Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся 5 -7 классов на уроках музыки.
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Калугина Александра Васильевна

Впомощь учителю музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.odt26.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68

Методическая разработка

Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся 5 -7 классов на уроках музыки.

Подготовила

Калугина Александра Васильевна, учитель музыки.

Ярославль, 2016

В свете новой концепции образования, провозгласившей приоритет духовного развития личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает художественно-образное мышление, которое обеспечивает целостность восприятия объектов познания и обогащает духовную сферу человека.

Язык музыки отличается высокой степенью обобщенности и абстрактности, художественные образы обладают знаковыми особенностями и рождают в сознании воспринимающего огромное количество ассоциаций.

В ходе многолетней работы у меня сложилось стойкое убеждение, что развитие ассоциативного мышления является очень важной задачей, так как бедный ассоциативный ряд создает препятствия для обучения во всех видах музыкальной деятельности. И я стараюсь применять на своих уроках такие формы занятий, которые бы стимулировали ассоциативное мышление, способствовали развитию воображения ребенка, способствует пониманию множественности проявлений мира.

В данной работе представляю ряд творческих заданий, способствующих развитию ассоциативно-образного мышления учащихся 5 -7 классов на уроках музыки.

5 класс.

В 5 классе перед учениками ставятся творческие задания, позволяющие им постепенно раскрыть диапазон личных эмоциональных переживаний, а затем переложить их в «пространство» музыкального произведения, тем самым как бы «присвоив» его, а значит, сделав шаг к его пониманию и принятию, что является целью приёмов на интеллектуальное развитие.

Задание «Я слышу мир» используется нами для того, чтобы подчеркнуть единство всех видов искусств, а в частности искусства слова (литературы) и искусства звука (музыки), а так же для формирования умений устанавливать ассоциативные связи между образом слова и образом звука. И то и другое искусство по-своему учит человека слышать мир, чутко реагировать на самые, казалось бы, незначительные его события, обогащая внутренний мир.

Учащиеся заполняют следующую таблицу (здесь учителем могут быть представлены разные варианты). В течение определённого времени ребята должны каждое явление внешнего мира охарактеризовать с помощью чувств, которые испытывает человек, слышащий этот звук, подобрать музыкальный инструмент и человеческое имя. Именно это задание заставляет ребят подняться над тем, зачастую «бытовым», уровнем эмоций при слуховом восприятии. И не только музыки, всего мира.

Явления внешнего мира

Чувства, ощущения

Музыкальный инструмент

Человеческое имя

Звук спущенной стрелы

Звук стучащего топора

Звук бренчащего ожерелья

Звук падающего камня

Звук льющейся воды

Звук ласкающего света

Звук встающего солнца

Собственное имя

Последняя строчка заполняется учащимися таким образом: сначала они вписывают своё имя, затем подбирают к нему музыкальный инструмент, отражающий звучание имени, затем вписывают чувства или ощущения, вызванные звучанием и имени и музыкального инструмента, и только в конце подбирают явление внешнего мира, соответствующее всему, ранее созданному в этой строке.

Оценивается оригинальность ассоциативного ряда и его логичность. Например, звук льющейся воды рассматривается как журчание ручья, значит, именно от этого слухового образа должны выстраиваться ассоциации. Если за основу ученика берётся шум водопада, характер ассоциации, естественно, становится иным.

При изучении темы «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки» нами используется задание «Я рисую музыку». Он даёт возможность обучающимся прочувствовать характер музыкального произведения, особенности авторского почерка композитора. Ученики пытаются постигнуть, так сказать, «живую материю» музыкального искусства, дышащую, пульсирующую, понятную без слов, а так же дополняющую, обогащающую литературный текст.  Предложить ученикам ситуацию: музыка – живое существо. Звучат два музыкальных фрагмента, возможно, одного автора, возможно, - разных. Нарисовать портрет этих фрагментов так, чтобы угадывался характер существа, его особенность, индивидуальность, вид его деятельности. Затем определить, какое существо ближе ученику, с которым ему было бы комфортно общаться, доверять свои секреты. Объяснить свой выбор. Оценивается точность передачи в художественном воплощении музыкального образа (колорит, характер деталей, динамика рисунка), выразительный аргументированный ответ.

