№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Художественная деятельность | Дата план | Дата факт |
| Раздел 1. Войди в мир искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Вводный урок | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с новым учебником по изобразительному искусству, с условными обозначениями, обращением авторов, содержанием
| Понимать особенности построения учебника по искусству. Видеть замысел автора, логику построения учебной книги по искусству. Осознанно относиться к содержанию учебника.
| Устный контроль. |
|
|
|
2 | Что такое искусство? Виды искусства
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Что даёт искусство человеку? Виды и специфика пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Основы художественного языка каждого вида искусства.
| Иметь представление о многообразии и специфике видов искусства. Понимать значение искусства в жизни общества и отдельного человека. Осознавать отличие и взаимодополняемость научного и художественного познания мира и применять их. Понимать объективность научного и субъективность художественного познания и отражения мира. Различать художественно-творческие и художественно-иллюстративные изображения. Осознавать роль художественного образа в искусстве. Получить опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к искусству.
| Устный контроль. | Представить и изобразить любой объект сначала как объект научного, а потом – художественного познания.
|
|
|
3-4 | Истоки искусства
| 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Истоки и смысл искусства. Синкретичность древнего искусства. Функции первобытного искусства. Отражение представлений человека о мире. Миф, обряд, ритуал – в основе искусства. Наскальная живопись. Изображения животных, сцены охоты. Условность форм и цвета древней живописи.
| Получить представление о причинах зарождения искусства и специфике первых художественных произведений. Понимать роль мифа в развитии культуры, культово-ритуальный характер и символический смысл древнего искусства. Получить представление о роли искусства в освоении человеком мира, познании природы; об условности, символичности изобразительного языка. Понимать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношений к природе, человеку, явлениям, в воспитании эстетического вкуса; отзывчивости к древним традициям и внимания к современным общепринятым знакам коммуникации. Получить представление о знаково-символической природе искусства, о международном, межнациональном характере искусства, специфике первобытного изображения. Различать знак и символ. Уметь передавать в простых, условных изобразительных формах сложное содержание. Осознавать условность, символичность изобразительного языка. Изображать схематичные фигурки людей в движении, передавать в рисунке пропорции фигуры человека. Получить опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства. | Устный контроль. Творческая работа. | Создать композицию на тему охоты, сбора диких плодов или рыболовства в манере наскальной живописи. Схематичные зарисовки фигуры человека в движении. Композиция в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел). Изображение эпизодов из жизни древних рыболовов, охотников и их племени.
|
|
|
| Раздел 2. Художник и зритель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Художник – человек и гений На каком языке говорит художник?
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Личность художника. Автопортрет – рассказ о том, как художник видел и воспринимал сам себя. Различие характеров, но общность установок: талант – трудолюбие – способность творить. Индивидуальный мир художника и его влияние на жизнь многих поколений людей на Земле. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя, В. Ван Гог, П. Сезанн, К. Моне, И. Репин, И. Левитан, П. Пикассо.
| Воспринимать самобытность художественного почерка мастера. Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора. Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения.
| Устный контроль. Творческая работа. | Выполнить небольшую зарисовку карандашом, пером или роллером, передать важное сообщение следующим поколениям о том, что волнует людей сегодня.
|
|
|
6 | Художник говорит на языке художественных образов
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Язык, на котором говорит художник: язык живописи, графики, скульпторы, архитектуры. Художественное сообщение. Условия, необходимые для передачи информации от художника к зрителю. Идея художественного произведения. Основой языка любого искусства является художественный образ. Художественный образ как художественное отображение идеи. Смысловая насыщенность и лаконичность формы художественного образа. Передача в художественном образе индивидуального взгляда и чувств художника.
| Иметь представление о специфике художественных языков разных видов пластических искусств, особенностях передачи художественной информации и использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Осознавать художественный образ как основу и цель любого искусства. Различать художественное и нехудожественное изображения. Осознавать лаконичность и смысловую насыщенность содержания информации, представленной в образной форме художественного произведения. Передавать сообщения средствами изобразительного языка графики. Ощущать индивидуальность и чувства художника. Выражать свои ощущения в речевой и в художественной форме. Осознавать и принимать общечеловеческие ценности, общие для всех народов и эпох, понимать главные темы искусства.
