Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Задачи:
Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
Развивающие: формирование навыков, исполнительских приёмов на простейших народных инструментах.
Коррекционные: коррекция и развитие правого полушария головного мозга, посредством игры на свирели.
Моделирование художественного творческого проекта сочинение ритмической партитуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_kl.docx | 20.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное казеное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
Открытый урок музыки и пения
по теме:
«Русские народные инструменты».
Подготовила и провела
учитель Журавлева И.Н.
Лабинск
2019г.
План- конспект урока музыки
«Русские народные инструменты»
Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Тема урока: «Русские народные инструменты»
Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Задачи:
- Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
- Развивающие: формирование навыков, исполнительских приёмов на простейших народных инструментах.
- Коррекционные: коррекция и развитие правого полушария головного мозга, посредством игры на свирели.
- Моделирование художественного творческого проекта сочинение ритмической партитуры.
Планируемые результаты
Предметные:
- Научиться различать на слух тембры русских народных инструментов.
- Передавать настроение музыки в пении, игре на свирели Э.Смеловой.
Личностные:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
- Развитие духовно - нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.
- Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.
Метапредметные:
- Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.
- Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Урок «Русские народные инструменты» разработан по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 2 класса в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.
Техническое обеспечение урока: синтезатор, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты, свирели.
Методы, технологии: деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Пение
- Инструментальное музицирование
Музыкальный материал:
- «Коробейники» оркестр русских народных инструментов
- «Осень в лесу» (игра на ударных шумовых инструментах)
- Песня «Свирель и рожок»
- Видео «Светит месяц» в исполнении академического оркестра русских народных инструментов им.Н.Некрасова.
Ход урока
1.Организационный момент
Вход детей в класс под музыку « Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Ритмическое приветствие.
2.Актуализация знаний, постановка проблемы
- В начале нашего урока звучала музыка.
- Звучание, каких инструментов вы услышали? (ответы детей)
- А что объединяет эти инструменты? (ответы детей - они народные)
- Ребята, а как, вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке? (ответы детей - о русских народных инструментах) Слайд №1
Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока
-Сегодня , ребята мы познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами: как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.
Работа по теме
– Предлагаю вам познакомиться со струнной группой инструментов.Первый инструмент-балалайка Слайд №2 Алексей Витальевич Архиповский является российским музыкантом, композитором и балалаечником-виртуозом. Сейчас мы прослушаем музыкальную иллюстрацию в его исполнении.
- Следующий музыкальный инструмент, о котором мы сегодня поговорим и послушаем -домра. Слайд№3. Учащаяся 3 класса музыкальной школы исполнит для вас произведение Иосифа Томарина «Старинный гобелен».
И так, Задание 1 (работа в группах)
У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с пазлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка.. Учащиеся должны собрать из пазлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.
Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент и зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.
– Ребята, что общего у этих инструментов?
– У этих инструментов есть струны(ответы учащихся). Дерево, которое используется для изготовления инструмента - ель, кедр. Вместе с вами мы сейчас споем песню о дереве из которого тоже изготавливают музыкальные инструменты. Учащиеся канонон исполняют песню «Во поле береза стояла».
(На экране появляется загадка)
Прислонил к губам я трубку,
Понеслась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (свирель)
- Прежде, чем мы начнем играть на свирелях выполним дыхательную зарядку «Ладошки». Предлагаю всем взять сирели и исполнить мелодию украинской народной песни «Ой, лопнул обруч». Наш ансамбль будет состоять из 2-х групп : 1 группа играет мелодию, 2 группа - подголосок )
- Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?
- Нежный, красивый, душевный.
Мы собрали хоровод,
Пригласили весь народ.
Дополняет наш кружок
Пастуший … (рожок)
(На экране видео «История создания рожка») Слайд№4
- Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?
- Что общего у этих инструментов?
- Они духовые, звук извлекается с помощью воздуха.
– Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.
Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.
– Скажите пожалуйста, что общего у этих инструментов?
– Чтобы появился звук, в них надо ударить (ответы детей). Слайд№5
- Правильно. И эти инструменты получили название «Ударные музыкальные инструменты».
(Детям раздаются ложки, трещётки, бубен, треугольник и под музыку «Осень в лесу» дети музицируют).
Закрепление материала. Рефлексия. Слайд№6
Проводится «Музыкальная викторина»: в аудиозаписи звучит тембр изученных русских народных инструментов, учащиеся, обсуждая в группах, поднимают карточку соответствующего музыкального инструмента.
- Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?
- «Русские народные инструменты»
- Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?
- Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)
- Духовые инструменты (свирель, рожок)
- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)
- Что ещё нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание.
1. Познавательное: придумать сказку «Как предметы быта стали музыкальными инструментами»
2. Творческое: из подручного материала сделать народный шумовой инструмент.
Приложение 1
Карточка
Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.
Гусли – русский народный струнный инструмент. Под гусли исполняли былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.
Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"
Данный урок проводится во 2 классе в блоге "Гори,гори ясно!",по программе Сергеевой,Критской.На уроке учащиеся в занимательной,игровой форме знакомятся с народными музыкальными инструментами,познают а...
Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....
План-конспект урока музыки во 2 классе по программе Сергеевой Г.П и Е.Д Критской на тему "Русские народные инструменты"
План-конспект открытого урока....
Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Русский характер"
Обобщающий урок по теме "Русский характер"...
Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".
Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....
открытый урок в 11 классе по теме "Русско-японская война"
Открытый урок- диспут в 11 классе....
Материалы открытого урока в 9 классе на тему «Русские кругосветные экспедиции»
Урок географии в 9 классе «Русские кругосветные экспедиции» был посвящен истории первых кругосветных путешествий под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Б...