Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)
рабочая программа по музыке по теме

Назарова Наталья Анатольевна

 Рабочая  учебная программа по  музыке для обучающихся 1- 2-го  класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)  разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_vid_fgos_1-2_klass.doc119 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание.

Пояснительная записка ________________________________________ 3-6

Содержание учебного предмета _________________________________ 6-9

Результаты освоения программы по музыке _______________________ 9-12

Требования к уровню подготовки учащихся 1 и 2 класса_____________ 12-14

УМК учителя, список литературы для учителя _____________________15-16

Приложение: учебно-тематическое планирование __________________ 17-19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  учебная программа по  музыке для обучающихся 1- 2-го  класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)  разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • реабилитация творчеством; развитие позитивного отношения к жизни, искусству, обществу, семье, обучению и труду через эмоциональное постижение музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважения к истории, духовным традициям России;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • изучение особенностей музыкального языка и музыкальных жанров;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, элементарное музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение использовать полученные знания на практике, развивать позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

При обучении принимаются во внимание особенности развития психики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

           1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Действенное познание у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существенно нарушено. Дети могут не знать многие явления окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Кроме этого, у детей отмечаются нарушения координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.

             2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

               3. Выраженность психоорганических проявлений  - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, мелительности и пониженной переключаемости психических процессов.

               4. По состоянию интеллекта дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Из них - основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития.

               5. В структуре дефекта у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%. Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функций рук. Для каждой формы опорно-двигательных нарушений характерны специфические нарушения речи.

Принципы обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

1. Стимуляция всех сенсорных функций при изучении нового материала с целью получения полного представления об изучаемом предмете.

2. Использование на каждом уроке упражнений на развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев.

3. Использование на уроках технологий, методов и приемов для развития эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения.

4. Принцип доступности при подборе музыкального материала, учитывая особенности развития восприятия  и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Принцип последовательности, систематичности и структурированности материала по смыслу, виду деятельности, сложности восприятия.

Научные основания коррекционно-развивающей деятельности в процессе образования и воспитания раскрываются в контексте складывающейся в настоящее время культурно-исторической, гуманистической педагогики. Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится  1 час в неделю.  

Всего в 1 классе - 33 часа, во 2 классе - 34 часа.

Используемые технологии, методы и формы работы.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. Она позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро, красота в окружающем мире?

В соответствии с особенностями предмета, возрастными особенностями учащихся, исходя из целей, задач и содержания данной программы целесообразно в работе использовать следующие методы музыкального обучения младших школьников:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • интонационно-стилевого постижения музыки;
  • наглядно-деятельностный метод;
  • эмоциональной драматургии;
  • перспективы и ретроспективы в обучении;
  • метод художественного контекста (выход за пределы музыки);

технологии обучения:

  • игровые технологии;
  • технология продуктивно-творческой деятельности;

Используемые виды музыкальной деятельности на уроке (формы общения ребенка с музыкой):

  • хоровое, ансамблевое пение и пение соло;
  • пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;
  • освоение основных элементов музыкальной грамоты;
  • импровизации речевые, пластические;
  • элементарный анализ музыкальных произведений и размышления о музыке;
  • творческая работа: рисунки, коллажи, мини-сочинения, поэтические дневники и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в 1-2 классах начальной школы является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.

Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего срока реализации программы должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности обучающегося и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умений;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Содержание учебного предмета «Музыка»

(ФГОС 1-2 классы)

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями, которые пронизывают все темы программы «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека».

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

«Основные закономерности музыкального искусства»

Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира»

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской.

Музыкальные инструменты.

Содержание программного материала  1 класс (33 часа)

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Музы водят хоровод. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Словарь эмоций. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первый  вокальный опыт, опыт ритмических и пластических движений.

Раздел 2. «Музыка и ты»

      Музыка в жизни ребенка. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы погодных явлений в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы героев в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Содержание программного материала  2 класс (34 часа)

Раздел 1 Россия – Родина моя

Музыкальные образы Родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Раздел 2 День, полный событий

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. Музыкальный инструмент – фортепиано.

Раздел 3 О России петь – что стремиться в храм

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово.

