Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 5 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romantizm_v_tvorchestve_rakhmaninova.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №3»
Конспект открытого урока
по музыке,
проводимого в 7А классе
учителем музыки
Толкачевой Марианны Владимировны
Брянск
2006
Тема: «Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова»
Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве русского композитора – С. В. Рахманинова.
Задачи:
- сделать краткий конспект о композиторе;
- выявить основные темы музыкальных произведений С. В. Рахманинова;
- формировать вокально-хоровые навыки;
- развивать музыкальный слух учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к русской классической музыке.
Оборудование:
- Портрет композитора.
- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений С. В. Рахманинова.
- Раздаточный материал о С. В. Рахманинове.
Ход урока
- Оргмомент.
- –Какой музыкальной эпохе посвящены уроки музыки во 2 четверти?
- А знакома ли вам эпоха романтизма?
- Назовите зарубежных композиторов-романтиков?
- Сформулируйте цель работы на сегодняшнем уроке.
- Имя С. В. Рахманинова вам знакомо? (показ портрета)
- Вспомните, в связи с чем мы упоминали имя этого композитора? Надеюсь, что поможет вам в этом музыкальное произведение автора.
(Слушание «Вокализ»)
- Кто узнал это произведение?
- Сегодня на уроке я приготовила вам самостоятельное задание. Вам необходимо не только прочитать текст, но и поработать с ним следующим образом:
Вы будете работать с карандашом и отмечать на полях
- ____ уже знал;
- ____ новое узнал;
- ____ думал иначе;
- ____ не понял, есть вопросы.
Текст:
С. В. Рахманинов родился 20 марта 1873г. в родовом имении Семеново в старинной дворянской семье. Первые уроки музыки дала композитору его мать, когда мальчику было около пяти лет. Часто вместе с бабушкой он ходил и слушал колокольный звон церквей. Его любовь к колокольному звону проявится в его произведениях. В 1882 году родители отдали сына в подготовительные классы Петербургской консерватории. Три года спустя перевели в Московскую консерваторию.
И всё же жизнь молодого Рахманинова вряд ли можно считать счастливой и безоблачной. Его родители разошлись, имения были проданы. Денег композитору всегда катастрофически не хватало. К тоже Рахманинов был внешне замкнутым, сдержанным в общении и очень тяжело сходился с людьми.
В творческом пути композитора можно выделить 3 этапа. Первый из них относится к 90-м гг., когда были созданы юношеские сочинения.
Феноменальная одарённость Рахманинова как пианиста и композитора проявилась рано. В 1888г. он перешёл на старшее отделение Московской консерватории и стал заниматься у А. И. Зилоти (ученика Ф. Листа) окончил консерваторию Рахманинов блестяще.
В течение сезона 1897-1898гг. Рахманинов служил в знаменитой Московской частной опере, где проявил себя как выдающийся дирижёр. С тех же лет завязалась дружба с великим Ф. И. Шаляпиным.
В начале 20в. творческий кризис композитору удалось преодолеть. Окончание Второго концерта для фортепиано с оркестром (1901) ознаменовало наступление творческой зрелости. Композитор всегда испытывал уважение к наследию композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского, в музыке которых он искал опору для собственного самовыражения.
В 1902г. Сергей Васильевич женится на своей дальней родственнице Наталии Сатиной. В период с 1904 по 1906гг. композитор состоял дирижером Большого театра. В 1906г. Рахманинов уезжает за границу, сначала в Италию, а затем в Дрезден.
Революционный переворот 1917г. Рахманинов воспринял как катастрофу. Спустя месяц после прихода к власти большевиков композитор навсегда покидает Россию. Этим годом заканчивается второй, самый плодотворный, период творчества С. В. Рахманинова.
В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал. Слава выдающегося исполнителя-виртуоза всё возрастала. Во второй половине 20-х гг. наступает поздний этап творчества. Из-под пера композитора начинают выходить сочинения, окрашенные философским трагическим миропониманием.
Умер Рахманинов 28 марта, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетнего юбилея. Отпевали его в православной церкви на окраине Лос-Анджелеса. Гроб был цинковый, чтобы осталась возможность хоть когда-нибудь перевезти тело в Россию…
- Скажите, что вы уже знали о творчестве С. В. Рахманинова?
- Что нового вы узнали из текста?
- У кого возник критический вопрос, думал иначе?
- Есть ли в тексте моменты, которые вы не поняли?
- Как в тексте даётся характеристика композитора, как человека?
А сейчас составим краткий конспект о С. В. Рахманинове.
На доске у меня записаны начальные фразы предложений, которые мы должны записать в тетрадях.
С. В. Рахманинов - …
(Слушание примера пианиста-композитора – «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»)
Семья:
Образование:
Этапы творческого пути:
- Домашнее задание – выполнить самостоятельно задание до конца, заполнив таблицу:
Уже знали | Новое узнали | Думали иначе | вопрос |
- Давайте подумаем о темах музыкальных произведений С. В. Рахманинова.
- Всегда темы будут одинаковы?
- Попробуйте сформулировать одну из тем, прослушав начало первой части концерта №2 для фортепиано с оркестром.
- Что выражает эта музыка?
(Слушание концерта)
(запись в тетради)
- Тема любви к родному русской земле;
- Тема истории нашего народа;
- Тема православия.
- Эпохой романтизма проникнуты не только произведения инструментальные, но и вокальные. Напомните, знакома ли вам песня, столь подходящяя романтикам?
- Распевание.
- Повторение мелодии (исполнение 1 куплета)
- Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...
Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими ...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
Конспект урока по литературе по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."
Текстовое сопровождение к презентации урока по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."Викторина....
Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока
Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....
Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"...
Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"
В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....