Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме

Коновалова Елена Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по музыке. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx39.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  5 КЛАСС.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Художественная деятельность

Дата план

Дата факт

Раздел 1. Войди в мир искусства

1

Вводный урок

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с новым учебником по изобразительному искусству, с условными обозначениями, обращением авторов, содержанием

Понимать особенности  построения учебника по искусству.

Видеть замысел автора, логику построения учебной книги по искусству.

Осознанно относиться к содержанию учебника.

Устный контроль.

2

Что такое искусство?

Виды искусства

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Что даёт искусство человеку?

Виды и специфика пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Основы художественного языка каждого вида искусства.

Иметь представление о многообразии и специфике видов искусства.

Понимать значение искусства в жизни общества и отдельного человека.

Осознавать отличие  и взаимодополняемость научного и художественного познания мира и применять их.

Понимать объективность научного и субъективность художественного познания и отражения мира.

Различать художественно-творческие и художественно-иллюстративные изображения.

Осознавать роль художественного образа в искусстве.

Получить опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к искусству.

Устный контроль.

Представить и изобразить любой объект сначала как объект научного, а потом – художественного познания.

3-4

Истоки искусства

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Истоки и смысл искусства. Синкретичность древнего искусства. Функции первобытного искусства. Отражение представлений человека о мире. Миф, обряд, ритуал – в основе искусства. Наскальная живопись. Изображения животных, сцены охоты. Условность форм и цвета древней живописи.

Получить представление о причинах зарождения искусства и специфике первых художественных произведений.

Понимать роль мифа в развитии культуры, культово-ритуальный характер и символический смысл древнего искусства.

Получить представление о роли искусства в освоении человеком мира, познании природы; об условности, символичности изобразительного языка.

Понимать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношений к природе, человеку, явлениям, в воспитании эстетического вкуса; отзывчивости к древним традициям и внимания к современным общепринятым знакам коммуникации.

Получить представление о знаково-символической природе искусства, о международном, межнациональном характере искусства, специфике первобытного изображения.

Различать знак и символ.

Уметь передавать в простых, условных изобразительных формах сложное содержание.

Осознавать условность, символичность изобразительного языка.

Изображать схематичные фигурки людей в движении, передавать в рисунке пропорции фигуры человека.

Получить опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.

Устный контроль. Творческая работа.

Создать композицию на тему охоты, сбора диких плодов  или рыболовства в манере наскальной живописи.

Схематичные зарисовки фигуры человека в движении. Композиция в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел). Изображение эпизодов из жизни древних рыболовов, охотников и их племени.

Раздел 2. Художник и зритель

5

Художник – человек и гений

На каком языке говорит художник?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Личность художника. Автопортрет – рассказ о том, как художник видел и воспринимал сам себя. Различие характеров, но общность установок: талант – трудолюбие – способность творить. Индивидуальный мир художника и его влияние на жизнь многих поколений людей на Земле. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя, В. Ван Гог, П. Сезанн, К. Моне, И. Репин, И. Левитан, П. Пикассо.

Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.

Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора.  

Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения  при восприятии художественного произведения.  

Устный контроль. Творческая работа.

Выполнить небольшую зарисовку карандашом, пером или роллером, передать важное сообщение следующим поколениям о том, что волнует людей сегодня.

6

Художник говорит на языке художественных образов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Язык, на котором говорит художник: язык живописи, графики, скульпторы, архитектуры. Художественное сообщение. Условия, необходимые для передачи информации от художника к зрителю. Идея художественного произведения.

Основой языка любого искусства является художественный образ. Художественный образ как художественное отображение идеи. Смысловая насыщенность и лаконичность формы художественного образа. Передача в художественном образе индивидуального взгляда и чувств художника.

Иметь представление о специфике художественных языков разных видов пластических искусств, особенностях передачи художественной информации и использовать в собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать  художественный образ как основу и цель любого искусства.

Различать художественное и нехудожественное изображения.

Осознавать лаконичность и смысловую насыщенность содержания информации, представленной в образной форме художественного произведения.  

Передавать сообщения средствами изобразительного языка графики.

Ощущать индивидуальность и чувства художника.

Выражать свои ощущения в речевой и в художественной форме.

Осознавать и принимать общечеловеческие ценности, общие для всех народов и эпох, понимать главные темы искусства.