Активно используется задание «Папка образов». В частности, в теме «Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира». Очень часто то или иное музыкальное произведение вызывает либо бурю восторгов, либо откровенное непонимание. Для того, чтобы упорядочить свои мысли и эмоции, а так же определиться с тем, что в этой музыке непонятного, а оттого и «непринимаемого», обучающимся предлагается зафиксировать самую яркую эмоция, самое сильное ощущение рисунком-символом или небольшим письменным текстом. Это очень хорошее упражнение для того, чтобы выйти с уровня «нравится — не нравится» на уровень «почему — нравится или почему — не нравится». Оценивается точный и полный ответ на вопрос «Почему?». Ученики заводят обычную папку, в которую на различного формата бумаге складывают нарисованный символы, записанный словесные портреты или описания, цитаты из стихов поэтов и писателей, а так же собственные строчки, которые возникают у них при прослушивании музыкального произведения. Этот же приём используется нами и в теме «Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (В.-А. Моцарт)». Во время звучания «Dies irae», у учащихся рождаются очень интересные и неожиданные образы.

Обобщающий урок по теме «Литература и музыка» заканчивается заданием, который называется «Письмо другу». Это задание способствует формированию у обучающихся умения адекватно переносить эмоциональные переживания во время прослушивания того или иного музыкального произведения в формат письменного слова, что, безусловно, очень важно для гармоничного развития личности. Ребятам предлагается следующая ситуация: нужно ответить на письмо, полученное от близкого друга. Но случилось непредвиденное: под рукой не оказалось ни бумаги, ни ручки, ни телефона, ни интернета. Есть только магнитофон и музыкальные записи. Из всех записей по настроению, по душевному настрою подошла вот эта (конкретное музыкальное произведение). И ребята должны отослать её в качестве письма другу. Во время звучания музыкального произведения ученикам предлагается рассказать в форме письма, что должен был почувствовать, «прочитать» в этом послании их друг: какие мысли, переживания, тревоги, радость и т.д. Работа заканчивается тем, что ребята вкладывают своё письмо в конверт, надписывают его и после уроков отправляют по почте по нужному адресу. Сколько положительных эмоций переживают ребята, когда получают по почте письмо от своего друга. Оценивается яркий выразительный слог, эмоциональное соответствие написанного и звучавшего.

Задание «Памятник песне» удачен при проведении урока, посвящённого песням Великой Отечественной войны. Такое задание позволит обучающимся выразить своё отношение к данной теме не просто исполнив героическую песню, а возможностью создания собирательного образа всей военной песенной культуры. Военную песню без преувеличения можно назвать героем, и она достойна памятника. Ребятам предлагается поучаствовать в конкурсе на создание лучшего эскиза памятника военной песне. Из эскизов можно сделать выставку не только в кабинете музыки, но и в школьном фойе, актовом зале. Оценивается оригинальность проекта.

На уроках, посвящённых «Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (Л. ван Бетховен)» уместным, на наш взгляд, является задание «Знаки счастья и несчастья». Это задание позволяет обучающимся чутко реагировать на различные изменения в звучании музыкального произведения и учиться атрибутировать эти изменения в соответствии с характером и настроением музыки. Слушая музыкальное произведение, ученики находят музыкальные признаки «Знаков счастья» и «Знаков несчастья» (смены настроений, ладовые «переклички», резкие включения ударных, одинокое звучание сольного инструмента) и прописывают в таблице.

Знаки счастья

Знаки несчастья

Ребята очень любят подсчитывать, каких знаков больше, а значит, в какую сторону склоняются «весы эмоций» при прослушивании данного произведения. Оценивается полнота и аргументированность ответов.

