Технологичекая карта по музыке 6 класс, IVчетверть,1 урок
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_po_muzyke_6_klass4_chetvert_1_urok.doc | 79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Автор разработки | Галкина Надежда Николаевна |
Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс |
Автор УМК, учебник | Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина |
Тема урока | Строение увертюры. Увертюра «Эгмонт». |
Тип урока | Урок углубленного изучения темы |
Цель урока | Закрепление и углубление понятия – сонатная форма, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений. |
Задачи урока | -включить учащихся в учебную деятельность; - актуализировать учебное содержание, необходимое и -продолжить знакомство с программной увертюрой; -выявлять особенности использования композиторами литературных источников в процессе создания программной увертюры; -выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры; -развивать ассоциативно-образное мышление на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; -использовать интернет для поиска дополнительной информации; -развивать вокально - хоровые навыки; |
Методы организации учебной деятельности | -метод идентификации - вживание в образы искусства; -метод организации художественно-эстетической среды; -словесное рисование; -поиск выразительных средств исполнения; -вокально-хоровая работа |
Форма организации работы | коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение. |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода |
Этап урока:1. Организационный момент и мотивация.
Задача этапа:
-включить учащихся в учебную деятельность;
-организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок:
Деятельность учителя | Действия обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Дети входят в класс под музыку. Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме - личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение? Действительно, мы разные – по внешности, представлениям, вкусам. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них Проверим? | Музыкальное приветствие. Ответы детей. | Личностные: - самоопределение
Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками |
Этап урока: 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для восприятия нового материала.
Мы уже знаем, что все виды искусства связаны между собой, имеют одну основу – жизнь, отношение к которой отражается в художественных образах. В тоже время в каждом виде искусства художественный образ может быть воплощен в самых разных жанрах. Назовите жанры прозы: жанры поэзии: жанры живописи: жанры музыки: Однако есть жанры, которые встречаются сразу в нескольких искусствах. Как вы думаете – 1.Какие особенности художественного образа заставляют художника обращаться к тому или иному жанру смежного искусства? 2.Какие законы развития каждого искусства делают возможными такие жанровые переклички? В вокальной музыке содержание и форма во многом определяются словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке – камерной и симфонической, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, - особенно важно представлять себе законы, принципы, приемы развития и построения музыки. Какие музыкальные формы вы знаете? Дайте определение и приведите примеры музыкальных произведений (одночастная двухчастная, трехчастная формы, рондо,вариации). А с чем можно условно сравнить развитие музыки, построенной сонатной форме?(с развитием сюжета в драматической пьесе) | рассказ, повесть, роман ода, поэма, баллада, лирическое стихотворение; натюрморт, портрет, пейзаж, историческая картина; песня, романс, кантата или симфония, опера, балет; Личное мнение обучающихся. Ответы. -затруднения- | Познавательные: - исследовать предметы: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Познавательные:- осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:- проявлять активность в решении задач. |
Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения. Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе |
-Почему вы не можете ответить? | ( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.) | Познавательные: -постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.
