ПРОГРАММА по кружку «Народные танцы» для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по теме
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной музыки и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять народные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня организовать в школе-интернате танцевальный коллектив «Народные танцы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_narodnogo_tantsa.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
школа-интернат № 3 г.Тольятти
ПРОГРАММА
По кружку «Народные танцы»
Для детей с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации 3 года
Автор программы
и руководитель кружка
Петровская А.В.
г.Тольятти
2012 год
Пояснительная записка
«Танцевальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной музыки и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять народные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня организовать в школе-интернате танцевальный коллектив «Народные танцы».
Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.
Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:
▪ Ценностное отношение к матери.
▪ Ценность семьи и традиционных семейных отношений.
▪ Ценность родной земли, Родины.
▪ Ценность трудолюбия и труда.
▪ Ценность здорового образа жизни.
Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.
Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.
Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка с ОВЗ.
Осуществлять психофизическое оздоровление детей с ОВЗ, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.
Знакомить детей с ОВЗ шедеврами танцевального искусства.
Направления работы:
▪ Знакомство с русскими народными танцами.
▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
▪ Развитие творческих способностей.
Принципы:
▪ Творческой направленности.
▪ Игрового познания.
▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка с ОВЗ.
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в школе-интернате были только программы по художественной ритмике.
Однако у современных школьников с ОВЗ ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, фестивалях танца.
Данная программа построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок с ОВЗ, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.
Основной формой работы в кружке «Народные танцы» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в младшей группе (1 ступень) и 2 раза в неделю в старшей группе (2 ступень). Программа рассчитана на 136 -140 занятий. Продолжительность занятий 30 – 35 минут: младшая группа - 30 минут, старшая группа – 35 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:
▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;
▪ демонстрация вариаций;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с русским народным костюмом;
▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
▪ экскурсии;
▪ изготовление русских народных костюмов.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка с ОВЗ, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:
▪ коллективные танцевальные игры («Лавата», «Я хочу с тобой танцевать» и
т.д.);
▪ массовые танцы («Танец утят»);
▪ ритмические упражнения;
▪ народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
▪ соревнования между ступенями;
▪ создание собственных танцевальных элементов.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа коллектива.
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.
2 ступень – старшая группа коллектива.
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени. Знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение традиций народной культуры. Проявление творческой инициативы.
Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов русского танца. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана:
на 3года обучения для детей с ОВЗ от 9 до 12лет (младшая группа);
на 3 года обучения для детей с ОВЗ от 12 до 15 лет (старшая группа) с музыкально – слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания танцевального восприятия в школе - интернате.
В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей с ОВЗ.
Первый год обучения пронизан сквозной темой «Земля моих предков». Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Сквозная тема второго года обучения – «Русь изначальная». Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.
Третий год обучения пронизан темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.
Методы работы:
▪ Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
▪ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
▪ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей с ОВЗ к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)
▪ для отработки элементов танца;
▪ в ритмической тренировке;
▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;
▪ для самооценки (дети с ОВЗ просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
▪ на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па»;
▪ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ | Качественный анализ | |
1. | Посещаемость, статистические данные | Форсирование навыков и умений |
2. | Фиксация занятий в рабочем журнале | Анализ успеваемости деятельности и достижения цели |
3. | Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика) | Анализ диагностического материала |
4. | Практический результат | Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы |
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника.
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Способы определения результативности программы:
На каждой ступени изучаются три вида русского народного танца, с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:
▪ хоровод;
▪ кадриль;
▪ плясовая.
Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев (младшая и старшая группы);
Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей», «День учителя» и т.д.);
▪ фольклорные праздники («Кузьминки», «Троица», «Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях, фестивале «В мире танца».