Раздел 4 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встречи весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел 5  В музыкальном театре

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Раздел 6  В концертном зале

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры музыкальных инструментов и групп инструментов.

Раздел 7 «Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье…»

Композитор – исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

В 1-2 КЛАССЕ

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной  форме.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты:

В результате изучения музыки в 1-2 классах у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • развиты нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России;
  • начнут развиваться образное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
  1. Музыка в жизни человека

Выпускник 2 класса научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;
  • ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России,  ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность.

  1. Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник 2 класса научится:

  • соотносить выразительные  интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

  1. Музыкальная картина мира

Выпускник  2 класса научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, инструментальное музицирование и др.);
  • определять виды музыки, определять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и элементы музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества своего народа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Iкласс:

  • развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятиям;
  • побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;
  • развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;
  • формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;
  • развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;
  • развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера.
  • формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;
  • освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса  обучающиеся научатся:

  • воспринимать    музыку  различных   жанров;
  • эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;
  • определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
  • общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
  1. класс:
  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров,  в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования);
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.

Виды текущего контроля:

  • Наблюдение за музыкальным развитием учащихся
  • Исполнение песен в соответствии с критериями оценивания
  • Элементарный анализ музыкальных произведений (устный)
  • Творческие работы
  • Игры-задания
  • Мультвикторины

Виды промежуточного контроля:

  • Музыкальные тесты (1 раз в триместр)
  • Урок-концерт (1 раз в год)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Для просмотра презентаций, фрагментов оперы и балета, мультфильмов на музыкальные темы необходимы компьютер, проектор, экран

Для прослушивания музыки: музыкальный центр, фортепиано, фонотека (диски, кассеты) с лучшими примерами музыкального наследия.

Для развития исполнительского мастерства: фортепиано, элементарные музыкальные инструменты.

УМК учителя:

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»  М, «Просвещение», 2007г.

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка: рабочие программы 1-4 класс» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М, «Просвещение», 2012г.

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс» М,«Просвещение», 2005г.

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс» М,«Просвещение», 2005г.

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка. 1 - 7 класс»
Фонохрестоматия музыкального материала

Мультимедийное пособие для учителей музыки общеобразовательных школ по программе Е.Д. критской (1-7 класс) – два диск

Список литературы для учителя:

М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

Б.С.Рачина «Путешествие в страну музыки» СПб, «МиМ – Экспресс», 1997г.

Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Русская музыка в школе. Методические очерки», М, Мирос, 1998г.

«Творчество на уроках искусства в начальной школе. Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников», СПб, Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2000г.

Н.Э. Павлоцкая «История музыкальных инструментов. Материалы для специалиста образовательного учреждения», СПб, Каро, 2005г.

М.В. Ермолаева «Игра в образовательном процессе», Санкт-Петербург, изд. «Каро», 2008г.

Юрий Гурин «Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников», Санкт-Петербург, творческий центр «Сфера», 2010г.

И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина «Навтречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.

Е.А.Поддубная «Музыкальные пальчиковые игры», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.

М.В.Еремеева, С.В.Еремеев «Музыкальная азбука 1-4 классы», М: «Экзамен», 2012г.

«Педагогическая психология» под редакцией Л.Регуш, А.Орловой, Спб: «Питер», 2011г.

Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина «Основы специальной педагогики и психологии», Спб: «Питер», 2011г.

Нотные материалы:

Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка русских композиторов в школе. Хрестоматия», М, Мирос, 1996г.

Б.С.Рачина «Путешествие в страну музыки. Хрестоматия», СПб, «МиМ-Экспресс», 1996г.

А.Думченко «Странное происшествие. Песни для детей младшего и среднего возраста», СПб, Гос.университет пед.мастерства, 1999г.

И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева «Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста», М, «Владос», 2002г.

Журнал «Колокольчик» №17 за 2000г. «Веселое представление»

Журнал «Колокольчик» №20 за 2001г. «Праздник бабушек и мам»

Журнал «Колокольчик» №24 за 2002г. «Веселый Новый год»

Журнал «Колокольчик» №25 за 2002г. «Весна в Родном краю»

Приложение.

Календарно – тематическое планирование

для 1 класса.

Количество часов в год: 34 ч.

Количество часов в неделю: 1 ч.