6 класс.

Следующий этап в развитии ассоциативно-образного мышления связан со способностью анализировать, выстраивать собственные суждения, оформлять личное мнение. В связи с этим задания усложняются и углубляются. Иными словами, ученик, поработав в 5 классе с «Папкой образов», выходит на ступень «умного слушания», имея пусть небольшой, но опыт аудиальной культуры, когда можно говорить не только о том, что «нравится» или «не нравится», «отозвалось в душе» или нет, но и почему – «не нравится», постараться разобраться в причинах этого «не нравится». Именно способность ориентироваться в своих музыкальных ощущениях, чётко определять и ставить задачи «разобраться и понять» сложный мир классической музыки и выводит юного слушателя на духовно-ценностный уровень. Особенно важно «умное слушание», когда на уроках мы говорим о духовной музыке. Современные подростки в большинстве своём не могут воспринимать духовную музыку «сердцем». Для них эта тема вообще самая сложная. Именно поэтому на уроке «Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев» нами используется задание «Музыкальный пирог». Этот приём способствует развитию способности обучающихся ориентироваться в своих мыслях и чувствах, рождаемых музыкой, умению объяснять личные музыкальные пристрастия, помогает ученику разобраться в том, что ему не понятно, а учителю в том, на что следует обратить внимание. Именно поэтому задание это учителем не оценивается. Во время прослушивания Концерта Чеснокова «Да исправится молитва моя» мы с учениками работаем по такой схеме: Рисуем круг, в котором обозначаем ещё две окружности, одна в другой. Затем делим этот круг на 4 части с помощью двух, пересекаемых в центре прямых. Таким образом получается «Слоёный пирог» разделённый на 4 «куска».

Каждая окружность имеет своё назначение: самая маленькая обозначается как «НЕТ», средняя – «ПЫТАЮСЬ», внешний круг – «ДА».

Каждый «кусок» имеет название (1 – «Я различаю музыкальные образы в этом произведении», 2 – «Мне близки и понятны музыкальные образы этого произведения», 3 – «Я могу перечислить средства музыкальной выразительности и понимаю их задачи», 4 – «Я искренне заинтересован этим произведением и творчеством его автора»). Ученик ставит точку в выбранном «куске» с таким расчётом: чем ближе точка к центру «пирога», тем меньше степень «присвоения». Далее, эти точки соединяются, образуя «ломаную» окружность, которая иллюстрирует отношение к данному музыкальному произведению. Тот же приём мы используем и в работе над «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве».

Очень интересным, на наш взгляд, является задание «Музыкальный инструмент». Этот приём позволяет обучающимся раскрепостить своё творческое начало, так как  ученики уже знают особенности действия многих инструментов и их музыкальные возможности, им предлагается создать эскиз фантастического, не существующего в настоящее время музыкального инструмента, который бы расширил возможности музыкального искусства. Объяснить актуальность его появления и принципы действия. Особенно удачно этот метод раскрывается на уроках, посвящённых «Творчеству И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса)». Ребята получают возможность «посостязаться» в своей «инструментальной» изобретательности с самим органом. Оценивается оригинальность инструмента, наличие интересных функциональных деталей, его музыкальные возможности.

Одним из самых востребованных методов на наших уроках является «Музыкальный турнир». Это задание направлено на формирование межкомандных отношений в процессе постижения музыки. Класс делится на группы, каждая группа прослушивает музыкальный фрагмент. Команда-соперник во время прослушивания составляет список из 3 существительных, которые бы максимально выражали идею музыкального произведения. Затем этот список предлагается команде, для которой звучал музыкальный фрагмент. В течение определённого количества времени учащиеся этой команды на основе этих существительных создают небольшое литературное произведение или театральное представление с героем и сюжетом. Особенно удачен он на уроках, посвящённых «Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.)», «Основные жанры светской музыки соната, симфония и др.». Оценивается слаженность работы, оригинальность идеи и исполнения.

