проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движущей силе гармонии, её красочности и выразительности в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_garmoniya_v_muzyke.doc | 24.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 6 классе
Тема: «Что такое гармония в музыке»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке;
- сформировать представление о музыкальном творчестве немецкого композитора И.С.Баха.
Развивающие:
-развивать мыслительные и речевые способности учащихся;
-развивать музыкальный слух, вокальные способности.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.
- способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к духовной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- уметь приводить примеры проявления гармонии в жизни и искусстве;
- сформировать представление о жизни и творчестве И.С.Баха;
- знать особенности музыкальной гармонии.
Коммуникативные:
- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;
- уметь выявлять выраженные в музыке настроения и чувства;
- размышляя об искусстве, использовать приёмы сравнения и обобщения;
- формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.
Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), сравнивать характер произведений искусства музыки и ИЗО, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
Личностные: формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.
Ход урока:
Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок. – Мы начнём урок. –
Здравствуйте, ребята. – Здравствуйте, учитель.
- Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в группах: распределение ролей и функций).
1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт». Александр Александрович Блок
2) Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
…Не верь такому. (В.Шекспир)
3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень
- Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?
- Вы, наверное, догадались, о гармонии сегодня пойдёт речь на уроке.
Эпиграф к уроку: Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,
Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная...
Птолемей
- Что должны узнать?
2. Этап постановки цели урока.
- Тема урока «Что такое гармония в музыке». Какова цель нашего урока? (должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…)
3. Ознакомление с новым материалом. Этап «открытия» нового знания, способа действий
Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.
- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.
(Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).
- В чем может проявлять себя гармония? (ребята приводят примеры: гармоничные цвета в одежде; гармония в душе; царит гармония в семье; гармония в природе; гармония души тела; гармоничные взаимоотношения; «гармония вкуса в йогурте от «Данон»…)
Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.
Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.
- Что же означает гармония в музыке? Высказывают свои предположения (работа с учебником, стр.76)
Запись в тетрадь: гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.
4. Этап первичного закрепления
- Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать интонацию…)
- Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией? (демонстрация) Нет согласованности.
- Какую приставку нужно добавить к понятию, чтобы получилось слово, противоположное по значению? (комфорт-дискомфорт; гармония-дисгармония)
Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам.
Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.
Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750) – видеоэнциклопедия - просмотр (6минут) активное прослушивание. Ребята делают тезисные записи в тетради, затем рассказывают, что узнали и запомнили.
- Чем удивительна судьба композитора? Что запомнилось вам?
( В 9 лет осиротел. Любимый инструмент – орган. 13 детей во втором браке. В конце жизни ослеп, продолжал сочинять. Создал более 1000 произведений). И.С.Бах был человеком серьёзным и весёлым, строгим и сердечным, великим и скромным. Когда его спросили, как он добился таких успехов в своём искусстве, он ответил: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же». физминутка
Музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».
Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.
- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт? (покой, равновесие, умиротворение, отрешение от всего суетного…слайд?)
- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий?...
- Какие средства музыкальной выразительности не претерпевают изменений? Темп, ритм, динамика, движение мелодии …
Характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей.
Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам ... И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.
Вопрос 4. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? (ответы ребят)
Обсуждение выразительных средств в произведениях искусства
И.С.Бах – Прелюдия (До-мажор) | Рафаэль «Сикстинская мадонна» |
Умеренный темп | Неторопливое движение вперёд |
Безмятежный, спокойный характер | Чувство нежности, спокойствия |
Плавное движение мелодии | Плавные, закруглённые линии |
Равномерный ритм | Сочетаются цвета и краски |
Вывод: произведения созвучны по настроению и средствам выразительности.
Исполнение песни. Созвучной настроению урока станет песня «Маленький принц».
Эта песня – о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. В сказочной повести французского писателя А.де Сент-Экзюпери путь маленького принца принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни. Постарайтесь выразить голосом настроение мечты, возвышенных стремлений, непрерывно струящийся свет - исполнение
Рефлексия. Обобщение, итог. Ответы на вопросы кроссворда «Гармония»
- Что означает гармония?
- Где присутствует гармония?
- Основные свойства гармонии в музыке?
- Какое «открытие» вы сделали для себя на уроке?
Домашнее задание: узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония?
И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:
У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, неспетых песен много.
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь,
Ты капельку гармонии внесёшь.
Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕШИТЕ КРОССВОРД
2 | ||||||||||||
4 | Б | А | Х | |||||||||
Л | 5 | |||||||||||
1 | Г | А | Р | М | О | Н | И | Я | ||||
Г | Р | |||||||||||
О | 3 | Г | Р | Е | Ц | И | Я | |||||
З | А | |||||||||||
В | Н | |||||||||||
У | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
И | ||||||||||||
6 | П | Р | Е | Л | Ю | Д | И | Я | ||||
- Согласованность, соразмерность в сочетании чего-либо.
- Основное свойство музыкальной гармонии.
- Страна, в которой появилось понятие «гармония».
- Немецкий композитор, органист.
- Музыкальный «инструмент-оркестр», клавишно-духовой.
- Музыкальный жанр-миниатюра в творчестве И.С.Баха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок в 1 классе по теме : "Кто такие птицы?"
открытый урок "Кто такие птицы?"...
Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление «ассоциативного поля...
Открытый урок в 5 классе по теме: Что такое обращение?
В данном материале размещен открытый урок в 5 классе по теме:Что такое обращение? ...
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....
Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....
Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».
обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни....
Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)
Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...