№ п/п

Тема, подтема

Кол-во часов

Музыка вокруг нас

16 часов

1.

«И муза вечная со мной»

1 час

2.

Хоровод муз

1 час

3.

Повсюду музыка слышна

1 час

4.

Душа музыки - мелодия

1 час

5.

Музыка осени. Осенние интонации.

1 час

6.

Cочини мелодию

1 час

7.

8.

«Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука.

2 часа

9.

Обобщающий урок 1 четверти

1 час

10.

Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа.

1 час

11.

12.

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

2 часа

13.

Разыграй песню

1 час

14.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

1 час

15.

Добрый праздник среди зимы

1 час

16.

Обобщающий урок 2 четверти

1 час

Музыка и ты

18 часов

1.

Край, в котором ты живешь

1час

2.

Поэт, художник, композитор

2 часа

3.

Музыка утра

1 час

4.

Музыка вечера

1 час

5.

Музыкальные портреты

1 час

6.

Разыграй сказку

1 час

7.

Мамин праздник

1 час

8.

«Музы не молчали»

1 час

9.

У каждого свой музыкальный инструмент

1 час

10.

Обобщающий урок 3 четверти

1 час

11.

Музыкальные инструменты.

1 час

12.

13.

Музыка в цирке. Дом, который звучит.

2 часа

14.

Дом, который звучит. Опера – сказка

1 час

15.

«Ничего на свете лучше нету»

1 час

16.

Обобщающий урок 4 четверти

1 час

17.

Заключительный урок - концерт

1 час

Календарно – тематическое планирование

для 2 класса.

Количество часов в год: 34 ч.

Количество часов в неделю: 1 ч.

№ п/п

Тема, подтема

Кол-во часов

Россия – Родина моя

3 часа

1.

Мелодия. Образы родной природы в музыке русских композиторов

1 час

2.

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия

1 час

3.

Гимн России

1 час

День, полный событий

6 часов

1.

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1 час

2.

Природа и музыка. Прогулка…

1 час

3.

Танцы, танцы, танцы…

1 час

4.

Эти разные марши. Звучащие картины.

1 час

5.

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама

1 час

6.

Обобщающий урок 1 четверти

1 час

«О России петь, что стремиться в храм»

7 часов

1.

Великий колокольный звон

1 час

2.

3.

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

2 часа

4.

Жанры молитвы

1 час

5.

6.

С Рождеством Христовым!  Музыка на Новогоднем празднике.

2 часа

7.

Обобщающий урок 2 четверти

1 час

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3  часа

1.

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

1 час

2.

Музыка в народном стиле

1 час

3.

Русские народные праздники. Проводы зимы

1 час

В музыкальном театре

5 часов

1.

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр

1 час

2.

Опера. Балет

1 час

3.

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1 час

4.

5.

Опера «Руслан и Людмила».                     Увертюра – маленькая опера.

2 часа

В концертном зале

4 часа

1.

Симфоническая сказка «Петя и волк»

1 час

2.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1 час

3.

Обобщающий урок 3 четверти

1 час

4.

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40

1 час

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6 часов

1.

Музыкальный инструмент орган. И все это И.С. Бах

1 час

2.

Все в движении. Попутная песня

1 час

3.

Музыка учит людей понимать друг друга

1 час

4.

Два лада. Природа и музыка

1 час

5.

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

1 час

6.

Обобщение темы. Урок-концерт

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по кружку «Народные танцы» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоя...

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Рабочие программы по УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ "Специальная технология", "Материаловедение" Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР .

   Рабочие программы составленаыоснове «Комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа лиц  с ограниченными возможностями...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" , для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР

Владения указанным видом профессиональной деятельности и даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоения дисциплины должен приобрести  практически...

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Адаптированная общеобразовательная программа по английскому языку для обучающихся детей 7 класса с ограниченными возможностями здоровья Spotlight

Адаптированная  общеобразовательная программа по английскому языку  для обучающихся детей 7 класса  с ограниченными возможностями здоровья Spotlight...

Сборник упражнений по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Учебно-методическое пособие разработано для занятий по дисциплине «Русский язык» с обучающимися 5-9 классов. Используемый дидактический материал адаптирован для обучающихся с ограниченными...