Интеграция как средство развития ассоциативно - образного мышления на уроках.
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Интегрированный урок в 6 классе по теме "Люблю березку русскую, то светлую, то грустную..." Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_berezku_russkuyu.doc | 113.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 6 классе
на тему «Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную…»
Слайд 1
Учитель литературы
Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о русской берёзе. Наш урок мы назвали: «Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную…».
Слайд 2
(Звучит песня В. Баснера «С чего начинается Родина»)
Слайд 3
Учитель литературы:
Берёза – самое любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты, композиторы и художники.
Как часто пьянея от светлого дня
Я шёл наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.
Слайд 4
(Ученик читает стихотворение «Ожившая берёза»)
В старом парке на краю оврага
Средь опавших листьев и ракит,
Старая замшелая коряга
У берёзы высохшей лежит.
Их унылый вид не красит парка.
Здесь любви признанья не слышны,
Но однажды ранним утром ярким
Чары волшебства на них сошли.
Ласковое солнышко пригрело,
Бросило на них свой взгляд,
И берёзка вдруг зазеленела,
Расцвела, надев весны наряд!
Слайд 5
Ученик:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую!
Слайд 6
Учитель музыки:
Русские берёзы запечатлели на своих картинах художники: Саврасов Алексей Кондратьевич, Левитан Исаак Ильич, Куинджи Аркадий Иванович и другие.
Слайд 7
Перед вами репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели». Писатель Гаршин, глядя на это произведение искусства, сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». А почему? Да потому, что здесь всё такое знакомое и родное нам: и весёлая звонкая капель, и дымка, и очень красивые берёзы.
Учитель литературы:
Послушайте отрывок из книги О. Добровольского «Саврасов» о создании картины «Грачи прилетели».
«…Саврасову хотелось работать: писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской области. Быстро собрался… и отправился в санях по почтовому тракту.
Унылыми и однообразными казались поля и дорога вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом!..
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитино. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают сосульки. Кажется, всё отсырело: деревья, брёвна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилететь. Да, вот их сколько на берёзах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь на тонких ветках, устроились в чёрных крупных гнёздах, летают над землёй и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.
Эти берёзы, молодые ещё, но неказистые, некрасивые, искривлённые, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени.
Они у низенького забора, за которым видны какие-то строения, и над ними возвышаются церковь и колокольня.
Саврсов пришёл сюда, на окраину села Молвитино, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько вёрст.»
Слайд 8
Учитель литературы:
А это репродукция с картины Левитана «Большая вода». Ранней весной, когда реки выходят из берегов, они затопляют большие близлежащие пространства. Так и на этот раз: талая вода затопила берёзовую рощицу. А они стройные красавицы и рады – любуются, как в зеркало, на своё отражение в воде.
Слайд 9
Ученик:
Не клонись, берёза, к долу
Не рыдай над родником…
К изумрудном подолу
Подойду я босиком.
Ах, берёза белоствольна,
Ветви клонятся к земле.
То поникнут вдруг безвольно,
То потянуться ко мне!..
Слайд 10
Ученик:
Горек аромат цветов
В утреннем тумане
Надышусь и горько так
Отчего – то станет…
Мне б упасть среди берёз
Где туман так светел.
И берёзы ствол обнять,
И прижавшись сильно,
Непонятное понять.
Мир неведомый объять
Средь берёз умильных
Слайд 11
Учитель музыки:
Это репродукция с картины нашего земляка, Луховицкого художника Николая Ерастова. А называется она «Берёзы». Создавая ее, он вспоминал родительский дом, тропинку к нему, родные березы. Возможно, слышал вдалеке вот такую песню.
Слайд 12
(Звучит песня «Деревня моя» в исполнении учителей)
Слайд 13
Учитель литературы:
Красива берёза и осенью! Как она нас радует своими золотыми косами и таким же ковром под ногами!
Слайд 14
Ученик:
Мне в комнату, в наличники,
Бросая на пол тень,
Берёзонька ветвистая
Глядится каждый день.
Листва её потоками
Спадает круто вниз,
Серёжками мохнатыми
Усыпан весь карниз.
В слезах стоит кудрявая,
Умытая росой,
И так ей залюбуешься,
Хоть день смотри и стой.
Слайд 15
Ученик:
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Слайд 16
Учитель литературы:
Зимой берёзы засыпают до следующей весны. Но и в это суровое время года они прекрасны. Все вы знаете стихотворение Сергея Есенина «Берёза»
Слайд 17
Ученик:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Слайды 18, 19, 20
Ученик:
Серебром покрыты тонкие берёзы,
Словно поседели и уснули в грёзах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам берёзы грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы навечно.
Может это счастье, что мороз такой
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слёзы и тоску – печаль…
Тонкие берёзы, вас безумно жаль.
Потужите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Слайд 21
Учитель литературы:
Опять о них, кудрявых и белёсых,
И что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
Слайд 22
Какой русский человек не любит красавицу берёзу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – подарит тень…
А бывает и так…
Слайд 23
Ученик:
В весенний жаркий день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, словно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы.
Склоняясь, тянет сладкий сок,
За каплей капля падает в песок.
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.
Учитель литературы:
Сейчас по берёзкам побежал сок, и те, кто издеваются над ними, причиняют им боль. Но было и такое время, когда деревья, в том числе и берёзы, ранили на войне.
Слайд 24
Ученик:
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре.
