Календарно - тематическое планирование по музыке для 6 класса
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс) по теме

Тавасиева Алёна Вячеславовна

Календарно - тематическое планирование по предмету "Музыка" , программа "Школа-2100" с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13-14_muzyka_6.doc242.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по музыке для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Цель программы: расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее  огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру,  к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.

Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается  через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой.  Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.  

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

В связи с поэтапным переходом  с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 6 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:

  • характерные особенности духовной музыки (истоки духовной музыки; жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва; жанр молитвы в музыке современных композиторов);
  • особенности русского музыкального фольклора (проекты по темам: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен»);
  • современная музыка XX века (образы природы в музыке композиторов XX века; музыка современности; интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах)
  • мастерство исполнителя (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.).
  • стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.

В связи с освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • духовная музыка (знаменный распев; произведения Рахманинова С.В., Чеснокова П.Г., Гаврилина В.);
  • современная музыка (Свиридов Г., Гаврилин В., Шнитке А., Журбина А.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод проектов.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

 «Преобразующая сила музыки»

9 час.

1.

Влияние музыки на настроение человека

1 ч.

2.

Музыка  в  жизни  человека

1 ч.

3.

Задушевность лирической интонации музыки

1 ч.

4.

Задушевность лирической интонации в музыке Чайковского и Шопена

1 ч.

5.

Музыка с человеком в горе и радости

1 ч.

6.

Музыка – оружие в борьбе за свободу

1 ч.

Музыкальная викторина

7.

Сила героической интонации

1 ч.

8.

Человек – это звучит гордо

1 ч.

9.

Музыка помогает человеку в трудную минуту

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

Может ли музыка изменить мысли и чувства народа?

7 час.

10.

Второй концерт Рахманинова.

1 ч.

11.

Мятежный дух Скрябина в 12 этюде.

1 ч.

12.

Реальность и фантазия в опере Римского – Корсакова «Золотой петушок»

1 ч.

13.

Музыка и время.

1 ч.

Музыкальная викторина

14.

Золотая лира Орфея.

1 ч.

15.

Может ли музыка изменить мысли и чувства народа?

1 ч.

16.

Обобщение темы «Преобразующая сила музыки».

1 ч.

тест


«В чем сила музыки».

10 час.

17.

Красота и правда в музыке

1 ч.

Контрольная

«музыкальные образы»

18.

Красота и правда музыки о героях ВОВ

1 ч.

19.

Красота и правда музыки И.С.Баха

1 ч.

20-21.

Красота и правда шутливой музыки

2 ч.

Музыкальная викторина

22-23.

Красота природы и правда отражения ее в музыке

1 ч.

24.

Сила нравственной красоты человека в музыки

1 ч.

25.

В чем сила музыки В.А.Моцарта?

2 ч.

тест

26-27.

Разнообразие красоты и выразительности в музыки

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

В чем сила музыки?

9 час.

28.

Первый Башкирский балет Журавлиная песнь»

1 ч.

29.

«Берегите красоту жизни, красоту человеческой души»- Салманов.

1 ч.

Музыкальная  викторина

30.

Весна – время обновления и перемен.

1 ч.

31.

«Жизнь прекрасна» – И. Штраус.

1 ч.

тест

32.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1 ч.

Проект «Истории военных песен»

33.

Красота и сила жизни в произведениях Чайковского.

1 ч.

34.

Гармония красоты и жизни в музыке.

1 ч.

Музыкальная викторина

35.

Обобщение темы: «В чем сила музыки».

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

За учебный год:

35ч.

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

  1. В чём сила музыки (1 час)

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.

  1. Тысячи миров музыки  (8 часов)

Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус,  вальсы,   М. Мусоргский «Старый замок»,  Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5  Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.  

Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».

Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов

 

  1. Как создаётся музыкальное произведение (20 часов)

Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»,  Шостакович  фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь»,  И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.

Зрительный ряд: портреты композиторов

  1. Чудесная тайна музыки (2 часа)

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,  

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.

  1. Подводим итоги.  Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки»  (2 часа)

Итоговое тестирование. Музыкальная викторина.

  1. Урок-концерт (1 час)

Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся.