| Устный контроль. Творческая работа. | Рассмотреть произведения разных художников на похожую тематику, например тема материнства (Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»; Рафаэль «Сикстинская мадонна», Рембрандт «Святое семейство», П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дейнека «Мать»). Записать в тетрадь эпитеты к представленным художественным образам матери. Определить общее и особенное в произведениях разных художников.
|
|
|
7-8 | Язык знаков и символов в искусстве
| 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знаки и символы в искусстве, их роль в понимании художественного образа произведения. Однозначность знака и многозначность символа. Древние знаки и символы, их использование в качестве оберегов и для украшения предметов быта. Знаки солнца, земли, воды, плодородия. Символическое значение образов дерева и птицы.
| Создать рисованные сообщения в виде нескольких эпизодов комикса. Понимать основополагающую роль художественного образа в искусстве. Понимать роль знака и символа в искусстве. Уметь интерпретировать символы, используемые художником в произведении. Самостоятельно определять характерные качества знака и символа в искусстве. Интерпретировать многозначность древних символов. Понимать жизненность древнейшей символики в истории культуры. Рассуждать об использовании символики в древнем и современном искусстве. Понимать роль символа в обогащении содержания художественного произведения и использовать его в собственной художественно-творческой деятельности. Получить опыт использования языка знаков и символов (в том числе древних символических образов) для передачи сообщения. Передавать в рисуночном письме свои мысли и чувства, используя знаки и символы.
| Устный контроль. Творческая работа. | Передать сообщение следующим поколениям о том, что волнует тебя лично, используя знаки и символы. Сравнить со своим «сообщением потомкам», выполненном на прошлом уроке, определить роль знаков и символов в глубине и форме информации.
|
|
|
9 | Тема – сюжет – содержание художественного произведения Зритель – соавтор художника
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Понятия «тема», «сюжет», «содержание» в произведении изобразительного искусства. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Два способа знакомства с художественным произведением: описание и интерпретация. Художник в содержании произведения выражает себя как творец, как человек своей эпохи, как представитель человечества.
| Различать понятия «тема», «сюжет», «содержание» в изобразительном искусстве. Понимать творческий диалог зрителя и художника как необходимый компонент восприятия произведения искусства. Вступать в творческий диалог с художником. Получить опыт интерпретации художественного произведения. Воспринимать и интерпретировать произведения художников на одну тему, но с разным сюжетом и содержанием. Сравнить и раскрыть содержание произведений.
| Самостоятельная работа. | Рассмотреть произведения русских художников XIX–XX веков. Назвать их общую тематику и тему каждой картины. Описать сюжет и содержание. |
|
|
| Раздел 3. Образный язык искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11 | Язык живописи
| 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Виды живописи (станковая, монументальная). Материалы живописи (гуашь, темпера, акварель, масляные краски). Назначение и содержание станковой картины. Обращенность идей к зрителю. Выражение автором своего отношения к окружающему миру в станковой картине.
| Понимать специфику живописи как вида изобразительного искусства. Знать и использовать в собственной художественной деятельности различные материалы живописи. Понимать общее и специфичное в станковой и монументальной живописи. Осознавать межнациональный характер искусства.
| Устный контроль. Творческая работа. | Выполнить упражнения на смешение в разных пропорциях жёлтой и синей, красной и синей , жёлтой и красной красок. Проследить, какие произошли изменения цвета. |
|
|
12-13 | Эмоциональная выразительность цвета | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Цвет – главное средство живописи. Передача в живописи всего многообразия мира. Взаимосвязь цвета и эмоций. Основные и составные цвета. Эмоциональное воздействие тёплых и холодных цветов. Колорит и его влияние на выразительность художественного образа. Разнообразие оттенков цвета при смешивании красок.
| Передавать средствами живописи многообразие и красоту окружающего мира. Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и уметь ими пользоваться в работе. Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета. Получать при смешении краски необходимое звучание цвета; представлять, какие пропорции того или иного цвета надо использовать. Уметь различать в художественном произведении, какие краски смешивал художник, чтобы добиться эффекта. Выполнять живописные этюды в разном колорите.
