Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_rodiny_v_tvorchestve_bloka_esenina_mayakovskogo_11_klass.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе
(для педагогов школы в рамках методического семинара «Использование современных образовательных технологий – ИКТ в том числе – в преподавании учебных предметов»)
Учитель: Родионова М.Н.
МОУ Брединская СОШ № 3
Тема урока: Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.
2.Развивать у учащихся в процессе подготовки к уроку умения:
- выразительного чтения поэтического текста;
- самостоятельной работы с дополнительными литературными
источниками и Интернет-ресурсами.
В процессе урока – умения аналитического восприятия поэтического текста;
- умения публичного выступления;
- умение обобщать полученный в процессе урока материал
и делать выводы.
3.Содействовать: - формированию всесторонне развитой личности, любящей
малую и великую родину;
- формированию навыка работы в творческой группе.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок – презентация с элементами
аналитической беседы и обобщением полученных знаний.
Участники УВП на уроке: - учитель(слово учителя, ИКТ-презентация);
- учащиеся(мини-сообщения, ИКТ-презентация).
Оформление урока: 1.Портреты А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
2.Эпиграфы:
«…Моя тема, тема о России…»
«О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!» А.Блок.
«Россия! Какое хорошее слово.
И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
С.Есенин.
«Я землю эту люблю»
«Я хотел бы жить
И умереть в Париже, если б не было
Такой земли – Москва». В.Маяковский.
Оборудование урока: - мультимедиа установка (компьютер, проектор, экран)
- учебник для учащихся
- рабочие тетради учащихся
- тексты стихов на столах учащихся.
Ход урока.
Этап урока | Ведуший | Содержание урока | Номера слайдов |
I. Оргмомент: 1.Приветствие учителя и учащихся. 2.Актуализация знаний. 3.Введение в тему урока. II.Новая тема. 1. Работа с высказываниями поэтов (эпиграфы к уроку) 2.Цель урока. 3.Презентация. Сообщение. 4.Чтение наизусть стихов А.Блока. Аналитическая беседа. 5.Презентация. Сообщение. 6.Песня на стихи Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» в исполнении А.Матюхина. 7.Чтение наизусть стихов С.Есенина. 8.Учительское чтение стихотворения Есенина. 9. Презентация. Сообщение. III. Обобщение по теме урока. 1. 2. Песня на стихи Есенина «О верю, верю, счастье есть» в исполнении А.Матюхина. IV.Домашнее задание. V. Оценивание деятельности учащихся. | Учитель. Учитель. Учащиеся. Учащиеся. Учитель. Учащиеся. Учащиеся. Учитель. Учащиеся. Учитель. Учитель. Учитель. | Поэтическая викторина. Определить авторов и названия произведений, из которых взяты строки: 1. Люблю Отчизну я, но странною любовью… М.Лермонтов «Родина» 2. Москва…как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! А.Пушкин «Евгений Онегин» 3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье… А.Пушкин «Осень» 4. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. Пушкин «Полтава» 5. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев. 6. Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Ф.И.Тютчев. 7. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев. 8. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. И.С.Никитин «Русь» 9. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь! Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 10.Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым, - Всему начало здесь, в краю моём родимом!.. Н.А.Некрасов «Родина» - Поэты какого века представлены в викторине? - На какую тему подобраны цитаты из произведений русских поэтов XIX века? - Какие более узкие темы включает в себя тема Родины? (тема природы, тема народа, тема исторического прошлого России, тема величия России, тема любви к родине, тема взаимоотношений человека с родиной…) Это традиционные темы в русской литературе (и поэзии в первую очередь) как XIX, так и XX века. Особенно ярко и многопланово тема Родины звучит в творчестве таких поэтов начала XX века, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, чьи портреты и высказывания вы видите на стенде. 1. Выразительное чтение высказываний. 2. Опираясь на содержание высказываний, скажите, что объединяет поэтов в их отношении к Родине? (Любовь и преданность) Познакомиться с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и жанровым своеобразием их стихов о России. А также сделать вывод о преемстенности традиций в постижении образа России в поэзии XIX и XX веков. Тема Родины в творчестве А.