Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере произведений великого И.С.Баха.
« Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,
узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная.»
Птолемей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass_garmoniya_reshetnikova_s.g.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 6)
Открытый урок
6 класс
Гармония
По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева
Учитель музыки:
Решетникова Светлана
Георгиевна
Открытый урок в 6 классе
1. Слайд Гармония.
Что такое гармония в музыке.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония.
Задачи урока:
Дидактические:
- сформировать знания основ музыкального творчества великого немецкого композитора И.С.Баха.
научить анализировать музыкальные произведения;
Развивающие:
-развивать мыслительные способности учащихся;
-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
-развивать музыкальный слух, вокальные способности.
Воспитательные:
приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.
способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к духовной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты песни и стихов.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Слайд– Храм (Архистратига Михаила)
Учитель: -Здравствуйте, подравняйтесь, спины держим прямо..
Учитель: Чтобы весь урок прошёл в прекрасном настроении, мы начнём наш урок с музыкального приветствия: «Добрый День»
Исполнение-творчество: «Добрый день» (учитель приветствует «музыкально» - учащиеся музыкально отвечают, придумывая свои мелодии в ответе)
Учитель: Всем добрый день! Наш урок посвящается творчеству известного немецкого композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывок из его произведения.
- Слушание отрывка… «Органная хоральная прелюдия»
Учитель: Как называется это произведение? Кто автор?
Дети: (варианты ответов)…
Учитель: С творчеством И.С. Баха вы уже знакомы с начальных классов, имя этого композитора хорошо известно во всём мире.
- Что помогло нам узнать музыку данного композитора?
Дети: (варианты ответов)…
-А главное, средства музыкальной выразительности, с которыми мы
подробно знакомимся в этом году.
-Назовите эти средства.
Дети: (ритм, мелодия, темп)
Учитель: Что, по - вашему мнению, важно уметь слышать в музыкальном произведении, чтобы его понять?
Дети: Средства музыкальной выразительности…
- Внимание на экран
3. Слайд - ритм, темп, мелодия
Учитель: Вы помните значения этих понятий?
- У вас на столах лежат листочки с заданием.
- Соедините стрелочками средства музыкальной выразительности с их определениями.
Работу выполняете в течение одной минуты.
4. Слайд
Средства музыкальной выразительности | Определения |
ритм | Музыкальная мысль, выраженная одноголосно |
темп | Чередование разных по длительности звуков |
мелодия | Скорость звучания |
Учитель: взаимопроверка - обменялись работами и оценили.
5. Слайд – (с критериями оценок)
Количество правильных ответов | оценка |
3 | «5» |
2 | «4» |
1 | «3» |
Учитель: Скажите, какие по характеру произведения обычно звучат в храмах?
Дети: произведения …(ответы)
Учитель: А возможно услышать в храме танцевальную музыку?
6. Слайд – (храм)
Учитель: музыка в храмах звучит духовного содержания.
Медленная, величественная…
А.С.Пушкин сказал, что: «Прекрасное должно быть величаво» - эти слова полностью подходят к сегодняшнему нашему уроку.
III.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением И.С.Баха.
7. Слайд - (Портрет Баха)
Учитель: И.С. Бах родился в музыкальной семье, несколько поколений его предков были музыкантами. И своим сыновьям, композитор передал свой музыкальный дар. В переводе на русский язык Бах означает – ручей. А соотечественник И.С.Баха, Л.В. Бетховен, сказал: «Бах не ручей, а море - имя ему!». Эти слова, композитора Бетховена, раскрывают всю глубину творчества И.С.Баха.
8.9. Слайд - (город Эйзенах),
10.11. Слайд - (дом в котором родился Бах)
- Прошло более 360 лет
12. Слайд - с портретом - 1685-1750 гг со дня смерти великого человека, но до сих пор его музыка жива и современна, понятна и гармонична.