| Устный контроль. Творческая работа. | 1. Создать свой словарик цвета: верхний ряд – чистые, звонкие цвета, второй ряд – те же цвета, но осветлённые белой краской, третий ряд – каждый цвет смешать с серой краской, нижний ряд, самый мрачный, получится при добавлении небольшого количества чёрной краски. Рассмотреть внимательно каждый ряд, подобрать картины, написанные в присущей ему гамме. Определить, какое настроение можно передать с их помощью. 2. Создать цветовую гамму «Раннее утро», «Грустный день», «В грозу», используя словарик цвета.
|
|
|
14 | Эмоциональная выразительность мазка
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Цель живописи не точное отражение натуры, достижение сходного с действительностью впечатления. Взаимосвязь эмоций со способом наложения краски (движение кисти, которым художник кладет краску на холст). Характер мазка и качество кисти (широкая-узкая, тонкая-толстая, жёсткая-мягкая). Примеры в работах художников (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра и др.). Фактура предмета и характер мазка.
| Понимать роль характера мазка в передаче фактуры предмета и общего эмоционального состояния содержания художественного произведения. Получить опыт использования различных по форме и характеру мазков для получения нужного эффекта. Различать по способу наложения мазка художественную манеру нескольких художников, имеющих свой характерный почерк (Ван Гог, Синьяк, Сезанн, Гоген, Матисс и др.).
| Устный контроль. Творческая работа | Выполнить упражнения: передать с помощью цвета и мазка впечатление от упавшей на землю осенней листвы, цветущей сирени, растущей травы, грозового неба. Выполнить упражнения. Передать с помощью цвета и мазка фактуру ствола дерева, деревянной доски, сосновой ветви, меха животного.
|
|
|
15 | Пейзаж в живописи
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жанры живописи. Понятие пейзажа. Особое отношение человека к природе как к среде обитания. Мастера пейзажа в русской живописи (К. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, И. Куинджи). Картина К. Саврасова «Грачи прилетели» – первое изображение русского пейзажа.
| Различать пейзаж как жанр изобразительного искусства. Понимать, почему художники любили изображать природу. Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы. Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы.
| Устный контроль. Творческая работа | Написать два небольших этюда с одним пейзажным мотивом, но разным эмоциональным состоянием, используя словарик цвета («Весеннее утро» «Рассвет над рекой», «Ранняя весна»), («Перед грозой» «Туманное утро», «Осень»). |
|
|
16-20 | Натюрморт в живописи
| 5 | Сообщение и усвоение новых знаний | Натюрморты фламандских и голландских художников XVII века. Разница отношения к предметному миру (Франс Снейдерс, Питер Класс, Виллем Клас Хеда и Виллем Кальф).
| Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное состояние. Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов. Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению | Устный контроль. Творческая работа | Выполнить натюрморт. Предметы изобразить с натуры, а окружающее их пространство придумать самому. Эмоциональное восприятие предметов в произведениях создателей нового художественного языка ХХ века: Анри Матисс – декоративность; Пабло Пикассо – создание непривычных форм, конструирование «новой реальности».
|
|
|
21-22 | Портрет в живописи
| 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | . Развитие жанра. Проблема сходства в портрете. Субъективность взгляда художника на модель (портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского и В. Тропинина). Парадный и камерный портрет. Портрет в живописи и в фотографии. Разнообразие художественных подходов к портрету (например, К. Брюллов, М. Нестеров, И. Репин, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, В. Иванов, Д. Жилинский и др.). Стилизация.
| Различать портрет как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику и виды портрета. Рассуждать о характере, намерениях, внутреннем мире человека, изображенного на портрете. Различать парадный и камерный портреты. Понимать разницу между живописным портретом и фотографией. Иметь представление о стилизации в искусстве. Уметь живописными средствами выразить свое отношение к конкретному человеку.
| Устный контроль. Творческая работа | Пофантазировать и написать свой автопортрет в будущем. Отразить профессию.
|
|
|
23 | Язык графики Выразительность линии | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Материалы графики (карандаш, перо и тушь, уголь, сангина, пастель, фломастеры, роллеры и др.). Типы произведений: рисунок и печатная графика.
| Различать графику как вид изобразительного искусства. Знать и уметь использовать графические материалы. Различать станковую и печатную графику. Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др. Объяснять, какие чувства вызывают образы, созданные в рисунках Рафаэля, Ван Гога, Матисса и др. художников. Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления. Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики.