Блока. (Шестакова О., Андреева О., Гулакова Ю.) 1. «Осенняя воля» (Кулак С.) - С каким из стихотворений (см. поэтическую викторину) перекликается ст. А.Блока? (Лермонтов «Родина») - Какой образы символизируют Россию в данном стихотворении? (образ русской женщины, образ дороги). Эти образы возникают и в стихотворении «Россия» 2. «Россия» (Андреева О.) - С каким из стихотворений (см.поэтическую викторину) ассоциируется «Россия» А.Блока? («Эти бедные селенья…» Ф.Тютчева) 3. «На поле Куликовом. 1. Река раскинулась…» (Мостипан А.) - И вновь – образ дороги, образ Руси как жены – верного и близкого друга, с которым делишь и печаль, и радость пополам. - Каков основной мотив стихотворения? (мотив жертвенности: жертвовать собой во имя будущего России). Обобщение. Елизавета Кузьмина-Караваева: « Перед гибелью, перед смертью, Россия сосредоточила на Вас все свои самые страшные лучи, - и Вы за неё, во имя её, как бы образом её сгораете». Георгий Адамович: « Блок казался жертвой, которую приносила Россия. Зачем? Никто не знал. Кому? Ответить никто не был в состоянии. Но что Блок был лучшим сыном России, что, если жертва нужна, выбор судьбы должен был пасть именно на него – насчёт этого не было сомнений…» С.Р.Федякин: «Вместе с Блоком ушла в прошлое великая и оплаканная им Россия. Наступала пора России иной – России советской». - Поэтом, оказавшимся на перепутье «Руси уходящей» и «Руси советской» был С.Есенин. Тема Родины в творчестве С.Есенина. (Емельянов О., Ахмадеев Д., Михель М.) На стихи С. Есенина написано огромное количество лирических песен. Предлагаю послушать одну из них. Какую картину нарисовали поэт и композитор? (Картину природы) Природа занимает центральное место в поэзии С.Есенина. Именно с картинами природы в первую очередь ассоциируется тема Родины в его поэзии. 1. «Край любимый! Сердцу снятся…» (Чернова С.) 2. «Спит ковыль. Равнина дорогая» (Тучин Ж.) - Как сам поэт оценил своё место в русской поэзии? («Певец бревёнчатой избы») - Как вы понимаете эти слова? ( Русь патриархальная, воспетая Есениным) Но Есенин воспел и «Русь советскую», мечтая о процветании родной страны, о её благополучии. В этом плане характерно стихотворение «Неуютная жидкая лунность» Обобщение. Родина С.Есенина – это отчий дом («Низки дом с голубыми ставнями»), деревенская улица («Эта улица мне знакома»), мать («Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»), это «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и «Русь советская», Русь, которую любил он до боли сердечной. Несколько иначе, чем у А.Блока и С.Есенина, звучит тема Родины у В.Маяковского. Образ Родины в его поэзии ассоциируется с Революцией (Октябрьской революцией 1917 года) и всеми событиями и людьми, с нею связанными. Наиболее характерное в этом плане произведение поэта – поэма «Хорошо!» Тема Родины в поэме В.Маяковского «Хорошо!» (Ландарь К., Лысенков С., Баршняков А.) - Каков основной мотив поэмы? («Я землю эту люблю», осознание причастности к великим событиям в стране: «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики». - Что же роднит этих поэтов «хороших и разных» в их отношении к Родине? (Сыновняя любовь и преданность России, боль за судьбу страны, мечта об её прекрасном будущем). Сбор материалов к сочинению по теме урока. Наизусть по 1 стихотворению А.Блока, С.Есенина. | № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6-29 № 30 № 31 № 32-46 № 47 № 48 № 49 № 50 № 51 № 52 |
Пояснения: это первый урок по теме. На следующем уроке - анализ отдельных стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского как иллюстрация и дополнение к данному уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Литература. 9 кл.. Основная школа. Конспект урока «Зажжём в честь Пушкина свечу».
Образ Пушкина А.С. в искусстве. Это Урок № 1 в системе уроков по изучению творчества А.С.Пушкина в 9 классе. Цель урока: Подготовить учащихся к «погружению» в мир поэзии А.С.Пушкина; познакомить с про...
Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока
Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....
урок по литературе для 11 класса на тему "Тема Родины в творчестве А.Блока"
Материал подготовлен для самостоятельной работы в качестве и домашнего задания, и групповой работы на уроке. Дан критический анализ стихотворений А.Блока, который можно использовать ученикам при интер...
КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС
Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта....