Мастер - класс «Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»
презентация к уроку по литературе по теме

Хабарова Татьяна Геннадьевна

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. (Слайд 1)
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. А миссия учителя-словесника – передавать эстетические, нравственные, философские и социальные ценности. Помочь ребенку чувствовать мир, природу, другого человека, понимать себя. (Слайд 2)
Основной своей задачей я считаю создать условия для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым  ассоциативным, образным мышлением, имеющую твердую жизненную позицию. (Слайд 3)
Для начала давайте с вами попробуем подобрать ассоциации к слову радость. Вместе подумаем над тем, какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить это чувство.(Каждый называет свою ассоциацию со словом радость). (Слайд 4)
У нас получилось "солнышко" ассоциаций. (Слайд 5)
А теперь давайте уберем ключевое слово и подумаем, можно ли по оставшимся словам понять, какое именно чувство выражено?( Слайд 6)
Давайте поделимся на группы, и каждая группа выбирает одно из чувств (ожидание, разочарование, грусть) (Слайд 7)  и пишет о нем связный текст из 3-4 предложений, не называя самого чувства. Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: "Мне грустно" или "я разочарован". Картины и образы должны быть такими, чтобы мы смогли  догадаться об эмоциях, которые автор хотел передать. (Слайд 8) музыка Yuki Kajiura
Чтение и анализ работ.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- По каким признакам вы смогли догадаться, о чем идет речь?
Для того чтобы показать, как особенности ассоциативного мышления могут “работать” на уроке литературы, обратимся к японской классической поэзии (Хокку). (Слайд 9)
-Японский народ отличает умение в самом обычном, повседневном разглядеть прекрасное, умение радоваться мгновению. У японцев есть даже традиция: сообща любоваться природой. Образы, которые заключены в японских стихах, должны вызвать у нас какие - то ассоциации, чувства, настроения. (Слайд 10)
- Я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, чем оно необычно. (Слайд 11-12)
Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел. (Ранран)
- Какова особенность этого стихотворения?
Японские стихи не имеют рифмы. В них есть еще одна особенность - недосказанность. Кажется, что автор что-то не договаривает, как будто мысль не закончил, но нам все понятно.
1.Какое время года изображено?
2. Где находится автор?
3. Как вы думаете, какое у него настроение?
4. Что значит: «зонт прошелестел»? почему автор не говорит: «прошёл человек»?
5. О чём говорят слова «нет, не ко мне? 
6. Какую картинку вы представляете, читая стихотворение?
 Образы стихотворения: унылая пора, одинокий человек стоит у окна в ожидании, но «нет», опять идёт кто-то не к нему. «Зонт прошелестел», потому что из окна сверху виден только зонт, скрывающий фигуру, лицо и всё остальное. 
 
- Это стихотворение написано в жанре хокку. Хокку -  краткое, нерифмованное, лирическое стихотворение о природе, мире, человеке, его чувствах. (Слайд 13)
Хокку  состоит из 3-х строк. Первая включает в себя пять слогов, вторая – 7 и третья – 5. Но эта формула не всегда соблюдается. (Слайд 14)
Первая строка хокку дает информацию, которая тут же рождает в голове читающего картину. Вторая строка дает дополнительную информацию к первой и возникает фраза. Третья строка часто бывает очень неожиданной, связана с первыми двумя не логически, а по ассоциации. (Слайд 15)
- Прослушайте музыку и подумайте, какие ассоциации у вас возникают? (весна, солнце, птички…) (Слайд 16), музыка sakura
У  японцев весна ассоциируется с сакурой. Ветка сакуры – символ Японии. Когда сакура расцветает, весь народ выходит на улицы и любуется необыкновенной красотой распустившейся вишни. Сакуре посвящено много хокку различных поэтов.
- Я прочитаю стихотворение о сакуре, а вы подумайте, что с чем ассоциируется. (Слайд 17)
Страна сакуры
Первого восхода
С весною расцвела.
(Слайд 18) (Япония ассоциируется с сакурой, приход весны с цветением сакуры)
- Теперь попробуем поработать в соавторстве с поэтами и дописать стихотворение. Вам дано 2 строчки и вы должны выбрать из предложенных вариантов третью. Помните, что поэт должен лишь намекнуть на то, какие чувства он хотел передать. (Слайд 19)
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму
Варианты ответа:
  1.Скоро появится стрекоза.
  2.У соседа воды возьму.
  3.Всюду поют цикады.
- Почему выбрали данный вариант? Почему воду надо брать у соседа? (Потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его  -  значит погубить, убить)
 
