Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме

Решетникова Светлана Георгиевна

 

 

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере произведений великого И.С.Баха.

« Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?

Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,

узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная

Птолемей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass_garmoniya_reshetnikova_s.g.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

муниципального образования город Ноябрьск»

(МБОУ СОШ № 6)

Открытый урок

6 класс

Гармония

По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Учитель музыки:

Решетникова Светлана

                                                              Георгиевна

Открытый урок в 6 классе

1.  Слайд                             Гармония.

Что такое гармония в музыке.

Цель урока: создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  гармония, музыкальная гармония.

Задачи урока:

Дидактические: 

- сформировать знания основ музыкального творчества великого немецкого композитора   И.С.Баха.

 научить анализировать  музыкальные произведения;

Развивающие:

-развивать мыслительные способности учащихся;

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

 -развивать музыкальный слух, вокальные способности.

Воспитательные:

 приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.

 способствовать развитию эстетических чувств у школьников,  любви к духовной музыке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Методы и приемы, используемые  на уроке:  словесный,  наглядный,   междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты песни и стихов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2.  Слайд– Храм (Архистратига Михаила)

Учитель:  -Здравствуйте, подравняйтесь, спины держим прямо..

Учитель: Чтобы весь урок прошёл в прекрасном настроении, мы начнём наш урок с музыкального приветствия: «Добрый День»

 Исполнение-творчество: «Добрый день» (учитель приветствует «музыкально» - учащиеся музыкально отвечают, придумывая свои мелодии в ответе)

Учитель: Всем добрый день! Наш урок посвящается творчеству известного немецкого композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывок из его произведения.

  1. Слушание отрывка… «Органная хоральная прелюдия»

Учитель: Как называется это произведение? Кто автор?

Дети:  (варианты ответов)…

Учитель: С творчеством И.С. Баха вы уже знакомы с начальных классов, имя этого композитора хорошо известно во всём мире.

- Что помогло нам  узнать музыку данного композитора?

Дети: (варианты ответов)…

-А главное, средства музыкальной выразительности, с которыми мы

подробно знакомимся в этом году.

-Назовите эти средства.

Дети: (ритм, мелодия, темп)

Учитель: Что, по - вашему мнению, важно уметь слышать в музыкальном произведении, чтобы его понять?

Дети: Средства музыкальной выразительности…

- Внимание на экран

3. Слайд - ритм, темп, мелодия 

Учитель: Вы помните значения этих понятий?

 - У вас на столах лежат листочки с заданием.

- Соедините стрелочками средства музыкальной выразительности с их определениями.

Работу выполняете в течение одной минуты.

4.  Слайд

Средства музыкальной выразительности

Определения

ритм

Музыкальная мысль, выраженная одноголосно

темп

Чередование разных по длительности звуков

мелодия

Скорость звучания

Учитель: взаимопроверка - обменялись работами и оценили.

5. Слайд – (с критериями оценок)

Количество правильных ответов

оценка

3

«5»

2

«4»

1

«3»

Учитель: Скажите, какие по характеру произведения обычно звучат в храмах?

 Дети: произведения …(ответы)

Учитель: А возможно услышать в храме танцевальную музыку?

6. Слайд – (храм)

Учитель: музыка в храмах звучит духовного содержания.

Медленная, величественная…

А.С.Пушкин сказал, что: «Прекрасное должно быть величаво» - эти слова полностью подходят к сегодняшнему нашему уроку.

III.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением И.С.Баха.

7. Слайд - (Портрет Баха)

Учитель: И.С. Бах родился в музыкальной семье, несколько поколений его предков были музыкантами. И своим сыновьям, композитор передал свой музыкальный дар. В переводе на русский язык Бах означает – ручей. А соотечественник И.С.Баха, Л.В. Бетховен, сказал: «Бах не ручей, а море - имя ему!». Эти слова, композитора Бетховена, раскрывают всю глубину творчества И.С.Баха.

8.9.  Слайд -  (город Эйзенах), 

10.11. Слайд - (дом в котором родился Бах)

- Прошло более 360 лет

12.  Слайд - с портретом - 1685-1750 гг со дня смерти великого человека, но до сих пор  его музыка жива и современна, понятна и гармонична.

