технологии здоровьесбережения на уроках музыки
статья по музыке по теме
применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_zdorovesberezheniya_na_urokah_muzyki.docx | 20.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологии здоровьесбережения на уроках музыки
Сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.Применение на уроках различных видов деятельности (пение, восприятие музыки, беседа, игра на простейших музыкальных инструментах, ИКТ, музыкально-ритмические движения) способствует развитию познавательного интереса у обучающихся к предмету.Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, на уроках особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.
Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный.
Музыкальное приветствие: с него начинаются уроки ( поступенное движение мелодии вверх и вниз) “Прозвенел звонок, начался урок”, «Мы поём, хорошо поём»-выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке. Дыхательные упражнения:(комплекс упражнений на основе дыхательной гимнастики Е.Емельянова) упражнения – «вдох аромата цветка». «надуваем и сдуваем шарик». «подули на одуванчик». Кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости. Для выработки более глубокого дыхания у старших школьников использую элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой Дикция, речевые упражнения. Использую скороговорки, упражнения по К.Орфу, артикуляционную гимнастику, логоритмические игры). Цель - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика - способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Музыкально-ритмические движения: Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся: - марширование; - движение рук (фразировка); - элементарные танцевальные движения - игра на воображаемых музыкальных инструментах; - условное (графическое)изображение музыки; - “свободное дирижирование”.
Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет учителю в решении одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. (Улыбкотерапия)
Восприяттие музыки:Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение. “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми. “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение. Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему“ Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает. Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса. От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс) В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта. Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена. Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка. Итак, применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Литература:
Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М.: Владос, 2000г.
Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г. Литература
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". М., 2002 г.
Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии здоровьесбережения на уроках
Здоровьесбережение...
"Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки"
использование технологий арт-терапии и здоровьесбережение на уроках музыки...
Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока)
В презентации отражены элементы здоровьесбережения на уроках, даны рекомендации по анализу урокп с точки зрения здоровьесбережения...
«Психолого- педагогические технологии здоровьесбережения на уроках технологии»
Материал будет полезен учителям технологии....
Программа «Здоровьесбережение на уроках музыки»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную т...
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...