 

Планирование составлено на основе

Программы для общеобразовательных учреждений:

Музыка 1-8 класс. / Под ред. Кабалевского Д. Б. – М., 2006. Стр. 150-186

6 класс( 34 часа)



урока



Тема урока

Кол-во часов отведенных на тему



Класс



Дата

Примечание



Тема:


«Преобразующая сила музыки».



17

1.

Влияние музыки на настроение человека

1


2.

Музыка  в  жизни  человека

1


3.

Задушевность лирической интонации музыки

1


4.

Задушевность лирической интонации в музыке Чайковского и Шопена

1


5.

Музыка с человеком в горе и радости

1


6.

Музыка – оружие в борьбе за свободу

1


7.

Сила героической интонации

1


8.

Человек – это звучит гордо

1


9.

Музыка помогает человеку в трудную минуту

1


10

Второй концерт Рахманинова.

1


11

Мятежный дух Скрябина в 12 этюде.

1


12

Реальность и фантазия в опере Римского – Корсакова «Золотой петушок»

1


13

Музыка и время.

1


14

Золотая лира Орфея.

1


15

16

Может ли музыка изменить мысли и чувства народа?

2


17

Обобщение темы «Преобразующая сила музыки».

1




Тема


«В чем сила музыки».


18

18

Красота и правда в музыке

1


19

Красота и правда музыки о героях ВОВ

1


20

Красота и правда музыки И.С.Баха

1


21

Красота и правда шутливой музыки

1


22

Красота природы и правда отражения ее в музыке

1


23

Сила нравственной красоты человека в музыки

1


24

В чем сила музыки В.А.Моцарта?

1


25

Разнообразие красоты и выразительности в музыки

1


26

В чем сила музыки?

1


27

Первый Башкирский балет Журавлиная песнь»

1


28

«Берегите красоту жизни, красоту человеческой души»- Салманов.

1


29

Весна – время обновления и перемен.

1


30

«Жизнь прекрасна» – И. Штраус.

1


31

32

Никто не забыт, ничто не забыто.

2


33

Красота и сила жизни в произведениях Чайковского.

1


34

Гармония красоты и жизни в музыке.

1


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

музыки 6 класса.

По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны знать/понимать:

  • содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
  • умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
  • выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

 входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Форма контроля:

  • самостоятельная работа;
  • устный опрос;
  • практическая работа,
  • взаимоопрос;
  • тест
  • музыкальные викторины по итогам полугодия

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

Учебно-методический комплект 

  • Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
  • Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
  • Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках )

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

                                                       

                                                               

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

Развитие универсальных учебных действий

                                                     «Преобразующая сила музыки»

1.

Музыка и настроение

Жизнь – источник музыки. Эмоциональное воздействие музыки. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Р.н.п. «Матушка, что во поле пыльно?»

Ж. Брель «Вальс о вальсе»

А. Островский, сл. Дика «Мальчишки и девчонки»

Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству (эмоциональный интеллект)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства.

2.

Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и

 Ф. Шопена

Жанровые особенности вальса.

Сравнение стилистических особенностей музыкального языка П.И. Чайковского и Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.

Р.н.п. «Зеленая рощица»

П.И. Чайковский «Вальс» фа минор

Ф. Шопен «Вальс №14» ми минор

И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»

А. Островский, сл. Дика «Мальчишки и девчонки»

Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; наблюдение за различными явления

3.

Тема счастья в музыке П.И. Чайковского

Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского

А. Островский, сл. Дика «Мальчишки и девчонки»

П.И. Чайковский «Симфония №6», побочная тема 1 части

Р.н.п. «Зеленая рощица»

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; 

умение сравнивать, сопоставлять.

4.

Сила русской народной песни

Характерные особенности русской народной музыки. Воздействие русской народной музыки через простоту и задушевность интонации. Роль песни в жизни человека.

Р.н.п. «Зеленая рощица»

С. Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке», сцена из пятой картины

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка»

Обработки русских народных песен

Защита проектов по темам: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен» (фолк – рок).

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять


5.


Песни в борьбе за мир


Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве.


Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка»

М. Теодаракис «На побережье тайном», «Я - фронт»

Греческий народный танец «Сиртаки»

В. Егоров «Облака», А. Розембаум «А может, не было войны?», Высоцкий В. «Песня о друге».

Современные песни о войне.


Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять

6.

Героическая музыка

Л. Бетховена

Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.

И.С. Бах «Весенняя песня»

Л.Бетховен. Канон «Прошу вас всем хором гамму пропеть»

Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20»

Л. Бетховен «Соната №7», экспозиция.

Л. Бетховен «Симфония №5», экспозиция 1 части

А. Городницкий «Атланты»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

7.

Сила музыки И.С. Баха

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха.

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка»

И.С. Бах «Органная фуга», фуга ре-диез минор из I тома «ХТК», произведения по выбору из «Нотной тетради А.М. Бах».

И.С. Бах «Весенняя песня»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

8.

Особенности полифонии и гомофонии

Отличительные черты гомофонного и полифонического склада.

И.С. Бах «Весенняя песня»

И.С. Бах «Прелюдия» ми минор

Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20»

А. Городницкий Песня «Атланты»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные:

наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

9.

Обобщающий урок

Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;  наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

 «Преобразующая сила музыки»

1.

Истоки духовной музыки

Место духовной музыки в храмовом синтезе искусств. Истоки духовной музыки. Особенности жанра духовной музыки: знаменного распева.

Греческий распев XVII века «Богородице Дево, радуйся».

Знаменный распев XVII века «Богородице Дево, радуйся».

С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

Е. Орлов «Молитва» из репертуара группы «Смэш»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;  наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

2.

Образы русской духовной музыки

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Характерные черты духовной музыки.

Знаменный распев «Шестопсалмие».

Киевский распев «Свете тихий».

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» в исп.И.Архиповой.

Е. Орлов «Молитва» из репертуара группы «Смэш»

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсцени-ровках, в обсуждении музыкальных впечатлений; принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации;

реализация творческого потенциала

3.

Жанр молитвы в музыке русских композиторов.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным и духовным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке современных композиторов. Контрастные сопоставления в музыке.

В.Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

В. Гаврилин Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва».

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсцени-ровках, в обсуждении музыкальных впечатлений;  принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: 

реализация творческого потенциала.

4.

Истоки русской песенности

Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова.

С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром (побочная и главная темы 1 части)

Р.н.п. «Степь да степь кругом»

М. Таривердиев «Песни о далекой Родине»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации;

наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

5.

Мятежный дух музыки Скрябина

Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина.

М. Таривердиев «Песни о далекой Родине»

А. Скрябин «Этюд №12»

Л.Дербенев «Сторона моя»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

6.

Сатира в музыке

Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции.

М. Таривердиев «Песни о далекой Родине»

Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Золотой петушок».

Рождественские песни по выбору учителя.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

7.

Музыка Рождества

Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей.

Международный рождественский гимн – Ф.Грубер «Тихая ночь».

И.С.Бах. Фрагменты из «Рождественской оратории».

Рождественские песни по выбору учителя.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: умение

обобщать, классифицировать

 «В чем сила музыки»

1.

Красота и правда жизни

Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке темы народного патриотизма. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки. Ария – музыкальная характеристика главного героя.

М.И. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение

обобщать, классифицировать

2.

Сила музыки И.С. Баха

Жизненная сила музыки И.С.Баха. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Многообразие музыкальных образов И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии и гомофонии. Инструментальные обработки музыкальных произведений И.С.Баха.

В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»

И.С. Бах «Хоральные прелюдии»

И.С. Бах «Шутка»

А.Журбин «Планета детства».

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение

обобщать, классифицировать

3.

Юмор в жизни и музыке

Единство замысла и формы в музыкальных шутливых произведениях. Танцевально-маршевая основа «Сюиты» И.Стравинского. Характерные особенности музыкального языка И.Стравинского. Воплощение музыкальных образов в пластических импровизациях.

И.С. Бах «Шутка»

И. Стравинский «Сюита №2»: «Марш», «Вальс», «Полька», «Галоп».

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка».

А.Журбин «Планета детства».

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: умение

обобщать, классифицировать

4-5.

