Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
- направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
- направленные на достижения метапредметных результатов:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
- направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyka_v_teatre_kino_i_na_televidenii.doc | 32.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
ФИО Бобякина Оксана Анатольевна | ||
Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Татищево» | ||
Должность Учитель музыки | ||
Предмет Музыка | ||
Класс 5 класс | ||
Тема и номер урока в теме Музыка в театре, кино и на телевидении. | ||
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс. |
- Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
- Задачи:
- направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
- направленные на достижения метапредметных результатов:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
- направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
- Тип урока: открытие новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
- Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
- Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
- Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
- А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино»
- М. Дунаевский «Лев и брадобрей».
Литературные произведения:
- Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
- А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
- Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
- Кинофильм «Приключения Буратино»
3. Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Структура и ход урока:
- Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
- Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
Слайд 1
- Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Слайд 2
- Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 3
- «Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Слайд 4
- Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Слайд 5
- Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Слайд 6
- Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. Слайд 7
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
У: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении?
Слайд 8
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У: О чем поет Сольвейг?
( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Слайд 9,10,11,12
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: Молодцы, справились с заданием.
Слайд 13
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Саратове?
Слайд 14
Саратов — старый театральный город. Первый крепостной театр, принадлежавший купцу Гладкову, появился в Саратове ещё в 1803 году.
По состоянию на 2011 год в городе действуют девять театров: Саратовский академический театр оперы и балета, Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова, Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва, Саратовский областной театр оперетты (театр находится в Энгельсе, но считается саратовским и часто даёт представления на сценах саратовских театров и домов культуры), Саратовский театр кукол «Теремок», Саратовский театр русской комедии, Саратовский муниципальный новый драматический театр «Версия», Саратовский театр «Балаганчик», Театр магии и фокусов «Самокат».
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Слайд 15,16,17
Раздаются памятки.
Слайд 18
Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»
4.Первичная проверка понимания. 5 мин.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Слайд 19
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
Работа с учебником стр. 66
Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
Слайд 20
(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.)
Слайд 21
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Слайд 22
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.
5. Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Слайд 23
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей».
6. Первичное закрепление. 5 мин.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Слайд 24
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» Слайд 25
2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето» Слайд 26
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Слайд 27
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» Слайд 28
7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.
Слайд 29
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения ____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса Татищевской средней школы №1 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
- Любите ли вы слушать музыку?
- Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
- Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
- Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
- Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…
Благодарю за внимание!
8.Этап рефлексии. 2 мин.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Работа с учебником стр. 65
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
- служит музыкальной характеристикой героев,
- создает атмосферу действия,
- показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
- создает национальный колорит,
- делает популярными произведения композиторов,
- показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
9. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр. 76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыка в театре, кино и на телевидении" - 28.01.2014
Конспект и презентация урока музыки в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
по программе ФГОС...
Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...
Музыка в театре, кино и на телевидении. 5 класс
Музыка в театре, кино и на телевидении....
Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...
План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....