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано – раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим».
Слайд 25
Учитель музыки:
Русские березы были свидетелями битвы под Москвой в 1941 году. Шестого декабря исполнится 71 год с того времени.
В ходе ожесточенных сражений на дальних и ближних подступах к Москве советские войска остановили продвижение главной немецкой группировки – группы армии «Центр» и нанесли ей огромное поражение. Были подготовлены условия для перехода в контрнаступление и разгрома врага под Москвой. Фашисты были отброшены на 100 - 150 километров от Москвы.
Слайд 26
Наши потери: 514 тысяч 338человек.
Потери врага: разгромлено 38 дивизий, 11 танковых, 4 моторизованных, 23 пехотных.
Уничтожено 1300 танков, 2500 орудий, 15 тысяч автомашин. Полмиллиона человек убито, ранено, взято в плен.
Марк Лисянский написал такие стихи, ставшие песней.
«Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах, в тайге.
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык гордиться,
И везде повторяю слова:
«Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!».
(Звучит песня В. Высоцкого в исполнении ученика класса)
Слайд 27
Учитель литературы:
Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о той страшной войне. В России издавна существует обычай: рядом с могилой погибшего солдата сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном растущем дереве. Стоят берёзки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб в этой страшной войне.
«Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
Над нами весь вечер берёзы
О чём-то чуть слышно шумят.
Быть может, они вспоминают
Суровые годы войны,
Быть может, они поминают
Солдат, что на поле легли»
Слайды 28, 29
Учитель музыки:
В нашем городе тоже есть памятник погибшим солдатам. А рядом в окружении прекрасных берез - Аллея Славы с фотографиями людей, которыми мы должны гордиться. Придите, поклонитесь памяти тех, кому мы обязаны жизнью.
Слайд 30
Учитель музыки:
Да, трудно было на той войне. Что же помогло солдатам выстоять и выжить? (мысли о близких, о родном доме, о родном крае, хорошая музыка и песня)
(Ученик исполняет на баяне попурри на тему военных песен)
Слайды 31, 32
Учитель литературы:
Много времени прошло с той поры, но иногда кажется, что наши солдаты не погибли, а превратились или в журавлей, или в облака, чтобы теперь смотреть с высоты на нас, как мы живём, о чём думаем.
Слайд 33
Учитель музыки:
В современной музыке тема «березы» и сегодня очень актуальна. Например: «Береза белая подруга…», «Плакала береза горькими слезами…», «У реки у речки рос кудрявый клен, в белую березу был тот клен влюблен…», «Подари березка мне свои сережки, на свиданье к милому ходить…», «Отчего так в России березы шумят…» и другие.
Слайд 34
Петр Ильич Чайковский, когда сочинял симфонию №4, обратился к русской народной песне. Она известна всем, а композитор из маленького напева написал большое произведение. Сейчас мы услышим фрагмент симфонии. У меня вопрос: «Какая русская народная песня стала основной темой этого произведения?»
(Звучит симфония №4 П. И. Чайковского)
-Узнали песню? Верно. Это «Во поле береза стояла».
Ученик:
Россия! Слово-то, какое чистое и звонкое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как берёзка! Дорогое, как мама!
Ученик:
Берёзка поистине крестьянское дерево. Оно напоминает шёлковый платок, побелённую хату, русскую печь, холщовую рубаху. Стволы берёз напоминают трудовые мозолистые руки крестьян.
Ученик:
А молодые берёзки похожи на стройных красавиц. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое.
Учитель литературы:
Где бы ни росла берёзка, повсюду она приносит людям радость, свет. Берёза – символ России, символ Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
Слайд 35
Сегодня вы увидели, как художники изображают на своих полотнах русские берёзы, услышали поэтические творения о белоствольных красавицах, классическое произведение, где звучит русская народная песня «Во поле берёзонька стояла…»
Это те таланты, то творчество, на котором держится наша земля. Но таланты эти появились не вдруг. Каждый из вас талантлив: кто-то поёт, кто-то играет на музыкальных инструментах, сочиняет стихи, музыку. В этом вы убедились сами. Каждый из вас прекрасно читал стихи. И выходит, что каждый из вас - талантливый человек.
Слайд 36
Послушайте ещё одного талантливого человека, вашего сверстника, который сочинил стихотворение «Берёзонька»
Слайд 37
(стихотворение собственного сочинения читает ученик класса)
«И опять далеко – далёко я,
Что ищу я в чужой стороне?
И стоит у дороги берёзонька,
Точно как и в моём окне.
Ветки косами растрепалися,
Ветер, как с груди кресты
Беззащитные, как слёзы мамины
Пожелтевшие срывает листы.
Облетают они, кружат в воздухе,
Как странички календаря.
И стоит у дороги берёзонька,
И гляжу заворожено я»
Слайд 38
(Звучит песня «Отчего так в России березы шумят…» в исполнении учителей и учеников)
Учитель литературы:
Урок закончен. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
Мастер - класс «Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. (Слайд 1)Особая роль отводится духовному воспитанию личности, стан...
Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.
В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ №508 с углубленным изучением предметов ...
Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся 5 -7 классов на уроках музыки.
Впомощь учителю музыки...
Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта
Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта...
Развитие ассоциативно-образного мышления
Музыкальное произведение раскрывается в музыкальных образах. Музыкально-образное мышление позволяет расширить образную палитру произведения, более полно раскрыть содержание музыки, активиз...