технологическая карта. история 7 класс. Тема урока - Опричнина
методическая разработка по истории (7 класс)
Урок истории в 7 классе в состав которого входят обучающиеся по АООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.urok_istorii.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории по адаптированной программе.
Учитель Фалина ЛВ. Урок истории в 7 классе в составе которого обучаются дети с ЗПР
Тема: опричнина
Цель урока: Формирование представления об опричнине в годы правления Ивана 4.
Задачи:
Обучающие
- Научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;
- Сформулировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач.
Развивающие:
-Развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;
-Развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
-Развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
-Формирование ценностных суждений;
-Продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
-Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.
Образовательные:
-Через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствий.
Планируемые результаты урока:
–учащиеся научаться: работать с источником, работать с таблицей
– учащиеся получать возможность научиться: анализировать, устанавливать причинно -следственные связи
Тип урока: Комбинированный
Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: мультимедийное проектное оборудование ,раздаточный материал, презентация.
Основные вопросы изученияматериала | 1) Падение Избранной рады. 2) Расправа царя с приближёнными. 3) Опричнина и опричники. 4) Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины. 5) Итоги царствования Ивана IV |
Типы уроков | Комбинированный. |
Ресурсы уроков | Учебник, § 10. Карта |
Основные понятия и термины | Террор. Земщина. Опричнина. Опричники |
Основные даты | 1572 г.- бой у деревни Молоди. 1565-1572 гг.- опричнина |
Персоналии | Иван IV. Филипп Колычев. Малюта Скуратов |
Домашнее задание | § 10 учебника. Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Обучающиеся с ЗПР-ответы на вопросы в конце § 10 учебника |
Модулиурока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР | Компетенции УУД |
Мотивационно-целевой | Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны? | Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам | С помощью учителя применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам | регулятивные: осуществлять самоконтроль |
Ориентационный(актуализации/повторения) | Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре. Как была устроенасистема управления государством встранах Европы в этот период? Чем вам запомнилась деятельностьИвана IV в начале его правления? Заполните схему «Управление Русским государством в конце XVI в.»(см. дополнительный материал).Какие права и привилегии имелибояре? | Актуализировать знания из курсавсеобщей истории. Сравнивать системы управленияразных государств. Заполнять схему, давать описаниееё элементов и взаимосвязей под руководством учителя | С помощью учителя заполнить схему «Управление Русским государством в конце XVI в | Познавательные находить ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний |
Содержательно-операционный | Объясните термин «опричнина». Сравните с определением, данным в словаре. Какова судьба проведённых Избранной радой реформ? В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины. Предположите, как относились кпроводимой политике разные социальные группы населения России? Прочтите п. 4 параграфа. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почемуоно не смогло дать отпор набегукрымского хана? На основе имеющихся знаний, текста учебника (п. 5) и анализа фрагментов труда В. О. Ключевского «Курс русской истории» (см. рубрику «Изучаем документ») ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую даёт автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В. О. Ключевский оценивает деятельность Ивана IV? Можно ли считать его позицию объективной? Объяснитесвои выводы | Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. Моделировать возможное отношение различных групп к тем илииным историческим явлениям. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений ипроцессов. Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия | под руководством учителя Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. Моделировать возможное отношение различных групп к тем илииным историческим явлениям. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений ипроцессов. Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия | регулятивные:работать по предложенному плану, уметь применять знания на практике Познавательные ориентироваться в учебнике |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III. Каково значение опричнины в истории России? Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным? *Примите участие в дебатах: «Иван IV - выдающийся государственный деятель России». Приведите доводы за и против данногосуждения. *Историки, публицисты высказывают разные точки зрения о причинах, характере и последствияхопричнины. Познакомьтесь с их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией(литература, Интернет) и примите участие в дискуссии. При выполнении каких заданийвам потребовалась помощь учителя(товарища)? Что вызвало затруднения? | Определять основные направлениядеятельности и итоги правления. Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей. Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Участвовать в дискуссии (дебатах). Аргументировать точку зрения спомощью примеров. Перечислять различные толкования, исторические версии с опорой на дополнительные сведения. | Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности | коммуникативные: уметь с полнотой и точностью выражать свои мысли регулятивные осуществлять самоконтроль |
Дополнительный материал
Заполните пропуски в схеме
«Управление Русским государством в конце XVI в.»
1 - Царь; 2 - Боярская дума; 3 - Земский собор; 4 - приказы; 5 - воеводы; 6 - губные старосты и другие избираемые представители населения.
Схема «Итоги опричнины»
Итоги опричнины | |
Политические | Социально-экономические |
1. Утверждение режима личной власти царя: - ослабление влияния титулованного московского боярства, состоявшего из удельных суздальских,ярославских, ростовских, стародубских княжеских фамилий; - установление верховенства государства над церковью. 2. Ликвидация пережитков удельной системы: последнее удельноекняжество перестало существовать | 1. Ухудшение экономического и социального развития страны (бегствонаселения, запустение многих территорий). 2. Продолжение процесса государственного закрепощения крестьян(1581 г. - указ Ивана IV о «заповедных летах». Впервые временноотменяется право Юрьева дня). 3. Складывание предпосылок гражданской войны начала XVII в. |
Переписка Ивана IV и Андрея Курбского
В переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским обсуждался вопрос: каким бытьгосударству? Послания Грозного и Курбского затрагивали самые актуальные проблемы времени,связанные с характером государственного управления, ролью и местом в этом управлении царя,бояр и служилого дворянства. Проблема привилегии власти и прав подданных - главное в полемике. Князь полагал, что все беды государства от того, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государствасильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью,и смертью всех своих подданных.
С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИЗ ЛИТВЫ
Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меняне обрушил! И каких грехов и измен не возвёл на меня! А всех причинённых тобой различныхбед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем ещё объята душа моя. Но обовсём вместе скажу: всего лишён был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал тымне злом за добро моё и за любовь мою непримиримой ненавистью...
И не надейся, что буду я молчать обо всём: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя...
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своём, что мы уже погибли и истребленытобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно лёгкой победой похваляясь: казнённые тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении...
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979. - С. 119-120.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
<...>Самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого царяВладимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя ВладимираМономаха... Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единороднуюдушу? Чем ты заменишь её в день Страшного суда? <...>
Всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрымже - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь.Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а еслиделаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрениядобродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но ещё сильнее разжёг? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты ещё больше посеял плевел. <...>
Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будетдолжного порядка, откуда возьмётся военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побеждённым, чем победителем. Ты же, всё это презрев,одну храбрость хвалишь; а на чём храбрость основывается - это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам её подрываешь. И выходит, что ты - ничтожество; в доме ты - изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно...
Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняюсвой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости,ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая...
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979. - С. 122-144.
Дискуссия «Иван Грозный в оценках современников и потомков»
С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания историков ипублицистов об Иване Грозном и результатах его правления. Проведите в классе обсуждениеэтих высказываний.
Как вы можете объяснить возникновение версии о «двух Иванах Грозных» (первой и второйполовины правления)?
Почему оценки этого исторического деятеля противоречивы и в наше время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта 5 класс тема «Английский алфавит».«Английский в фокусе» Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, «Просвещение», 2015 год
Технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта 5 класс тема «Английский алфавит 2».«Английский в фокусе» Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, «Просвещение», 2015 год
Технологическая карта урока №2...
Технологическая карта 5 класс тема «Английский алфавит3».«Английский в фокусе» Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, «Просвещение», 2015 год
Технологическая карта....
Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"
Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"...
Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....
Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»
В материалах представлена развёрнутая технологическач карта урока и презентация к уроку...