Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Журавлева Ирина Николаевна

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

  • Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.

  • Развивающие: формирование навыков, исполнительских приёмов на простейших народных инструментах.

 

  • Коррекционные: коррекция и развитие правого полушария головного мозга, посредством игры на свирели.

  • Моделирование художественного творческого проекта сочинение ритмической партитуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_kl.docx20.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное казеное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Открытый урок музыки и пения

по теме:

«Русские народные инструменты».

Подготовила и провела

учитель Журавлева И.Н.

Лабинск

2019г.

План- конспект урока музыки

«Русские народные инструменты»

 

Предмет: музыка

Класс: 5 класс

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

  • Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
  • Развивающие:   формирование навыков, исполнительских приёмов на простейших народных      инструментах.

  • Коррекционные: коррекция и развитие правого полушария головного мозга, посредством игры на свирели.
  • Моделирование художественного творческого проекта сочинение ритмической партитуры.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Научиться различать на слух тембры русских народных инструментов.  
  • Передавать настроение музыки в пении, игре на  свирели Э.Смеловой.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  • Развитие духовно - нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.  
  •  Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.

 Метапредметные:

  • Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.
  • Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Урок «Русские народные инструменты»  разработан по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной  для 2 класса в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.

Техническое обеспечение урока: синтезатор, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты, свирели.

Методы, технологии: деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности учащихся:

  •  Слушание музыки
  • Пение
  • Инструментальное музицирование

Музыкальный материал:

  • «Коробейники» оркестр русских народных инструментов
  • «Осень в лесу» (игра на ударных шумовых инструментах)
  • Песня «Свирель и рожок»
  • Видео «Светит месяц» в исполнении академического  оркестра русских народных инструментов им.Н.Некрасова.

Ход урока

1.Организационный момент

    Вход детей в класс  под музыку « Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

     Ритмическое приветствие.

 2.Актуализация знаний, постановка проблемы

    - В  начале нашего урока звучала музыка.

    - Звучание, каких инструментов вы  услышали? (ответы детей)

    - А что объединяет эти инструменты? (ответы детей - они народные)

    - Ребята, а как, вы думаете, о чём у нас пойдёт речь  на уроке? (ответы детей - о русских народных инструментах)  Слайд №1

    Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока

-Сегодня , ребята мы познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами: как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.

Работа по теме

 – Предлагаю вам познакомиться со струнной группой инструментов.Первый инструмент-балалайка Слайд №2 Алексей Витальевич Архиповский является российским музыкантом, композитором и балалаечником-виртуозом. Сейчас мы прослушаем музыкальную иллюстрацию в его исполнении.

- Следующий музыкальный инструмент, о котором мы сегодня поговорим и послушаем -домра. Слайд№3. Учащаяся 3 класса музыкальной школы исполнит для вас произведение Иосифа Томарина «Старинный гобелен».

И так, Задание 1 (работа в группах)

У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с пазлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка.. Учащиеся должны собрать из пазлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.

Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент   и  зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.

 – Ребята, что общего у этих инструментов?

 – У этих инструментов есть струны(ответы учащихся). Дерево, которое используется для изготовления инструмента - ель, кедр. Вместе с вами мы сейчас споем песню о дереве из которого тоже изготавливают музыкальные инструменты. Учащиеся канонон исполняют песню «Во поле береза стояла».

(На экране появляется загадка)

Прислонил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется … (свирель)

 - Прежде, чем мы начнем играть на свирелях выполним дыхательную зарядку «Ладошки». Предлагаю всем взять сирели и исполнить мелодию украинской народной песни «Ой, лопнул обруч». Наш ансамбль будет состоять из 2-х групп  : 1 группа играет мелодию, 2 группа - подголосок )

 - Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?

- Нежный, красивый, душевный.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

Дополняет наш кружок

Пастуший … (рожок)

(На экране видео «История создания рожка») Слайд№4

 - Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?

 -  Что общего у этих инструментов?

 - Они духовые, звук извлекается   с помощью воздуха.

 – Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.  

Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.  

– Скажите пожалуйста, что общего у этих инструментов?

– Чтобы появился звук, в них надо ударить (ответы детей). Слайд№5

 - Правильно. И эти инструменты получили название «Ударные   музыкальные инструменты».

(Детям раздаются ложки, трещётки, бубен, треугольник и под музыку «Осень в лесу» дети музицируют).

Закрепление материала. Рефлексия. Слайд№6

Проводится «Музыкальная викторина»: в аудиозаписи звучит тембр изученных русских народных инструментов, учащиеся, обсуждая в группах, поднимают карточку соответствующего музыкального инструмента.

 - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

 - «Русские народные инструменты»

 - Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?

 - Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)

- Духовые инструменты (свирель, рожок)

- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)

- Что ещё нового вы узнали на уроке?

     

Домашнее задание. 

1. Познавательное:  придумать сказку «Как предметы быта стали музыкальными инструментами»

2. Творческое: из подручного материала сделать народный шумовой  инструмент.

Приложение 1

Карточка

Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.

 

Гусли – русский народный струнный   инструмент. Под гусли исполняли   былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке.  Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.


 Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"

Данный урок проводится во 2 классе в блоге "Гори,гори ясно!",по программе Сергеевой,Критской.На уроке учащиеся в занимательной,игровой форме знакомятся с народными музыкальными инструментами,познают а...

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Русский характер"

Обобщающий урок по теме "Русский характер"...

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

Материалы открытого урока в 9 классе на тему «Русские кругосветные экспедиции»

Урок географии в 9 классе «Русские кругосветные экспедиции» был посвящен истории первых кругосветных путешествий под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Б...