13. Слайд – (Гармония) –
Учитель: Обратите внимание на доску. Прочитайте. Эпиграфом нашего урока стали слова Птолемея « Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная.» Птолемей
Учитель: - Как вы понимаете слова, сказанные философом?
Дети: высказывания…
Учитель: - чтобы музыку понимали и слушали, нужна любовь, красота, взаимопонимание…
Учитель: И сегодня на уроке мы будем говорить о том, что же Гармония
Выражает в музыке.
- В музыке «гармония» выражает её основное свойство- БЛАГОЗВУЧИЕ
Дети: - при помощи средств музыкальной выразительности.
Учитель: может кто-то сможет назвать тему нашего урока?
- Обратите внимание на экран: тема сегодняшнего урока звучит так:
14. Слайд- тема урока – Что такое гармония в музыке.
-Что же такое гармония?
Дети: красота, правильность, симметрия…
Учитель: А в музыке, что означает данное понятие, сегодня на уроке, кто был внимателен, это понятие уже прозвучало…
Дети: ответы…
- Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.
Всякое искусство имеет свой собственный «материал». Цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре. А в музыке?
Дети: ответы…
Учитель: да, это звук.
- Но не всякий произвольный порядок звуков является признаком гармонии.
Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков. ( играет)
Вывод: музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.
Гармония ощутима во всех музыкальных произведениях.
Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И.С.Баха.
Вслушаемся в звучание Прелюдии…
- Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?
Дети: ответы…
- Прежде всего, характер музыкального течения: негромкий, неторопливый…
-Лишь гармония бесконечно колеблется, то омрачаясь, то вновь умиротворяясь.
- Откроем учебник стр. 77
И сейчас, подтверждая глубокую связь между искусствами, ответьте на вопрос: созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор?
15. Слайд - («Сикстинская мадонна» Рафаэля)
IV.
16. Слайд – (логическая цепочка)
Учитель: а сейчас я предлагаю вам обдумать всё пройденное на уроке и составить «логическую цепочку» через четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «музыка» к слову «Гармония».
Музыка- ассоциация с чем? ( композитор, высота, тепло, душа, песня…)
Гармония– с чем вызвана ассоциация? (красота, представление…)…
Учащиеся выполняют работу, некоторые из них зачитывают свои варианты, остальные сдают свои работы учителю.
V. Итог
17. Слайд – (эпиграф)
Учитель: А сейчас вспомним Эпиграф нашего урока
« Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная.» Птолемей
Учитель: получилось на нашем уроке понять, что же такое гармония?
Дети: варианты
Учитель: И.С. Бах мечтал о том, чтобы люди любили друг друга, всегда стремились к ДОБРУ. Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
- А что вы вынесли для себя из услышанного на уроке?
Дети: варианты ответов.
18. Слайд - итог
Как жаль, что урок наш подошел к концу,
Но музыка в душе осталась.
Бах о многом нам сказал,
И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Учитель: - Очень хочется отметить активных ребят на уроке. Молодцы! Оценка пять!
19. Слайд -Д/З
VI. Д/з
1. Домашнее задание: стр. 76-78;ответить на вопросы.
По выбору:
1. Отразить в рисунке образы гармонии, пережитые на уроке.
2. Сочините свой эпиграф к нашему уроку.
Литература
- Музыка. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2007.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
- Журнал. Сибирские истоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"
Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движ...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект открытого урока по музыке в коррекционной школе 8 вида. Тема « Музыка и движение » (отработка умений)
Конспект открытого урока по музыкев коррекционной школе 8 вида. 1 класс Тема « Музыка и движение » (отработка умений)Учитель музыки: Первухина Л.В. Цель: 1. Расш...
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...
Открытый урок по музыке в 3 "Б" классе. Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
Конспект открытого урока по музыке в 3 "Б" классе. Тема "Природа и музыка. Лирические образы русских романсов". Адресован учителям музыки....
Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)
Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...