Открытый урок по музыке в 3 "Б" классе. Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
план-конспект урока по музыке по теме

Романец Оксана Петровна

Конспект открытого урока по музыке в 3  "Б" классе.  Тема "Природа и музыка. Лирические образы русских романсов".  Адресован  учителям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc595.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ  № 8  г. Советск

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  УРОКА ПО   МУЗЫКЕ

 в 3 «Б» классе

Тема урока: «Природа и музыка.  Лирические образы русских романсов»

                                                                                   Урок подготовила  и провела

                                                                                   учитель музыки

                                                                  Романец О. П.

8 сентября  2017 г.

        Цель урока:

  • формировать музыкальную культуру учащихся как часть общей духовной культуры человека;
  • развивать музыкальные способности и голос;
  • воспитывать музыкальный художественный и эстетический вкус учащихся;

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями музыкально-поэтического лирического жанра романс;
  • раскрыть лирические образы родной природы в романсах русских композиторов;
  • найти общие черты романса и русской народной песни;

Оборудование:  ноутбук, проектор, мультимедийная программа для начальных классов «Мир музыки», звуковые файлы для исполнения песен и романсов, файл с караоке для песни «Падают листья»; папки с опорным материалом для урока по теме «Романс»;  листы  бумаги для самооценивания урока и рисования осеннего пейзажа; картины русских художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень»,  газета «Чудная пора», карточки с опорными определениями по теме урока, презентация к уроку.

Форма проведения урока – урок-презентация

(Этапы урока иллюстрируются слайдами презентации)

Х О Д   У Р О К А

1. Организационный момент.   /Слайд 1, 2 – титульный лист презентации и текст песни «Чудная пора»/

 Исполнение 1-го куплета песни «Чудная пора».

 (Муз. – В. Варламов, сл. – Ю. Верижников).

Определение темы урока учащимися.

- Чем рисует художник? Композитор? Певец?

(Красками; звуками; звуками голоса определённого тембра);

- Посмотрите на доску. Назовите знакомые вам картины осенних пейзажей.

 Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Природа и музыка).

2. Разминка для голоса. /Слайд 3/

- Сегодня мы будем исполнять сложные музыкальные произведения. Как настроить голос?

- Выполнить упражнение на распевание.

- Какие будут предложения?

- Гамма.

Исполнение гаммы (аккомпанемент на интерактивной доске в программе «Мир музыки»): до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2-ое упражнение для голоса – распевка  «Андрей-воробей».

Пение в унисон на ноту «ми», затем двухголосие: мальчики исполняют распевку на «до», девочки на «соль»:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек,

Из-под палочек!

3. - Проверим, как настроили свой певческий инструмент – голос.

Караоке. Исполнение песни  «Падают листья»

(Муз.- М. Красев, сл. – М. Ивенсен)

Падают листья...

Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен

Падают, падают листья - в нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели - гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали,
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке, в лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком,
Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком.

4. Работа над новым материалом. /Слайд 4/

- Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – романсом. Постараемся понять его особенности и найти сходства с другими музыкальными жанрами.

- Найдите на листе с опорным материалом определение жанра. Прочтите.

- Романс – небольшое лирическое, музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Из словаря С.И. Ожегова)

- Какие слова в определении не понятны? Что такое лирическое произведение? Что выражает лирика? Найдите ответ на опорном листе.

- Лирика выражает чувства и переживания.

5. Из истории возникновения жанра. Сообщение учителя.

- Романсы возникли в Европе в 18 веке, а у нас, в России, стали популярными в 19 веке. К этому жанру обращались великие композиторы и поэты. Посмотрите на слайде /Слайд 5 / их портреты.

Композиторы:

19 в. – М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков;

20 в. – А. Алябьев.

Поэты:

19 в.- А.С. Пушкин, А.К. Толстой;

20 в. – С. Есенин, Н. Рубцов.

6. - Сегодня мы послушаем романс «Гори, гори, моя звезда». /Слайд 6/

(Муз. П. Булахова, сл – В. Чуевского)

Интересна история создания этого произведения. Романс был написан к 700-летиюМосквы и впервые исполнен на творческом конкурсе в честь этого события. Чтобы понять смысл романса, замените слово «звезда», на слово «Отечество», «Родина». Автор слов В. Чуевский использовал приём «символизм». Обращаясь, к России, произносит: «Звезда».

Слушание романса.

(В проигрыше на фоне приглушённого звука комментарий:

Звезда – это Россия, это тот смысл, ради которого живут люди. Человек уходит, умирает – Россия вечна. Россия – это то вечное и неизменное, что останется после жизни человека его детям, внукам. Россия – это тот смыл, ради которого стоит жить, и жить достойно).

- Мы прослушали романс в исполнении Анны Герман. У неё высокий голос. Сопрано.

 Расскажите о романсе:  какое настроение? темп? какие чувства переданы в романсе?