Тематический план
первой ступени (младшая группа)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | « А я по лугу» (хороводы на Руси) История хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации); Разучивание; | 17 | 2 | 3 12 |
2. | «Плясать – душу открывать» («Танец с платочками») информация; тренаж; разучивание; | 18 | 1 | 2 15 |
3. | «Ногам работа – душе праздник» («Как у наших у ворот») информация; тренаж; разучивание; | 20 | 1 | 2 17 |
4. | «Закружилась русская кадриль» (танцевальная композиция «Колечко») информация; тренаж; разучивание; | 21 | 1 | 4 16 |
Тематический план
второй ступени (старшая группа)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | « Зеркальце моё» (хороводы на Руси) История хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации); Разучивание; | 17 | 3 | 2 12 |
2. | «Заплетись плетень» («Плясунья») информация; тренаж; разучивание; | 18 | 1 | 2 15 |
3. | «По полю – полю» (перепляс) информация; тренаж; разучивание; | 20 | 1 | 2 17 |
4. | «Закружилась русская кадриль» «Течёт ручей» информация; тренаж; разучивание; | 21 | 1 | 4 16 |
Тематический план
первой ступени (младшая группа)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | « Плывёт лебёдушка» (хороводы на Руси) История хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации); Разучивание; | 17 | 2 | 3 12 |
2. | «Плясать – душу открывать» («Пляска») информация; тренаж; разучивание; | 18 | 1 | 5 12 |
3. | «Ногам работа – душе праздник» («Перепляс») информация; тренаж; разучивание; | 17 | 1 | 6 10 |
4. | «Закружилась русская кадриль» («Кадриль») информация; тренаж; разучивание; | 24 | 1 | 5 18 |
Тематический план
второй ступени (старшая группа)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | « Хороводы на Руси» История хоровода, знакомство с профессиональными коллективами «Берёзка», «Гжель»; Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации); Разучивание; | 36 | 4 | 4 28 |
2. | «Заплетись плетень» («Пляска») информация; тренаж; разучивание; | 34 | 2 | 8 24 |
3. | «Встань, пройдись со мной, родная» (перепляс) информация; тренаж; разучивание; | 52 | 2 | 4 46 |
4. | «Закружилась русская кадриль» «Весёлая кадриль» информация; тренаж; разучивание; | 34 | 2 | 6 26 |
Методическое обеспечение
Раздел №1
▪ Примерный репертуар.
Танцевальная композиция «Колечко», Перепляс «По полю – полю»,
Шуточный танец «Свидание», Девичья пляска «Ягодка – малинка»,
Хоровод «А я по лугу», Хоровод «Заинька»,
Плясовая «Я на горку шла», «Чеботуха»,
Плясовая «Как у наших у ворот», Пляска «Вдоль по Питерской»,
Пляска с гармошками, Хоровод «Зеркальце моё…»,
Пляска «Заплетись плетень», «Весёлая кадриль»,
Перепляс «Встань, пройдись со мной, родная», Танец с платочками,
Кадриль «Течёт ручей», Плясовая «Барыня»,
Пляска «Калинка» «Девичий перепляс».
Раздел №2
▪ Игры на развитие музыкального слуха и ритма.
На развитие чувства ритма.
На развитие памяти и слуха.
Игры с палочками.
Танцевальные игры.
Раздел №3
▪ Знакомство с народными промыслами.
«Золотая Хохлома».
«Чудо филимоновских игрушек».
«Дымковская сказочная страна».
Раздел №4
▪ Беседы о быте русского народа
«Экскурсия в комнату русского быта «горенку».
«Места проживания наших предков».
«Русский самовар и чаепитие на Руси».
«Русский костюм».
Раздел №5
▪ Народные приметы
Раздел №6
▪ Народный фольклор.
Русские народные песни.
Частушки.
Заиграли ложкари.
Потешки, прибаутки, песенки, стихи, считалки, загадки.
Раздел №7
▪ Русские народные праздники.
Пасха.
Рождество.
Новый год.
Масленица.
Раздел №8
▪ Словарь старинных русских слов
Раздел №9
▪ Дополнительное обеспечение:
- комната русского быта – горенка: музыкальные инструменты, прялка, коромысло, вёдра, костюмы, предметы быта и т.д.
- аудио, видео аппаратура;
- аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;
- видеокассеты с записями выступлений танцевального коллектива «Зёрнышко»;
- костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;
- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гормошки, корзинки, ложки и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Рабочая программа по математике 6 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья. По учебнику Н.Я.Виленкин
Рабочая программа 6 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата)...
Программа Профильной смены дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья “Волшебный мост"
ПрограммаПрофильной смены дневного пребываниядля детей с ограниченными возможностями здоровья“Волшебный мост"...
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...
Программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилит...
Программа по геометрии 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по геометрии 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год....