Устный контроль. Творческая работа.

Рассмотреть произведения разных художников на похожую тематику, например тема материнства (Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»; Рафаэль «Сикстинская мадонна», Рембрандт «Святое семейство», П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дейнека «Мать»). Записать в тетрадь эпитеты к представленным художественным образам матери. Определить общее и особенное в произведениях разных художников.

7-8

Язык знаков и символов в искусстве

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знаки и символы в искусстве, их роль в понимании художественного образа произведения. Однозначность знака и многозначность символа. Древние знаки и символы, их использование в качестве оберегов и для украшения предметов быта. Знаки солнца, земли, воды, плодородия. Символическое значение образов дерева и птицы.

Создать рисованные сообщения в виде нескольких эпизодов комикса.

Понимать основополагающую роль художественного образа в искусстве. 

Понимать роль знака и символа в искусстве.

Уметь интерпретировать символы, используемые художником в произведении.

Самостоятельно определять характерные качества знака и символа в искусстве.

Интерпретировать многозначность древних символов.

Понимать жизненность древнейшей символики в истории культуры.

Рассуждать об использовании символики в древнем и современном искусстве. Понимать роль символа в обогащении содержания художественного произведения и использовать его в собственной художественно-творческой деятельности.  

Получить опыт использования языка знаков и символов (в том числе древних символических образов) для передачи сообщения.

Передавать в рисуночном письме свои мысли и чувства,  используя знаки и символы.

Устный контроль. Творческая работа.

Передать сообщение следующим поколениям о том, что волнует тебя лично, используя знаки и символы. Сравнить со своим «сообщением потомкам», выполненном на прошлом уроке, определить роль знаков и символов в глубине и форме информации.

9

Тема – сюжет – содержание художественного произведения

Зритель – соавтор художника

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Понятия «тема», «сюжет», «содержание» в произведении изобразительного искусства. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Два способа знакомства с художественным произведением: описание и интерпретация. Художник в содержании произведения выражает себя как творец, как человек своей эпохи, как представитель человечества.

Различать понятия «тема», «сюжет», «содержание» в изобразительном искусстве.

Понимать творческий диалог зрителя и художника как необходимый компонент  восприятия произведения искусства.

Вступать в творческий диалог с художником.

Получить опыт интерпретации художественного произведения.

Воспринимать и интерпретировать произведения художников  на одну тему,  но с разным  сюжетом и содержанием.

Сравнить и раскрыть содержание произведений.

Самостоятельная работа.

Рассмотреть произведения русских художников XIX–XX веков. Назвать их общую тематику и тему каждой картины. Описать сюжет и содержание.

Раздел 3. Образный язык искусства

10-11

Язык живописи

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Виды живописи (станковая, монументальная). Материалы живописи (гуашь, темпера, акварель, масляные краски). Назначение и содержание станковой картины. Обращенность идей к зрителю. Выражение автором своего отношения к окружающему миру в станковой картине.

Понимать специфику живописи как вида изобразительного искусства.

Знать и использовать в собственной художественной деятельности различные материалы живописи.

Понимать общее и специфичное в станковой и монументальной живописи.

Осознавать межнациональный характер искусства.

Устный контроль. Творческая работа.

Выполнить упражнения на смешение в разных пропорциях жёлтой и синей, красной и синей , жёлтой и красной красок. Проследить, какие произошли изменения цвета.

12-13

 Эмоциональная выразительность цвета

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Цвет – главное средство живописи. Передача в живописи всего многообразия мира.

Взаимосвязь цвета и эмоций. Основные и  составные цвета. Эмоциональное воздействие тёплых и холодных цветов. Колорит и его влияние на выразительность художественного образа. Разнообразие оттенков цвета при смешивании красок.

Передавать средствами живописи многообразие и красоту окружающего мира.

Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и уметь ими пользоваться в работе.

Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета.

Получать при смешении краски необходимое звучание цвета; представлять, какие пропорции того или иного цвета надо использовать.

Уметь различать в художественном произведении, какие краски смешивал художник, чтобы добиться эффекта.

Выполнять живописные этюды в разном колорите.

Устный контроль. Творческая работа.

1. Создать свой словарик цвета: верхний ряд – чистые, звонкие цвета, второй ряд – те же цвета, но осветлённые белой краской, третий ряд – каждый цвет смешать с серой краской, нижний ряд, самый мрачный, получится при добавлении небольшого количества чёрной краски. Рассмотреть внимательно каждый ряд, подобрать картины, написанные в присущей ему гамме. Определить, какое настроение можно передать с их помощью. 2. Создать цветовую гамму «Раннее утро», «Грустный день», «В грозу», используя словарик цвета.

14

Эмоциональная выразительность мазка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Цель живописи не точное отражение натуры, достижение сходного с действительностью впечатления. Взаимосвязь эмоций со способом наложения краски (движение кисти, которым художник кладет краску на холст). Характер мазка и качество кисти (широкая-узкая, тонкая-толстая, жёсткая-мягкая). Примеры в работах художников (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра и др.). Фактура предмета и характер мазка.

Понимать роль характера мазка в передаче фактуры предмета и общего эмоционального состояния содержания художественного произведения.

Получить опыт использования различных по форме и характеру мазков для получения нужного эффекта.

Различать по способу  наложения мазка художественную  манеру нескольких художников, имеющих свой характерный почерк (Ван Гог, Синьяк, Сезанн, Гоген, Матисс и др.).

Устный контроль. Творческая работа

Выполнить упражнения: передать с помощью цвета и мазка впечатление от упавшей на землю осенней листвы, цветущей сирени, растущей травы, грозового неба.

Выполнить упражнения. Передать с помощью цвета и мазка фактуру ствола дерева, деревянной доски, сосновой ветви, меха животного.

15

Пейзаж в живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жанры живописи. Понятие пейзажа. 

Особое отношение человека к природе как к среде обитания. Мастера пейзажа в русской живописи (К. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, И. Куинджи). Картина К. Саврасова «Грачи прилетели»  первое изображение русского пейзажа.

Различать пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Понимать, почему художники любили изображать природу.

Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи.

Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы.

Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы.

Устный контроль. Творческая работа

Написать два небольших этюда с одним пейзажным мотивом, но разным эмоциональным состоянием, используя словарик цвета («Весеннее утро» «Рассвет над рекой», «Ранняя весна»), («Перед грозой» «Туманное утро», «Осень»).

16-20

Натюрморт в живописи

5

Сообщение и усвоение новых знаний

Натюрморты фламандских и голландских художников XVII века. Разница отношения к предметному миру (Франс Снейдерс, Питер Класс, Виллем Клас Хеда и Виллем Кальф).

Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства.

Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи.

Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство.

Передавать в натюрморте эмоциональное состояние.

Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников  на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов.

Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом.

Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению

Устный контроль. Творческая работа

Выполнить натюрморт. Предметы изобразить с натуры, а окружающее их пространство придумать самому. Эмоциональное восприятие предметов в произведениях создателей нового художественного языка ХХ века: Анри Матисс – декоративность; Пабло Пикассо – создание непривычных форм, конструирование «новой реальности».

21-22

Портрет в живописи

2

Сообщение и усвоение новых знаний

. Развитие жанра. Проблема сходства в портрете. Субъективность взгляда художника на модель (портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского и В. Тропинина). Парадный и камерный портрет. Портрет в живописи и в фотографии. Разнообразие художественных подходов к портрету (например, К. Брюллов, М. Нестеров, И. Репин, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, В. Иванов, Д. Жилинский и др.). Стилизация.

Различать портрет как жанр изобразительного искусства.

Понимать специфику и виды портрета.

Рассуждать о характере, намерениях, внутреннем мире человека, изображенного на портрете.

Различать парадный и камерный портреты.

Понимать разницу между живописным портретом и фотографией.

Иметь представление о стилизации в искусстве.

Уметь живописными средствами выразить свое отношение к конкретному человеку.

Устный контроль. Творческая работа

Пофантазировать и написать свой автопортрет в будущем. Отразить профессию.

23

Язык графики

Выразительность линии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Материалы графики (карандаш, перо и тушь, уголь, сангина, пастель, фломастеры, роллеры и др.). Типы произведений: рисунок и печатная графика.

Различать графику как вид изобразительного искусства.

Знать и уметь использовать графические материалы.

Различать станковую и печатную графику.

Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др.

Объяснять, какие чувства вызывают образы, созданные в рисунках Рафаэля, Ван Гога, Матисса и др. художников. Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления.

Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики.