7. - Прежде, чем послушать фрагмент романса А. Алябьева «Соловей» /Слайд 7/,

 посмотрите на птицу – вот соловей, маленькая, серая, неприметная птичка. Чем знаменит соловей?  Расскажите. (Ответы учащихся)

- Послушайте  голоса птиц в сравнении: вот соловей – переливы, трели, взлёты и падения мелодии – рулады! А вот кукушка – всего два звука.

- Как вы думаете, какой голос должен быть у исполнителя романса «Соловей»?

 (Муз. – А.Алябьева, сл. – Дельвиг)

(Ответы учащихся)

- Проверим наше предположение. Слушание.

 (Комментарий: голос называется меццо-сопрано)

8. - Голос и его возможности (тембр, диапазон) имеют большое значение для исполнения сложных произведений. Найдутся ли в классе смельчаки, чтобы исполнить несколько куплетов романса «Колокольчики мои»?  

(Муз. П. Булахов, сл. – А. Толстой). /Слайд 8/

Исполнение группой учащихся Романса «Колокольчики мои».

-Расскажите, какой у романса темп? Настроение? Почему колокольчики грустят?

9. Музыкальная физминутка. /Слайд 9/

(Потягивание, движения руками над головой, хлопки, ходьба, упражнение для кистей рук, плеч, шеи под музыку)

10. Исполнение учителем фрагмента романса «Рябина». /Слайд 10/

- Кто из вас слышал этот романс раньше, поднимите руки.

Этот романс так широко известен, что его часто называют народной песней. Но у этого произведения есть автор: слова написал И.З.Суриков, а  музыка считается народной.

- Какие чувства переданы в романсе? (Грусть одинокого человека)

- Что роднит этот романс с народной песней? ( Задушевность, мечтательность, грусть, теплота и задушевность)

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде. /Слайд 11/

Дома по впечатлениям нашего урока вам предстоит нарисовать осенний пейзаж, поможет в этом раскраска.

11. Мотивация на дальнейшее изучение темы.

 - Отдельный урок мы посвятим романсам без слов. Музыка в этих произведениях так проникновенна и трогательна, что мы и без слов определим, о чём она рассказывает. Мы будем слушать романсы Г. Свиридова, Е. Доги и др. композиторов. Под эти романсы вы сможете нарисовать словами или красками то, что вам представилось.

12. Исполнение романса «Улетели листья с тополей». /Слайд 12/

 (Муз. – А. Подболотов, сл. – Н. Рубцов)

- Осень в природе сопоставлена с определённым этапом жизни человека. Высказывайте свои предположения, какой этап в жизни человека соответствует осени?.

- Скажите, ребята, как часто в прослушанных и исполненных произведениях встречается образ родной природы?

- Назовите, что запомнилось.

13. - Наш сегодняшний разговор оказался бы неполным без романсов на стихи С. Есенина. /Слайд 13/ Именно эти романсы самые любимые и известные.

В папках для уроков музыки вы найдёте слова «Отговорила роща золотая».

 ( Муз. – А. Подболотов, сл. – С Есенин)

Исполнение.

- Заключительный романс, фрагмент которого мы послушаем, содержит важные для нашего урока слова. «Спит ковыль». (Муз. – трио «Реликт», сл. – С Есенин)

Слушание.

- На какие слова вы обратили внимание? Посмотрите на слайд /Слайд 14/:

«Никакая Родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь».

- Какие образы помогли поэтам и композиторам создать любимые народом романсы?

14. Рефлексия и самооценивание урока учащимися.

- С каким жанром мы познакомились на уроке?

- Как вы объясните высказывание: «Романс – это лирическое произведение»?

- Какие чувства и  переживания переданы в романсах, которые мы слушали и исполняли?

(Чувства:  любовь к человеку и любовь к родине, любовь к родной природе; грусть, печаль, или радость. Переживания: одиночество, разлука с любимым, разлука с Родиной, старость как итог жизни человека).

15. Подпишите лист домашнего задания. Рядом с фамилией поставьте знак для самооценивания своей работы на уроке:

«!»  – отлично           «+» - хорошо              «-» - есть над чем поработать

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Открытый урок по литературе "Картины зимней природы в лирике Пушкина"

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Зимний вечер". Применяются компетентностно-ориентированн...

Открытый урок в 3 классе Изобразительные интонации в музыке

Задача: Воспитание культуры восприятия музыкальных произведений. Цели:1.Введение понятия «единство изобразительности и выразительности».2.Обучение навыкам драматизации музыкального произведения.3...

ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА. (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)

ЦЕЛЬ: научить понимать и любить русский романс. Объяснить что такое «Романс»Воздействие на чувства, эмоции , пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художе...

Лирический образ русской природы в поэзии Ивана Бунина

Материалы к уроку литературы для 10 - 11 классов...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....