Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_._lermontov_i_kavkaz.rar | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
«Кавказ в творчестве
М. Ю. Лермонтова»
Урок - концерт
Цели урока:
- помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться;
- постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.
- развить творческие способности учащихся
- воспитать интерес, терпимость к другим нациям
Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.
Ход урока.
Индивидуальное домашнее задание: подготовиться к
уроку-концерту, выучить наизусть стихотворения.
1). Орг. момент. (1-2 мин.)
На экране, расположенном на классной доске), панорама кавказских гор. Исполняется музыкально вступление из симфонической поэмы «Тамара» М. Балакирева. (Слайд №4)
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
2) Слово учителя. Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь. Сегодня мы поговорим с вами о тех страницах жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, которые посвящены Кавказу.
Викторина (5 мин.) (слайд №5)
(Многие сведения о жизни и творчестве поэта учащимся уже известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Проводит учитель, выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов на вопросы)
- Где и когда родился Лермонтов?
- Как звали домашнего учителя Лермонтова?
- Кто является адресатом юношеской любовной лирики Лермонтова?
- Куда был сослан Лермонтов за сочинение «Смерть поэта»?
- Назовите первое опубликованное стихотворение.
- Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?
- Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова? (1915г. – памятник – обелиск, скульптор Б.М.Микешин).
3). Первые встречи с Кавказом (слайд №6)
Слово учителя. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е.А.Арсеньева, бабушка поэта, привозила его для лечения на Кавказские Минеральные Воды.
Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом.
В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта.
Чтец. Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Чтец. Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые;
Когда по ним, гремя, катался гром,
И, пробудясь от сна, как часовые,
Пещеры откликалися кругом,
Я понимал их звуки роковые,
Я в край надзвездный пылкою душой
Летал на колеснице громовой!..
5). Лермонтов – певец Кавказа. (Слайд №7)
Слово учителя. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту темы и образы многих художественный произведений. В. Г. Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! - Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт — и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..
Слово учителя. В изображении Кавказа Лермонтов пошел дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:
Чтец. Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
5) Черкесы. (Слайд №8).
Слово учителя. В 1828 году Четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и <Кавказский пленник. В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы — первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.
Чтец. Лежал ковер цветов, узорный,
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный,
И тек струисто по кремням...
…Черкешенки к нему сбежались,
Водою чистой умывались.
Со смехом младости простым
На дно прозрачное иные
Бросали кольца дорогие,
И к волосам своим густым
Цветы весенние вплетали;
Гляделися в зерцало вод,
И лица их в нем трепетали.
Сплетаясь в тихий хоровод,
Восточны песни напевали,
И близ аула, под горой
Сидели резвою толпой;
И звуки песни произвольной
Ущелья вторили невольно.
Слово учителя. Через четыре года Лермонтов создает поэму «Измаил-Бей». В ней он дает живые зарисовки увиденных им сцен из жизни горцев.
В основу поэмы Аул Бастунджи» легла легенда о Селиме, человеке непреклонной и свободолюбивой натурой. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Седима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнем весь аул Бастунджи.
События, о которых рассказывается в поэме, происходят в районе Пятигорска. Аул Бастунджи в действительности существовал еще в начале ХIХ века. Он находился между. Машуком и Бешту и был уничтожен после того, как жители его ушли в горы. В детстве Лермонтов видел развалины этого аула
.
Чтец. Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат. Его уж нет.-
Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград,
Цепляясь, вьется длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..
Чтец. В ауле том без ближних и друзей
Когда-то жили два родные брата,
И в Пятигорске не было грозней
И не было отважней Ак-булата.
Меньшой был слаб и нежен с юных дней,
Как цвет весенний под лучом заката!
Чуждался битв и крови он и зла,
Но искра в нем таилась... и ждала…
6) «Смерть поэта» (слайд № 9)
Слово учителя. 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».
Чтец читает стихотворение «Смерть поэта».
Слово учителя. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о нёпозволительных стихах» сослан на Кавказ.
В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.
Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья.
Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.
7) «Парус» ( Слайд №10).
Слово учителя. На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание активный участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.
Слушаем запись романса «Парус». Музыка А. Варламов.
8) Художник и поэт. (Слайд №11- 14)
Слово учителя. Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.
По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и др.
Чтец «С печалью я гляжу на наше поколенье».
9) «Валерик» (Слайд № 15)
Слово учителя. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая 1 переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.
Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».
Слово учителя. Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».
Чтец. Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный. В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! - и смолкло.
Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили Меня), но мутная полна
Была тепла, была красна.
Слово учителя. Поэту больно оттого, что горские племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
Чтец. И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
10) В Пятигорске. (Слайд №16)
Слово учителя. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину — Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.
11) Записная книжка (Слайд №17)
Слово учителя. Ни тяжелая служба, ни беспокойство и тревога, владевшие поэтом, не могли оторвать его от литературной работы. При отъезде из Петербурга В.Ф.Одоевский, друг М.Ю. Лермонтова, подарил ему записную книжку и сделал в ней такую запись: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил её сам, и всю исписанную».
В эту книгу Лермонтов вписал созданные не Кавказе поэтические шедевры: «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк».
Незадолго до смерти Лермонтов написал проникнутое глубокой грустью и тревогой стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Романс «Выхожу один я на дорогу».
12) Дуэль и смерть. (Слайд №18)
Слово учителя. 15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.
Чтец. Гром размахнулся над округой,
Распарывая туч свинец.
Огонь ударил в грудь упруго.
Начало? Ранен он…
Встаёт стена огня живая, ошеломляюще светла,
И рушится.
Мир обволакивает мгла.
Лишь сабли молний хищно –
Конец.
И, побеждая, блещут,
И ночь по скалам мчится вскачь.
И ломкий ливень тело хлещет,
Как обезумевший палач.
(Д.Голубков)
13) «Суровый край свободы…» (Слайд №19)
Слово учителя. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвящённые Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи откликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая…
III. Подведение итогов урока. (Рефлексия)
IV. Домашнее задание: (слайд №20)
1). Выучить наизусть и проанализировать стихотворения (на выбор) «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ».
2). Написать эссе на тему «Кавказ в жизни Пушкина, Лермонтова, Грибоедова».
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.
Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт — и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....
Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...
Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....
Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....
Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихсяТема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова....
Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...