Теперь, когда вы хорошо понимаете, как строится хокку, попробуйте стать настоящими поэтами. Опять поработаем в группах, каждая группа должна попытаться  написать хокку о своей родной березке. Я раздам вам памятки, где вы еще раз можете посмотреть, как строится хокку. (Слайд 20-22)
 Посмотрите на слайды презентации, там картины березы, может быть, они вызовут у вас какие-нибудь ассоциации. (музыка Сергей Рахманинов)
 
(На данном занятии используется ролевая игры, каждый выступает в роле поэта.  Игра помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее.  Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.)
- Давайте зачитаем получившиеся стихотворения.
- Какие ассоциации у вас возникли?
Обратите внимание, что задание было дано одинаковое, образ предлагался один, но ассоциации возникли у всех свои. Каждый выразил свое настроение, свое видение этого образа. Такой простой образ смог натолкнуть на такие глубокие мысли. (Слайд 23)
Японская народная мудрость гласит: 
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое-
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое-
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы-
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое-
И вы увидите великое.
- Как вы понимаете эти слова? (Слайд 24)
- А я к вам обращаюсь: всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. 
Мне кажется, если нам удастся создать условия для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, то наш выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая музыка, он будет развиваться духовно и будет востребован обществом.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon мастер-класс2.89 МБ

Подписи к слайдам:

«Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»
МБОУ «Красивская СОШ»Хабарова Татьяна Геннадьевна
Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.В.А. Сухомлинский
Улыбка
Веселье
Праздник
Общение
Подарки
Дружба
Добро
Любовь
Красота
Музыка
Настроение
Молодость
Игра
Чувство
Дети
Победа
Радость
Улыбка
Веселье
Праздник
Общение
Подарки
Дружба
Добро
Любовь
Красота
Музыка
Настроение
Молодость
Игра
Чувство
Дети
Победа
ОжиданиеРазочарованиеГрусть
Древняя японская нерифмованная стихотворная форма – ХОККУ
Хокку – жанр японской поэзии
Осенний дождь во мгле!Нет, не ко мне, к соседуЗонт прошелестел. (Ранран)
Хокку - лирическое стихотворение, состоящее из трёх строк, построенное на выразительной детали, чаще всего посвящённое природе
Строение хокку
1 строка – 5 слогов2 строка – 7 слогов3 строка – 5 слогов
Строение хокку
1.Первая строка дает информацию, которая тут же рождает в голове читающего картину.2. Вторая строка дает дополнительную информацию к первой и возникает фраза.3. Третья строка часто бывает очень неожиданной, связана с первыми двумя не логически, а по ассоциации.
Сакура -национальный символ Японии
Страна сакурыПервого восходаС весною расцвела
Упражнение в «соавторстве»
За ночь вьюнок обвилсяВокруг бадьи моего колодца.У соседа воды возьмуВарианты ответа: 1.Скоро появится стрекоза. 2.У соседа воды возьму. 3.Всюду поют цикады.
Японская народная мудрость гласит :
Всматривайтесь в привычное –И вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое– И вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое- И вы увидите сложное.Всматривайтесь в частицы- И вы увидите целое.Всматривайтесь в малое- И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь, не проходите мимо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Создание условий для выявления и развития детской одаренности".

Детская одаренность — это не просто большая родительская гордость, но одновременно еще и достаточно большая проблема. С одной стороны, одаренный ребенок имеет больше шансов успешно реализовать себя в ...

Интеграция как средство развития ассоциативно - образного мышления на уроках.

Интегрированный урок в 6 классе по теме "Люблю березку русскую, то светлую, то грустную..." Презентация к уроку....

Мастер -класс «Создание условий для формирования информационной компетенции учащихся».

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.В русле деятельностного подхода психологическ...

Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.

В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ  №508 с углубленным изучением предметов ...

Роль ассоциативно-образного мышления в формировании творческой активности юного музыканта на начальном этапе обучения в ДШИ

Методическая разработка "Роль ассоциативно-образного мышления в формировании творческой активности юного музыканта на начальном этапе обучения в ДШИ"...

Развитие ассоциативно-образного мышления

Музыкальное произведение  раскрывается в музыкальных образах. Музыкально-образное мышление  позволяет расширить образную палитру произведения, более полно раскрыть содержание музыки, активиз...