| Устный контроль. Творческая работа | . 1. Выполнить упражнения на проведение разных по характеру линий. Передать с помощью линий образы силы, печали, нежности. Изобразить водопад, течение реки, уходящую в даль дорогу. 2. Выполнить разные по характеру штрихи. Передать с помощью штриховки фактуру растущей травы, ряби воды, дождя, древесной коры. 3. Создать с помощью пятна выразительный силуэт животного (чёрная тушь, кисть или аппликация). 4. Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики (тушь – перо, фломастер, роллер или капиллярная ручка).
|
|
|
24 | Выразительность штриха
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Виды графики (станковая и тиражная). Виды печатной графики: книги, журналы, рекламные листовки, открытки. | Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек, пятен эмоциональное состояние природы.
| Устный контроль. Творческая работа |
|
|
|
25 | Выразительность пятна
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Единство языка художественной выразительности и специфика происхождения рисунка и печатной графики. Рисунки А. Дюрера, И. Репина, В. Серова, Ван Гога и др.
| Видеть в предмете и уметь передать выразительность силуэта. Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики.
| Устный контроль. Творческая работа |
|
|
|
26 | Пейзаж в графике
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Эмоциональная выразительность языка графики, живописность чёрно-белых пейзажей. Средства графики – линия, пятно, штрих, точка. Изображение в графике пушистого снега, утреннего тумана, свежести весны, холодной промозглости осени, солнечного дня или тёмной ночи.
| Изображать средствами графики фактуру и характер, состояние природы, предметов, явлений.
| Устный контроль. Творческая работа | Изобразить средствами графики один пейзаж в двух различных состояниях («Солнечный день», «Хмурый вечер». «Поздняя осень», «Лето» или др.).
|
|
|
27-30 | Натюрморт в графике
| 4 | Сообщение и усвоение новых знаний | Графические натюрморты Шардена, М. Врубеля и др. Стремление художников выразить отношение к окружающему их миру, к своему быту и работе. Различие учебного и творческого натюрморта.
| Выполнять натюрморт с натуры в графической технике. Уметь добавить в натюрморт детали, подчеркивающие выразительность постановки. Выполнять декоративный натюрморт в графике. Создавать декоративный образ предмета, используя стилизованные изображения животных, птиц, растений. Знать различные приемы печатной графики – гравюры. Уметь различать гравюры, выполненные в различных техниках: линогравюру, ксилографию, офорт. Выполнять простую гравюру (картонографию).
| Устный контроль. Творческая работа | Выполнить натюрморт с натуры в графической технике (уголь, сангина, мел, тонированная бумага). Можно добавить какие-либо детали, которые, по мнению ученика, оживят этот натюрморт.
|
|
|
31-32 | Портрет в графике
| 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Графические портреты А. Дюрера, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, П. Пикассо. Последовательность рисования портрета.
| Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ человека.
| Устный контроль. Творческая работа | Выполнить портрет друга или подруги каким-нибудь графическим материалом.
|
|
|
33 | Язык скульптуры
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная). Способы получения скульптуры: ваяние, вырезание, отливка. Художественная выразительность произведений скульптуры и способы обработки материала. Фактура. Освещённость. Выражение душевного состояния через внешнее действие героя (О. Роден).
| Самостоятельно подбирать графический художественный материал (карандаш, перо/тушь, роллер, пастель, уголь, сангина), соответствующий художественному замыслу и характеру портретируемого. Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства. Различать специфику и виды скульптуры. Знать материалы скульптуры. Применять в собственной художественно-творческой деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие доступные скульптурные материалы. Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и декоративной скульптуры. Знать и различать анималистический жанр в искусстве.
| Устный контроль. Творческая работа | Создать в объёме выразительный образ животного (пластилин, глина, скульптурная масса).
|
|
|
34 | Обобщающий урок | 1 | Обобщение | Осознание важности изобразительного искусства в культурной истории человечества, понимание средств, используемых художником для воплощения идеи, способы её выразительной подачи. Понимание языка искусства и самостоятельное создание яркого, запоминающегося образа человека, животного, природы, предмета. Важность для создания художественного образа неравнодушного, эмоционального отношения художника к миру | Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, понимание его ценностей. Осознавать условия рождения художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ человека, предмета, явления. | Творческая работа | Выполнить творческую работу на тему «Лето». Создать художественный образ лета в любом виде и жанре изобразительного искусства.
|
|
|