Здоровьесбережение на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Русаева Светлана Николаевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_na_urokah_muzykii.doc18.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Одной из важных задач, которые всегда стояли перед школой, является создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как  характеристику любой образовательной технологии,  и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Урок музыки сам по себе является здоровьесберегающей технологией, так как особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а, наоборот, способствует его сохранению, укреплению и развитию. Применение на уроках различных видов деятельности (пение, восприятие музыки, беседа, игра на  простейших музыкальных  инструментах, применение ИКТ, музыкально-ритмические движения) способствует развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища». Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает самое эффективное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.                                                                                                Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии,  на уроках особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися.

Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный. С музыкального приветствия начинаются уроки (поступенное движение мелодии вверх и вниз). «Здравствуйте, ребята, - Здравствуйте!», «Прозвенел звонок, начался урок», «Звонкий звонок зовет на урок!» - такие попевки выполняют несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на уроке.                                                                                                                                                    Дыхательные упражнения на основе дыхательной гимнастики Е.Емельянова помогают активной циркуляции крови, насыщению легких кислородом, активной работе организма ребенка в целом. Это такие  упражнения: «вдох аромата цветка». «надуваем и сдуваем шарик». «подули на одуванчик». Для выработки более глубокого дыхания  у школьников использую элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Для выработки дикции использую  скороговорки, упражнения по К.Орфу, артикуляционную гимнастику, логоритмические игры.  Цель таких упражнений –  выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.                  Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:                                     

- маршировка;                                                                                                                                                        - движение рук (фразировка);                                                                                                                                 - элементарные танцевальные движения;                                                                                                           - игра на воображаемых музыкальных инструментах;                                                                                        - условное (графическое) изображение музыки;                                                                                                   - свободное дирижирование.

Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет учителю в решении одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека. Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, нормализует настроение.                                                                                                                                                                             «Болеро» М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.                                                                                                                                       «Каприс № 24» Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.                                                       Итак, применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой: создание условий для сохранения здоровья учащихся.

Литература:

  1. Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3. 
  2. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М.: Владос, 2000г. 
  3. Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г. 
  4. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  5. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г. 
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
  7. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". М., 2002 г.
  8. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологии здоровьесбережения на уроках музыки

применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся....

"Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки"

использование технологий арт-терапии и здоровьесбережение на уроках музыки...

Методическая разработка "Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени ...

Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока)

В презентации отражены элементы здоровьесбережения на уроках, даны рекомендации по анализу урокп с точки зрения здоровьесбережения...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Программа «Здоровьесбережение на уроках музыки»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную т...