По-прежнему активно используется задание «Папка образов». Мы используем его в таких темах, как  «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки», «Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (сонатно-симфонический цикл)». Особенно интересен этот метод при работе над темой «Джаз.  Спиричуэл, блюз Певческие голоса; хоры; оркестры». Образы, созданные учениками, яркие, «неустойчивые», иногда незаконченные, видны исправления, - иными словами, чувствуется «работа мысли».

Задание «Интервью» используется для развития межличностных отношений, а так же формирует способность к отбору и анализу изученного материала с помощью ИКТ. Два обучающихся получают роли журналиста и композитора и с помощью ИКТ готовят дома материал. «Журналист» составляет вопросы, которые он предложит своему «великому собеседнику». «Композитор» готовится ответить. Интервью иллюстрируется музыкальными произведениями, портретами, фотографиями. Обучающиеся должны уложить своё выступление в 10 минут. Оптимальное количество участников интервью — 3 пары. Оценивается точность информации, оригинальность вопросов, находчивость ответов. Данный приём используется нами в теме «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С. В. Рахманинова».

Задание «Презентация» позволяет раскрыть весь спектр творческих возможностей обучающихся с помощью ИКТ. К данному музыкальному произведению необходимо подобрать видеоряд, «созвучный» по характеру, настроению, палитре (это могут быть картины, фотографии, даже из личного архива, кадры из фильмов и т. д.). Оцениваются оригинальность презентации, «созвучие» видеоряда и музыкального произведения. Данное задание используется нами в темах «Стилевое многообразие музыки XX века (импрессионизм, экспрессионизм)», «Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (Г.В.Свиридов)».

7 класс.

В 7 классе задания выводят ученика на уровень так называемого «самостоятельного творческого делания». В ходе решения заданий, используемых нами в предыдущих классах, ученики уже подготовлены к решению более сложных задач, могут подключить весь арсенал знаний, умений и навыков, чтобы самим стать творцами. Для этого мы используем следующие приёмы: «Гамма», «Либретто», «Импровизация», «Я – композитор», «Коллаж», «Музыкальный пирог», «Папка образов».

Задание «Гамма» даёт возможность обучающимся расширить свои взгляды на возникновение нотного письма, стать причастным к созданию звукоряда, раскрыть свои творческие способности.

Всем известно, каким образов был создан нотный стан и сами ноты. Реформатор музыки Гвидо д’Ареццо взял начальные слоги молитвы к св. Иоанну, именно они и стали названием известному каждому человеку звукоряду.  Ученикам предлагается самим поучаствовать в создании названия звукоряда. Их задача так же создать определённый текст, первые слоги первого слова которого начинались бы с названия нот.

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

Тема текста может быть любой (от устава Школы Мечты, до рецепта любимого блюда).

Этот приём может быть интересен при изучении средневековой духовной музыки (как западноевропейской, так и русской). Мы используем его в теме «Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко», «Творчество И.С. Баха», «Духовная музыка русских композиторов». Оценивается оригинальность и логика составления текста.

Задание «Либретто» напоминает обучающимся об отличиях либретто от программы к инструментальной музыке, о богатом вокальном и хореографическом арсенале оперного спектакля (хоры, балетные сцены, сольные номера: ария, песня, романс, дуэт, трио и т.д.). Учащимся предлагается самим создать либретто к опере. Если программа к симфонической музыке распространённая, язык её метафоричен, то, в нашем случае, либретто более лаконично, менее детально и конкретно. В каждой сцене прописываются только герои и их непосредственные действия, которые обязательно иллюстрируются вставными музыкальными номерами. Например, либретто по сказке Ш. Перро «Золушка»: «Сцена 1. Комната Золушки. Золушка одна (ария Золушки, полька Золушки). Входит мачеха (дуэт мачехи и Золушки). Мачеха уходит.  Золушка одна (романс Золушки). И так далее».