13. Слайд – (Гармония) –

Учитель:  Обратите внимание на доску.  Прочитайте. Эпиграфом нашего урока стали слова Птолемея « Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная.» Птолемей

Учитель: - Как вы понимаете слова, сказанные философом?

Дети: высказывания…

Учитель: - чтобы  музыку понимали и слушали, нужна любовь, красота, взаимопонимание…

Учитель:  И сегодня на уроке мы будем говорить о том, что же Гармония

Выражает в музыке.

- В музыке «гармония» выражает её основное свойство- БЛАГОЗВУЧИЕ

Дети: - при помощи средств музыкальной выразительности.

Учитель: может кто-то сможет назвать тему нашего урока?

- Обратите внимание на экран: тема сегодняшнего урока звучит так:

14.  Слайд-  тема урока – Что такое гармония в музыке.

-Что же такое гармония?

Дети: красота, правильность, симметрия…

 Учитель:  А в музыке, что означает данное понятие, сегодня на уроке, кто был внимателен, это понятие уже прозвучало…

Дети:    ответы…

- Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.

Всякое искусство имеет свой собственный «материал». Цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре. А в музыке?

Дети:   ответы…

Учитель:   да, это звук.

- Но не всякий произвольный порядок звуков является признаком гармонии.

Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков. ( играет)

Вывод: музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.

Гармония ощутима во всех музыкальных произведениях.

Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И.С.Баха.

Вслушаемся в звучание Прелюдии…

- Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?

Дети:   ответы…

- Прежде всего, характер музыкального течения: негромкий, неторопливый…

-Лишь гармония бесконечно колеблется, то омрачаясь, то вновь умиротворяясь.

- Откроем учебник стр. 77

И сейчас, подтверждая глубокую связь между искусствами, ответьте на вопрос: созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор?

15. Слайд - («Сикстинская мадонна» Рафаэля)

IV.

16. Слайд – (логическая цепочка)

Учитель: а сейчас я предлагаю вам обдумать всё пройденное на уроке и составить «логическую цепочку» через четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова «музыка» к слову «Гармония».

Музыка- ассоциация с чем? ( композитор, высота, тепло, душа, песня…)

Гармония– с чем вызвана ассоциация? (красота, представление…)…

Учащиеся выполняют работу, некоторые из них зачитывают свои варианты, остальные сдают свои работы учителю.

V. Итог

17. Слайд – (эпиграф)  

Учитель: А сейчас вспомним Эпиграф нашего урока

« Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами. Которыми держится Вселенная Птолемей

Учитель: получилось на нашем уроке понять, что же такое гармония?

Дети:  варианты

Учитель: И.С. Бах мечтал о том, чтобы люди любили друг друга, всегда стремились к ДОБРУ. Музыка великого композитора живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

- А что вы вынесли для себя из услышанного на уроке?

Дети:   варианты ответов.

18. Слайд - итог

Как жаль, что урок наш подошел к концу,

Но музыка в душе осталась.

Бах  о многом нам сказал,

И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Учитель: - Очень хочется отметить активных ребят на уроке. Молодцы! Оценка пять!

19. Слайд -Д/З

VI. Д/з

1. Домашнее задание: стр. 76-78;ответить на вопросы.

По выбору:

1. Отразить в рисунке образы гармонии, пережитые на уроке.

2. Сочините свой эпиграф к нашему уроку.

Литература

  1. Музыка. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
  4. Журнал. Сибирские истоки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"

Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движ...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект открытого урока по музыке в коррекционной школе 8 вида. Тема « Музыка и движение » (отработка умений)

Конспект открытого урока по музыкев коррекционной школе  8 вида.  1 класс Тема « Музыка и движение » (отработка умений)Учитель музыки: Первухина Л.В.   Цель: 1. Расш...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Открытый урок по музыке в 3 "Б" классе. Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Конспект открытого урока по музыке в 3  "Б" классе.  Тема "Природа и музыка. Лирические образы русских романсов".  Адресован  учителям музыки....

Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)

Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...