Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД. Даны чертежи для изготовления прихваток в лоскутной технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_po_teme_izgotovlenie_loskutnogo_izdeliya.doc | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока технологии в 5 классе (по ФГОС второго поколения). Технология ведения дома.
Характеристика класса:
- В классе обучаются 11 девочек;
- Класс активный, дружный, по темпераменту большая часть учащихся – сангвиники, две девочки – меланхолики. Класс отличается взаимовыручкой и поддержкой, старается быть лидером и в учебе, и во внеурочной деятельности.
- Уровень подготовленности отдельных учащихся и всего класса в целом – достаточно высокий. Качество знаний – 90 %.
Учитель | Паршина Е. Н., МАОУ СОШ № 7. г. Балаково |
Тема раздела | Художественные ремесла |
Тема урока | Лоскутное шитье |
Цель | Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготавливать шаблоны для лоскутных изделий и выкраивать детали. |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - знакомство с одним из видов декоративно – прикладного творчества – лоскутным шитьем, историей его возникновения, - организация рабочего места, подбор материалов и оборудования; - знакомство с технологией изготовления шаблонов из плотного картона, технологией выкраивания деталей и технологией создания лоскутного верха; - умение планировать технологический процесс; - выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их устранения; - стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов; - дизайнерское проектирование изделия; - соблюдение правил безопасности труда. Метапредметные (УУД): - определение технологической последовательности изготовления лоскутного изделия; - алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - отражение в устной и практической форме результатов своей деятельности; - признание права другого человека на иное мнение.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, - развивать трудолюбие и ответственность за качество своей работы; - воспитывать аккуратности и опрятности в работе. |
Основные понятия и термины | Лоскутное шитье, технология создания лоскутного верха, эскиз, шаблон, блок, стачной шов, детали кроя. |
Межпредметные связи | ИЗО, черчение, математика |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | компьютер, мультимедийный проектор и экран |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Лоскутное шитье» |
Технологическая карта урока технологии
Предмет, класс | Технология, 5 класс | |||
Тема урока | «Лоскутное шитье», 1 занятие по теме «Технология изготовления лоскутного изделия» | |||
Этапы урока | Сценарий урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (4 – 5 мин) Цель: - настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний; - создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Здравствуйте! На улице светит солнце, хорошая погода. У всех хорошее весеннее настроение. Посмотрите, какие красивые изделия находятся сегодня в классе (показывает коллекцию изделий, выполненных в лоскутной технике). Что общего во всех этих изделиях? | Приветствие. Проверка явки учащихся. Включение в деловой ритм. | Эмоциональный настрой на урок. Активное слушание (учащиеся дают ответ, что все изделия выполнены из кусочков ткани, соединенных между собой). | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 – 12 мин) Цель: - организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания: - зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; - организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания. | Учащиеся рассматривают большое количество кусочков различных тканей. - Какие ткани лучше всего использовать для лоскутных изделий? Почему? Учащиеся делают вывод, что для лоскутных изделий лучше всего использовать х/б ткани. Они просты в обработке (их легко шить, стирать, гладить), имеют яркие и разнообразные расцветки. Далее уч-ся выбирают те ткани, которые больше всего подходят для изготовления изделий из лоскутков. Учитель дает рекомендации по правильному подбору тканей для лоскутных изделий. | Организация задания на повторение. Эвристическая беседа. | Доклад уч-ся «Из истории возникновения лоскутного шитья». Записывают в тетради опорные понятия: пэчворк, квилт. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Актуализация личного жизненного опыта. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
Ш. Постановка учебной задачи (4 – 5 мин) Цель: - зафиксировать причину затруднения у учащихся; - сформулировать цели урока. | - А теперь обратите внимание на геометрическую форму лоскутков, из которых сшиты изделия. (Лоскуты имеют разную геометрическую форму: прямоугольник, квадрат, треугольник) - Чтобы изделие получилось аккуратным, можно ли сразу кроить детали из ткани? Что нужно для этого сделать? (изготовить шаблоны для выкраивания деталей изделия из картона) - Сформулируйте цель нашего урока. (изготовить шаблоны и выкроить детали лоскутного изделия - прихватки). | Организовать уточнение и согласование темы и цели урока. | Осознание целей и задач урока. | Коммуникативные: аргументация своего мнении, выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
IV. Проблемное изложение нового материала (20 – 25 мин) Цель: - организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; - организовать фиксацию преодоления затруднения. | Учитель показывает различные шаблоны и способы раскладки их на ткани (см. приложение 1). Объясняет, каким образом создаются лоскутные изделия. Подробно учитель останавливается на технике «Лоскутная мозаика», в которой будут изготавливать прихватки (см. приложение 2). На доске учитель зарисовывает 3 вида прихваток (см. приложение 3). Показывает, как рассчитать размеры деталей кроя прихваток и построить шаблоны на примере эскиза прихватки (см. приложение 4). Учитель объясняет, каким образом можно построить шаблоны к тем деталям, которые трудно рассчитать (треугольники) (см. приложение 5). | Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся. | Развитие умения получать информацию. Зарисовывают эскизы прихваток («Колодец», «Шахматка», «Мельница») и рассчитывают к ним шаблоны. | Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: восприятие. осмысление, запоминание учебного материала. Личностные: применение на практике и последующее повторение нового материала. |
V. Первичное закрепление знаний учащихся ( Цель: - зафиксировать алгоритм изготовления шаблонов для лоскутного изделия; - организовать усвоение учащимися нового материала. | Учащиеся выбирают понравившийся эскиз прихватки и рассчитывают шаблоны по своим размерам. | Учитель осуществляет дифференцированный подход (сильным ученикам предлагает эскиз «Сруб»). | Закрепление полученных знаний. | Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: применение на практике и последующее повторение нового материала. |
VI. Практическая работа «Изготовление шаблонов к прихватке» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | |||
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы | ||||
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. | ||||
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование | ||||
Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Приложение 3
Эскизы прихваток
«Шахматка» «Мельница»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
1 | ||||
3 | ||||
5 | ||||
7 |
«Сруб» («Американский квадрат»)
Приложение 1
Раскладка шаблонов на ткани
Приложение 2
«Лоскутная мозаика»
Приложение 5
Построение шаблона «Мельница»
Начертить в натуральную величину Разрезать
Достроить величину припусков –
1 см (готовый шаблон)
Приложение 4
0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
1 | ||||
3 | ||||
5 | ||||
7 |
Расчет шаблонов «Сруб»
Условия:
сторона квадрат - 4 см в готовом виде
ширина полос – 3 см
припуск на шов – 1 см
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...
Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.
Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...
Тема урока: "Технология изготовления лоскутного изделия"
Разработка содержит конспект урока технологии "Технология изготовления лоскутного изделия" составленный в соответствии с требованиями ФГОС и мультимедийную презентацию состоящую из двадцати четы...
Заключительный урок 6 класс по теме "Изготовление поясного изделия"
Данный материал урока можно использовать в дальнейшем(частично) в 7 классе(ФГОС)....
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС "Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия"
Разработана технологическая карта, опирающаяся на авторскую презентацию «Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия» ,авторскую методическую разработку «Наглядно-демонстрационный метод прове...
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....
Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"
Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...