Сцен может быть много. Они могут идти не в хронологическом порядке, например, сцена 1 в либретто к опере «Золушка» может начинаться с финального бала. Темы для создания либретто: отечественные и зарубежные сказки, легенды, мифы, любимы книги (если это большое произведение, берётся один фрагмент, который оставил наиболее яркое впечатление), любимый фильм, любимый сериал, любимая компьютерная игра, ток-шоу, спортивная программа. Мы используем этот приём в теме «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки».

Задание «Импровизация» используется нами при закреплении материала о специфике джазового искусства и направлен на эмоциональное раскрепощение, без которого невозможна импровизация. На доске записываются шесть слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся с помощью учителя составляют рассказ-импровизацию, куда, в процессе его создания, включаются эти слова. Рассказ записывается на телефон или диктофон. Далее происходит обсуждение на основе той темы, которая получилась путём импровизации: «Если бы это была музыкальная импровизация, какой бы инструмент мог его исполнить? Сольная она была бы или для джаз-бэнда? Настроение импровизации, темп? и т.д.». Данное задание используется на уроке, посвящённом симфоджазу «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Дж.Гершвин – симфоджаз». Оценивается максимальное совпадение по характеру, настроению, иным признакам устного рассказа и «виртуального» музыкального произведения.

Задание «Я – композитор» используется нами для закрепления знаний о классической симфонии, её структуре, а так же для стимулирования желания слушать классическую музыку и пытаться понимать её, постигать, становясь соучастниками создания музыкальных образов. Используется в теме «Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы: И. Гайдн, В.А. Моцарт».

Учитель может сравнить симфонию с книгой, где каждая часть - отдельная глава. Учащимся даётся задание прослушать выбранную учителем часть симфонии и определить, о чём рассказывает композитор. Во время слушания ребята делают в тетрадях пометки о том, что им слышится в музыке. Затем учитель напоминает ребятам, что средства музыкальной выразительность помогают автору передать весь спектр переживаний «музыкального героя», предлагает им на несколько минут превратиться в композиторов, которые задумали написать симфонию, и составить план программы следующим образом: «часть симфонии (выбор темпа) - текст с указанием использования тех или иных средств выразительности… и т.д.».

Неограниченная тематика симфонических программ: времена суток с их отражением на деятельность природы, фазы человеческой жизни с соответствующими им темпами, жизнь животных, и конечно, сказки, фантастические рассказы, даже детективные истории. Данное задание используется в теме «Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы И. Гайдн, В.А. Моцарт». Оценивается оригинальность тематики, логичность подбора средств музыкальной выразительности.

Задание «Коллаж» используется нами для проверки степени «присвоения» данного музыкального произведения, принято оно обучающимися или не принято, понято или нет, именно поэтому приём не оценивается.

Предварительное задание на дом: принести из дома небольшое количество старых журналов, таких, которые не жаль употребить иначе, чем для чтения. Задание следующие: в течение 10 минут найти в этих журналах фотографии, название статей, рисунки, символы и т. д., которые были бы интересны для учеников. Далее прослушиваем музыкальное произведение, во время которого ребята выбирают из журнальных заготовок те, что, на их взгляд, совпадают по «личной заинтересованности» со звучащим музыкальным произведением и наклеивают их на листы. Впоследствии можно устроить выставку коллажей под названием «Как я вижу (название произведения). Используется в темах «Знакомство с наиболее яркими произведениям отечественных композиторов академической направленности  А.Г. Шнитке», «Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла», «Знакомство с наиболее ярким произведение зарубежных композиторов - К. Дебюсси».