Устный контроль. Творческая работа

. 1. Выполнить упражнения на проведение разных по характеру линий. Передать с помощью линий образы силы, печали, нежности. Изобразить водопад, течение реки, уходящую в даль дорогу. 2. Выполнить разные по характеру штрихи. Передать с помощью штриховки фактуру растущей травы, ряби воды, дождя, древесной коры. 3. Создать с помощью пятна выразительный силуэт животного (чёрная тушь, кисть или аппликация). 4. Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики (тушь – перо, фломастер, роллер или капиллярная ручка).

24

Выразительность штриха

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Виды графики (станковая и тиражная). Виды печатной графики: книги, журналы, рекламные листовки, открытки.

Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета.

Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек, пятен эмоциональное состояние природы. 

Устный контроль. Творческая работа

25

Выразительность пятна

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Единство языка художественной выразительности и специфика происхождения рисунка и печатной графики. Рисунки А. Дюрера, И. Репина, В. Серова, Ван Гога и др.

Видеть в предмете и уметь передать выразительность силуэта.

Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики.

Устный контроль. Творческая работа

26

Пейзаж в графике

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Эмоциональная выразительность языка графики, живописность чёрно-белых пейзажей. Средства графики – линия, пятно, штрих, точка. Изображение в графике пушистого снега, утреннего тумана, свежести весны, холодной промозглости осени, солнечного дня или тёмной ночи.

Изображать средствами графики  фактуру и характер, состояние природы, предметов, явлений.

Устный контроль. Творческая работа

Изобразить средствами графики один пейзаж в двух различных состояниях («Солнечный день», «Хмурый вечер». «Поздняя осень», «Лето» или др.).

27-30

Натюрморт в графике

4

Сообщение и усвоение новых знаний

Графические натюрморты Шардена, М. Врубеля и др. Стремление художников выразить отношение к окружающему их миру, к своему быту и работе. Различие учебного и творческого натюрморта.

Выполнять натюрморт с натуры в графической технике.

Уметь добавить в натюрморт детали, подчеркивающие выразительность постановки.

Выполнять декоративный натюрморт в графике.

Создавать декоративный образ предмета, используя  стилизованные изображения животных, птиц, растений.

Знать различные приемы печатной графики – гравюры.

Уметь различать гравюры, выполненные в различных техниках: линогравюру, ксилографию, офорт.

Выполнять простую гравюру (картонографию).

Устный контроль. Творческая работа

Выполнить натюрморт с натуры в графической технике (уголь, сангина, мел, тонированная бумага). Можно добавить какие-либо детали, которые, по мнению ученика, оживят этот натюрморт.

31-32

Портрет в графике

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Графические портреты А. Дюрера, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, П. Пикассо. Последовательность рисования портрета.

Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры.

Создавать графическими средствами выразительный образ человека.

Устный контроль. Творческая работа

Выполнить портрет друга или подруги каким-нибудь графическим материалом.

33

Язык скульптуры

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная). Способы получения скульптуры: ваяние, вырезание, отливка. Художественная выразительность произведений скульптуры и способы обработки материала. Фактура. Освещённость. Выражение душевного состояния через внешнее действие героя (О. Роден).

Самостоятельно подбирать графический художественный материал (карандаш, перо/тушь, роллер, пастель, уголь, сангина), соответствующий художественному замыслу и характеру портретируемого.

Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства.

Различать специфику и виды скульптуры.

Знать материалы скульптуры.

Применять в собственной художественно-творческой деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие доступные скульптурные материалы.

Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и декоративной скульптуры.

Знать и различать анималистический жанр в искусстве.

Устный контроль. Творческая работа

Создать в объёме выразительный образ животного (пластилин, глина, скульптурная масса).

34

Обобщающий урок

1

Обобщение

Осознание важности изобразительного искусства в культурной истории человечества, понимание средств, используемых художником для воплощения идеи, способы её выразительной подачи.  Понимание языка искусства и самостоятельное создание яркого, запоминающегося образа человека, животного, природы, предмета. Важность для создания художественного образа неравнодушного, эмоционального отношения художника к миру

Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, понимание его ценностей. Осознавать условия рождения  художественного образа.

Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ человека, предмета, явления.

Творческая работа

Выполнить творческую работу на тему «Лето». Создать художественный образ лета в любом виде и жанре изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...