Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта
методическая разработка

Власова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

Составитель: Власова О.В.

2018 год

г. Улан-Удэ

Воспитание, обучение и развитие детей – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в образовательном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития. Главная задача школы – научить детей учиться, развить их умственные способности. В связи с особенностями развития дети с нарушением интеллекта особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Дети приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.

Дидактическая игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, у которых опыт действия с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При поступлении в школу дети с нарушением интеллекта с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Воспитатель подбирает дидактические игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослыми. У детей с нарушением интеллекта познание без специального воздействия развивается медленно. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а поэтому он не в состоянии достичь положительного результата. Дети с нарушением интеллекта действуют либо совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который относят только к данной знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания и опыт на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.

Основная коррекционная задача воспитателя в том, чтобы сформировать у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности. Игры и упражнения, в которых ребенок с нарушением интеллекта действует путем проб и примеривания, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно эти игры можно разделить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, при котором дети испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и т. д.). Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать их на основе представления. Для этого воспитатель проводит игры с отсрочкой, где просит ребенка вспомнить тот или иной предмет, его свойство. Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомления с предметом, его качеством и свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом давать слово (игры: «Дай мяч», «Дай такой же»).

Во всех дидактических играх дети встречаются с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление (эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом). Для развития наглядно-образного мышления ребенка с нарушением интеллекта очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Например: дидактическая игра «Отгадай-ка». Вместе со своим помощником (ребенком) он перечисляет характерные особенности предмета, т.е. загадывает загадку, а дети ее отгадывают, т.е. строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. Перечисляя за воспитателем признаки предметов, изображенных на картинке, дети делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей. Далее дети уже сравнивают предметы по совокупности признаков. Дидактическая игра «Парные картинки», они сами (по опорным вопросам воспитателя) перечисляют признаки изображенного предмета, т.е. производят элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы. Дидактические игры, обеспечивают органическую связь между развитием наглядно-образного мышления и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.

С помощью дидактических игр дети с нарушением интеллекта приучаются к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать. В дидактической игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Активизируя мышление, дидактическая игра воздействует на эмоции детей: ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, его одобрения воспитателем, а главное – от самостоятельности в решении задачи.

В дидактических играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к предмету. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свой словарь. Игра в младшем школьном возрасте является универсальной формой развития (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

Таким образом, дидактическая игра имеет огромное значение в развитии наглядно-образного мышления у ребенка с нарушением интеллекта. Являясь эффективным средством развития, они могут быть составной частью занятия, а также основной формой организации учебного процесса. Дидактическая игра значительно повышает эффективность обучения, предупреждает утомляемость, сохраняет хорошую работоспособность и интерес детей, расширяя тем самым возможности познавательной деятельности и умственной активности. Она позволяет ребенку проникнуть в мир социальных отношений, стимулирует развитие предметной, познавательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, элементарной учебной деятельности, обеспечивая всестороннее развитие его личности. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Задача дидактических игр состоит в том, чтобы научить детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта оперировать представлениями в знакомых ситуациях и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю. А. Детская практическая психология: Метод. разраб. / Ю. А. Афонькина - Мурманск, 2000. – 291 с.
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С.Гринченко: Учебно-методическое пособие – М. : ЦГЛ, 2002. – 80 с.
  3. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева - М. : Просвещение, 2003. – 273 с.
  4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова – Изд.2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 443 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллекта

Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графич...

Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта

Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.Особенности дидактических игр:...