Заданиями «Встреча с музыкой» и «Музыка и мои друзья» заканчивается учебный год. Их мы используем в двух последних темах  «Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира» и «Обобщение по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

«Встреча с музыкой». Это задание продолжает работать на сплочение межличностных отношений. Смысл приёма не только обобщить и систематизировать знания, но и определиться с тематикой, которая устроила бы музыкальные запросы всей группы.

Класс делиться на группы. Участники команд составляют «Афишу концерта» из любимых сочинений отечественных и зарубежных композиторов, обосновывая свой выбор. Концерт должен носить тематический характер. Например, «Весна идёт, весне дорогу!» или «Волшебная страна – любовь». Учащиеся сами должны выбрать понравившуюся им тему, которую и представят выбором произведений. Оценивается оригинальность темы, яркость исполнения.

«Музыка и мои друзья» - задание, продолжающее идею предыдущего. Ученикам предлагается составить список музыкальных произведений, которые бы они записали на компакт-диск и который бы они преподнесли своему лучшему другу в день рождения. Обосновать свой выбор. Оценивается разнообразие выбора и полнота обоснования.

Задания «Папка образов» и «Музыкальный пирог» используются нами в темах «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве А. П. Бородина», «Оперный жанр в творчестве композитора XIX века Ж.Бизе.», «Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности — А. Г. Шнитке», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Жанры светской музыки: камерная. Этюд».

Задание «Творческое свидание» используется нами для предоставления возможности обучающимся начать «личное», «сольное» знакомство с классической музыкой, накапливая собственный музыкальный опыт. В классе предварительно прослушивается выбранное музыкальное произведение. Оно же задаётся и на дом. Дома слушать произведение лучше в наушниках, чтобы не отвлекаться на посторонние шумы. После прослушивания письменно ответить на вопросы: «Всё ли произведение прослушал? Если нет, что помешало? Тебе комфортней слушать музыку в классе со всеми или дома одному? Обоснуй ответ. Перечисли образы, возникшие у тебя при прослушивании этого произведения дома. Отличаются ли они от образов, возникших в классе? Почему?». Используется в темах «Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы».

Задание «Музыкальный туризм» нацелены на развитие ассоциативно-образного мышления, способностей систематизировать полученные знания, а так же использовать полученные знания в ролевой игре с помощью ИКТ.

Класс разбивается на группы. Каждая группа готовит задание дома. Группы — это туристические фирмы. В каждой есть рекламный агент, менеджер, экскурсовод, фотограф (в зависимости от количества человек в группе могут быть и другие роли, можно использовать одну роль в паре). Группа обдумывает название своей фирмы, разрабатывает туристический маршрут по жизненным и творческим вехам данного композитора, готовят рекламный ролик и экскурсию по выбранному маршруту в формате презентации. Оценивается оригинальность подачи материала, логику построения и насыщенность экскурсии. Задание используется нами в теме «Музыкальный образ и музыкальная драматургия».

Таким образом, мы видим, что на уроках музыки учащиеся имеют хорошую возможность проявить свои, зачастую скрываемые, потенциалы во всех областях творческой деятельности, независимо от того, есть ли у них музыкальные способности. Как учитель, я меньше всего заинтересована в том, чтобы ребёнок научился слушать «голый» звук, безошибочно определять форму, лад или почерк композитора. Моей основной задачей является помочь подростку ощутить в себе музыку как часть собственной деятельности, собственной памяти, собственных ощущений.

                                                  Список литературы:

1. Калугина Александра. Последний шванриттер. - Иваново. Листос, 2012.

2. Калугина Александра. Танцы на окраине Таранто. - Иваново. Листос, 2012.

3. Калугина Александра. Дом на Изумрудном Холме. - Иваново. Листос, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио

В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...

Интеграция как средство развития ассоциативно - образного мышления на уроках.

Интегрированный урок в 6 классе по теме "Люблю березку русскую, то светлую, то грустную..." Презентация к уроку....

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.

В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ  №508 с углубленным изучением предметов ...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Мастер-класс "Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС."

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 8 классах приобрела новое содержан...