Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.
Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими песнями , танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unt.rar | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Галкович Оксана Вячеславовна МБОУ СОШ № 16
Краснодарского края Новопокровского района
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 5 классе. « Устное народное творчество ( песни, легенды, поговорки, загадки, пословицы, танцы)»
Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими песнями , танцами.
Оборудование: магнитофон, фонограммы с записью казачьих песен, карточки с пословицами и загадками.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с устным народным творчеством Кубани. Ребята, а что такое устное, народное творчество? (Ответы детей).
Учитель: Долгими зимними вечерами казаки любили собираться в одной из хат на посиделки. Посиделки - это вечеринка Деревенской молодежи для совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. И сегодня на уроке мы с вами устроим такие посиделки. Предлагаю вам начать наши посиделки с песни. (Дети поют песню).
Хомыч (Троицкая песня черноморских казаков)
1. Ой шой-то за шум учинывся?/2раза/
То Хомыч на Хомыночке оженывся./2 раза/
2. Та й взяв соби жинку нэвэлычку, /2 раза/
Шо нэ вмие шиты — прясты, чоловычку /2 раза/
3. Шо нэ вмие шиты- прясты, щей варыты, /2 раза/
Шо нэ вмые с Хомычом гарно жыты /2 раза/.
Учитель: Казаки любили не только петь, но и любили передавать из уст в уста легенды. И сейчас ребята вам покажут одну из них.
Действующие лица: ведущий, старик и сын.
Ведущий: В давние времена существовал жестокий обычай - убивать пожилых людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную скалу называли скалой стариков. В ту пору в одном из аулов жил Тахир. Прошло время, и он стал немощным и не мог за собой ухаживать. И был у Тахира сын Казбек. Он очень любил отца и заботился о нем. Но обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность, священный долг: Казбек с грустью сколотил ящик, уложив него отца , и потащил на скалу. Когда он забрался на самую вершину скалы, обратившись к отцу, сказал:
—Я люблю тебя, отец. Ты у меня один. Без тебя никого не останется. Как жить одному? Боюсь, не поднимутся руки столкнуть тебя в пропасть.
- Что же делать нам?- спросил отец.
- Я спрячу тебя вон в ту пещеру, буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А остальные пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.
Ведущий: Так и поступил отец и сын. Казбек свято хранил тайну. Собираясь к отцу, он говорил всем, что удалит на охоту. Никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйстве у него все ладилось. Казбек сделался настоящим мужчиной. Вскоре на аул напали турки. На второй день после битвы жители аула оказались в ловушке. И тогда Казбек заявил:
- Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.
Ведущий: Зная ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. В западне оказались турки, и они были разбиты. И вот тогда юного Казбека назвали спасителем. Но он смутился и сказал:
- Не я ваш спаситель. Все ,что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Вопреки обычаям я не сбросил старого отца со скалы. Это он, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато, это он спас всех нас от гибели.
Ведущий: С тех пор у всех народов Кавказа воспитывается почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона.
Учитель: Казаки любили не только рассказывать сказки и легенды, но и проводить конкурсы.
Конкурс «Казачьи пословицы»
Казаков мало не бывает.
Казака и под рогожкой видать.
Тот не казак. кто боится собак.
Хлеб да вода казацкая еда.
Казак голоден, конь его сыт.
Казак сам себя веселит.
Где казак, там и слава.
Казацкому роду нет переводу.
Казак без службы не казак.
Без коня казак кругом сирота.
Учитель: Какие посиделки без танцев?
Дети танцуют танец. «Балалаечка».
Учитель: А теперь давайте отгадаем загадки.
Учитель: Переходим к заключительному конкурсу, который называется «Казачья азбука». Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с этой азбукой:
люлька (трубка для курения),
рушник (полотенце),
баркас (большая лодка),
людина (человек),
торба (мешок),
бобыль (одинокий мужчина), цыбуля (лук),
арба (телега).
Учитель: наши посиделки подошли к концу. Пора расставаться. До новой встречи. (Звучит песня «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй» в исполнении Кубанского казачьего хора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Устное народное творчество"
Материал по кубановедению...
Открытый урок по народному творчеству для 1 класса фольклорного отделения "Красная горка"
Цель: возрождение белгородских народных традицийЗадачи:1. познакомить учащихся с традициями празднования Красной горки в Белгородском крае2. познаком...
Конспект урока. Русский народный танец.
КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...
Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".
Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...
Конспект урока "Русские народные куклы"
Конспект обобщающего занятия "Русские народные куклы"....
Конспект урока Русские народные инструменты
Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской....
план-конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс
Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника. Учащиеся познакомятся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушн...