Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
учебно-методический материал по испанскому языку
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Чигарёва М.Ю., учитель иностранного языка
ГБОУСОШ№539 Кировского района
с углубленным изучением иностранных языков
Санкт-Петербурга
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю. Цели: 1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; 2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность; креативность; мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации). Задачи: научить школьников
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждениии;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
7) избегать категоричности в суждениях;
8) определять ложные стереотипы;
9) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
10) отличать факт от предположения или мнения;
11) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
12) отделять главное от несущественного.
Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения. Технология критического мышления имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.
Модель урока в технологии РКМЧП
Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.
1. «ВЫЗОВ» - позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения последующего учебного материала.
2. «ОСМЫСЛЕНИЕ» - восприятие нового, фаза реализации смысла. Дает новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблицы, кластера).
3. «РЕФЛЕКСИЯ»- учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Закрепляется материал, проверяется усвоение.
Как и любая другая дисциплина, «Испанский язык» начинается с этапа организации урока, в ходе которого проходят: взаимное приветствие и перекличка на испанском языке, отметка отсутствующих на уроке учащихся, а также рапорт дежурного и запись даты на доске и в тетрадях. Все последующие этапы занятия непосредственно связаны с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. На этапе «фаза вызова» нельзя обойтись без испанских слов и словосочетаний, которые являются ключевыми для темы урока. Но единственным отличием от уроков по другим дисциплинам будет то, что на уроке испанского языка просто необходимо сначала отработать произношение некоторых слов и словосочетаний.
Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП на уроках иностранного языка.
- «Корзина» идей, понятий, имен («вызов», «рефлексия»)
На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной теме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям по данной теме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
- Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы («вызов», «осмысление», «рефлексия»)
В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.
- Учебный мозговой штурм («осмысление»)
1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.
- «Ассоциации» («осмысление», «рефлексия»)
От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения, далее помещаются «ветви» третьего порядка с понятиями, уточняющими сведения второго порядка. Надо составить рассказ, используя по возможности большее количество слов.
- «Перепутанные логические цепочки» («вызов», «рефлексия»)
Учащимся предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; ученики расставляют события в нужном порядке.
- Пометки на полях (инсерт) («осмысление», «рефлексия»)
Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.
- Составление маркировочной таблицы «ЗХУ» («осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание)
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометками. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.
- Чтение с остановками («осмысление»)
Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации) (¿Dónde?¿Cuándo? ¿Quién? ¿Qué?)(Где? Когда? Кто? Что?) уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) (¿Por qué? ¿Cómo se diferencian..? )(Почему? В чем различия?)
- Работа в парах /группах («обучение сообща») («осмысление»)
«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на группы, у каждого ученика номер. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.
- Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») («осмысление», «рефлексия»)
Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.
- Написание синквейна (пятистрочный белый стих) («рефлексия»)
1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
- Написание эссе («рефлексия»)
Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю…». Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.
- Дискуссия («осмысление», «рефлексия»)
Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». Фаза рефлексии плавно и логично перетекает в подведение итогов урока. Всем учащимся выставляются отметки.
Это небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста ученика, развивает его ум, индивидуальность. Технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий на уроках иностранного языка.
Список использованной литературы
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
4. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.
5. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление
6. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.
7. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"
возможность использовать технологию РКПЧМ на уроке английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-492166-1699377658.jpg)
" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"
При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/04/picture-1045905-1530684180.jpg)
«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.
Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....
Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка
Сегодня одним из актуальных является вопрос развития у ребенка устойчивого интереса к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/11/picture-1152509-1562846298.jpg)
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200787-1576781295.jpg)
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).
опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....