Задача этапа:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
Мы уже встречались с построением музыки в сонатной форме. В ней пишутся сонаты, концерты, симфонии, целые оперные сцены, увертюры. В такой форме можно передать значительные, иногда противоположные чувства. Назовите основные разделы сонатной формы. Дайте характеристику разделам. Сегодня мы продолжаем знакомиться с сонатной формой, с особенностями ее построения, ее разделами, терминами и понятиями. На доске – нотная запись 1 темы вступления из увертюры «Эгмонт». Учитель играет эту мелодию. Что можно сказать о герое этого сочинения? Учитель наигрывает 2 тему вступления Исполнение этих тем по нотам, вокализом. Подчеркнуть контраст. Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы, каким инструментам поручили бы исполнить? Слушание в записи вступления. Громкое звучание мрачных аккордов струнных в низком регистре олицетворяет образ тяжелого гнета, горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – ее «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые, а затем и струнные. Мы слушали увертюту (фрагмент) Людвига ван Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт». В основе зловеще-торжественной первой темы вступления – ритм старинного танца – сарабанды, выступающем символом испанского владычества над народом Нидерландов и создающей образ жестоких завоевателей. Кто такой «Эгмонт»? Как может развиваться основная часть увертюры? Какой будет главная партия экспозиции? Что содержит в себе побочная партия? Что лежит в основе симфонического развития увертюры? К чему приводит взаимодействие тем в разработке, репризе? Какие образы получают здесь развитие? Посмотрите в учебник (с.141).Что общего? Какова же будет кода? Прочитайте монолог Эгмонта из 5 действия драмы «Эгмонт» Гете в учебнике (с.140). К чему может привести такой призыв героя? Кончается ли трагедия его гибелью? Почему данный разворот в учебнике назван « Скорбь и радость»? Исполнение в характере мелодии канона « скорбь и радость»? Как композитор соединил в одном произведении такие контрастные чувства? Какими интонациями он их передал? Слушание увертюры целиком. ( А кцент на коду) | Экспозиция, разработка, реприза. Ответы Мнения учащихся ( мужество, сила, угроза , зло Жалоба, просьба. Образ первой темы властвует над второй. Предполагаемые ответы: Первая тема-труба, тромбон, туба, контрабасы ( в низком звучании). Вторая тема (скорбная)-скрипки, передающие плач, жалобу. Сообщения обучающихся. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания симфонии № 5, в 1810 году. Увертюра – первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонт» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей – испанцев. Ответы. Острый конфликт. Ответы. Скульптурная группа «Битва кентавров» Микеланджело, изображающая напряженную борьбу ассоциируется с образом борьбы в музыке Бетховена. Апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Познавательные: - познавать и анализировать сообщения. Коммуникативные: - учитывать позицию собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательная: - работать с информацией (находить, обобщать, делать выводы) Выполнение задания в творческой тетради. (с.54-55) |
Этап урока: 5.Первичное закрепление.
Задачи этапа: - зафиксировать изученное учебное
-содержание во внешней речи.
Посмотрите репродукцию старинной гравюры, помещенной в творческой тетради на с. 54, - « Бетховен дирижирует оркестром». Представьте, что Бетховен дирижирует увертюрой «Эгмонт». Какой фрагмент ее звучит здесь? Какой образ композитора возникает в вашем сознании. | Ответы. | Регулятивные: - овладение всеми видами учебных действий, включая способность контролировать и оценивать свои действия. |
Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.
Задача этапа:
- Организовать выполнение самостоятельной работы.
Какие контрасты (кроме контраста тем) присутствуют в музыке « Эгмонта» | Контрасты ритмоинтонаций, мелодических линий, контрасты динамики, лада, тембровых красок. |
Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.
Задача этапа:
-повторить учебное содержание.
А сейчас исполнители. Исполнение песни Е.Крылатова, Е.Евтушенко « Ольховая сережка» | Исполнение в характере с солистом, дуэтом, хором. Вокально-хоровая работа. | Коммуникативные:- осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Этап урока: 8этап. Рефлексия.
Задача этапа:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-оценить собственную деятельность на уроке;
-обсудить и записать домашнее задание.
Что сегодня я узнал нового? С чем можно сравнить развитие музыки, построенной в сонатной форме? Домашнее задание. Создать подготовительный текст сообщения об увертюре Бетховена «Эгмонт» как лаконичной инструментальной драме, «маленькой трагедии» с использованием интернет-ресурсов. Оценки. Выход из класса. | Музыка какого немецкого композитора звучала? Как называется произведение? Кто такой Эгмонт? Что такое увертюра? Что значит программная музыка? Что представляет собой сонатная форма? Т.Д. | Регулятивные: - овладение всеми видами учебной деятельности, включая способность контролировать и оценивать свои действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по музыке 6 класс, IVчетверть, 2 урок
Технологическая карта...
Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.
Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...
Технологичекая карта к уроку "Реформация и конртреформация" 7 класс.
Технологическая карта к уроку "Реформация и контрреформация"....
Технологичекая карта к уроку. Тема_ «Моделирование как метод познания». 9 класс
Технологичекая карта к уроку. Тема_ «Моделирование как метод познания». 9 класс. ФГОС...
Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"
Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД. Даны чертежи для изготовления прихваток в...
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....
технологическая карта. история 7 класс. Тема урока - Опричнина
Урок истории в 7 классе в состав которого входят обучающиеся по АООП....