"Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки"
статья по музыке по теме
использование технологий арт-терапии и здоровьесбережение на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения.
Цель технологии – освоение методов и приемов арт- терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое. Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт – терапии в педагогической деятельности. Арт – терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт – терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое: - развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление; - научиться общаться (используя изобразительные, двигательные, звукрвые средства); - самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; - развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); - повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности; - развивать навыки принимать решения; - расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства; - заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству. Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкатерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкатерапия является целым психокоррекционным направлением , имеющим в своей основе два аспекта воздействия: -психосамотическое (лечебное воздействие на функции организма); -психотерапвтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др., стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику, пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др. Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции: 1.Восприятие музыки, а также размышления о ней оказывают терапевтический эффект: -для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет , поставить фоновую музыку. -классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие. -ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил. Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают
негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром. 2. Вокально-хоровая деятельность. Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.) Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся). Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов. В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной. В-четвертых, к осознанному и выразиельному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности. 3. музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вистибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитацию игры на музыкальных инструментах инсценировки и т.д. использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки- песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость. 4. инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах: -духовых - свистульки, свирели; -ударных – ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.; -клавишных – ксилофон, металлофон, синтезатор. В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, меторитмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных. 5. Импровизация разного рода – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности. При внедрении технологий арт – терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно – эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала.
Используемая литература
1.Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. 2.Г.П.Сергеева Освоение технологий преподавания предмете «Музыка». Москва 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологии здоровьесбережения на уроках музыки
применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся....

методические рекомендации по использованию технологии "Песочная терапия"
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому песочницу можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истор...
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.
В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на основе конкретных примеров( УМК Spotlight)...

Использование технологии Гештальт-терапии в работе школьного психолога.
Роль технологии -помочь каждому участнику осознать их целостность....