее в слободку, к Бобылю
Бездетному, на место дочки….Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!
Снегурочка: (выглядывает из лесу.) Ау!..
Весна: Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?
Снегурочка: Хочу, хочу, пустите!
Мороз: …и что у берендеев завидного нашла?
Снегурочка: Людские песни.
Круги водить под песни – вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не радость.
…И дни, и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Слава русской старине!
Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...
Презентация к уроку "Певцы русской старины"
Презентация к уроку "Певцы русской старины"...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта урока: « Певцы русской старины». 3 класс
Предмет: музыка 3 класс.Тема урока: « Певцы русской старины». Цели: Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских ком...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...