Свет музыки В.А. Моцарта

Сила воздействия музыки В.А.Моцарта. Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Знакомство с особенностями жанров серенады и «Реквиема». История создания «Реквиема». Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада», «Лакримоза» из «Реквиема», Моцарт «Фантазия» для фортепиано

С. Намин «Мы желаем счастья вам»

Б. Окуджава «Песня о Моцарте»

Муз. викторина по произведениям Моцарта.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

6-7.

Музыка природы

Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Особенности развития русского музыкального фольклора в операх русских композиторов. Вариационность как отличительная черта фольклора. Музыкальная характеристика Снегурочки. Трансформация образа Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова.

С. Намин «Мы желаем счастья вам»

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: «Третья песня Леля», «Ария Снегурочки», «Сцена таяния Снегурочки».

А. Зацепин, сл. Пляцковского «Ты слышишь, море»

А. Дулов «Лесная песенка»  

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; осуществлять поиск нужной информации

8.

Образы природы в музыке композиторов XX века

Воплощение в музыке Г.Свиридова духа времени и пульса жизни. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова.

Г. Свиридов «Время, вперед!»

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль».

О. Хромушина, сл. Куклина «Сколько нас!»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

9.

Музыка современности – энергия жизни

Жанр инструментального концерта. Воплощение жанра инструментального концерта в музыке композиторов XX века.

Д.Б. Кабалевский «Концерт №3» для фортепиано с оркестром

А.Шнитке «Concerto grosso №1» для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных

О. Хромушин, сл. Куклина «Сколько нас!»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять поиск нужной информации

10.

Обобщающий урок

Сила музыкального образа в единстве правды и красоты.

Песни музыкальных произведений по выбору

Защита проектов по теме «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять

 «В чем сила музыки»

1.

Роль изобразительности в музыке

Образное содержание программной музыки. Стилистические особенности музыкального языка С.С.Прокофьева. Жанр сюиты.

С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер», 1 часть

М.И. Глинка «Попутная песня»

Д. Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

2.

Мастерство исполнителя

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина.

Л.В. Собинов – «золотой тенор России».

Многогранность таланта Собинова Л.В. Творческий стиль певца.

Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы»

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»  в исполнении Ф.Шаляпина.

М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Ариозо Ленского из оперы Чайковского П.И. «Евгений Онегин».

Каватина Берендея из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка».

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; представление о музы-кальной культуре родного края;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль;

Познавательные: реализация творческого потенциала в процессе музицирования;

3.

Сила музыки П.И. Чайковского

Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского.

П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была»

Украинская народная песня «Веснянка».

П.И. Чайковский «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна»

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

4.

Музыка – гимн жизни

Красота музыки в единстве содержания и формы. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова.

Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна»

С.В. Рахманинов «Весенние воды»

С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром, 1 часть

Л. Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!»

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

5.

Военная тематика в музыке

Песни военных лет. Проектные задания «Истории военных песен».

Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы»

А. Розенбаум  «А может, не было войны»

А. Мурадели, сл. А Соболева «Бухенвальдский набат»

В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»

«В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл.В. Агатова, муз. Н.Богословского), «Священная война» (муз. А.Александрова,  сл. В.Лебедева-Кумача), «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова).

Л.Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

6.

Воплощение русских обрядов в музыке

Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта.

В. Салманов «Лебедушка», фрагмент 4 части хорового концерта

В. Мартынов «Лебединая верность»

Л. Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

7.

8.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»: «Мелодия»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; ария Орфея «Потерял я Эвридику…»; хор «Не спеши к любимой в путь обратный…».

 Л. Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!»

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

представление о нравственном содержании музыкальных произведений;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

9.

Обобщающий урок

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

Концерт по заявкам учащихся

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по программе Е.Д. Критской...

Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс

Календарно-тематическое планирование по музыке по программе Алеева В.В....

Календарно- тематическое планирование по музыке. 5 класс

Календарно- тематическое планирование уроков музыки. 5 класс по программе Критской....

Календарно - тематическое планирование по музыке 6 класс

Календарно - тематическое планирование...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  с таблицей учебно-тематическое планирование по музыке 8 класс...

Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс. Пример разработки для учителей музыки.

Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс. Пример разработки для  учителей музыки....