Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
статья по музыке

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2- отчётный концерт(фрагмент)

МОЙ ОРКЕСТР можно посмотреть ЗДЕСЬ в ВИДЕО!!!!!!!!!!!  https://www.youtube.com/watch?v=TtTtYJMXB2c

 

2018 год – участие в  эксперименте по введению клавишного синтезатора в урочную и внеурочную деятельность  для детей 1-4 классов в  рамках Проекта Благотворительного фонда имени Юрия Тена, по гранту президента РФ В.В. Путина, направленного на развитие творческого потенциала учащихся городских и сельских общеобразовательных школ средствами музыкально-компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://www.youtube.com/watch?v=TtTtYJMXB2c511 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

г. Иркутск

              Оркестр – одна из форм

работы на уроках музыки в общеобразовательной школе

Учитель  музыки,

Педагог дополнительного образования

МАОУ  Гимназии № 2

Шнейвас Э.Ю.

      Более тридцати лет тому  назад Д.Б.Кабалевский  вместе с небольшой группой педагогов  из разных областей Российской Федерации, начал освоение новых путей  в воспитании школьников.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».  Эти слова выдающегося педагога – гуманиста В.А. Сухомлинского  не случайно стали эпиграфом  к школьной программе  по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского, на программе которого выросло не одно поколение учителей музыки и нашло в ней свой путь в обучении и воспитании молодёжи.

    Программа, её содержание и методы, предложенные в ней, явились авангардными для современной  музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границы предмета «музыка», по какой бы программе урочной или внеурочной деятельности не работал учитель.

     Программа – компас, как говорил Д.Б.Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – неумирающие, классические,  профессиональные и народные  произведения, и вечные проблемы – что есть ЖИЗНЬ, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, ЧЕСТЬ, ТРУД, ТВОРЧЕСТВО.

     Каждый педагог опирается в своей работе на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удаётся ли ему больше вокально – хоровая работа или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант – исполнитель, идёт ли он к детям через яркое  художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского  коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание души, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется,  ищет оптимальные пути  проникновения «большой» музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них.                         Композитор Карл Орфф говорил:  «Я предпочитаю - ищущих, а не послушных… ». Карл Орфф создал  пособие по музыкальному воспитанию детей. Для чего же создано это  пособие? А для того, чтобы стимулировать музыкальное  творчество детей даровитых и менее способных, вызвать к жизни  детское музицирование, в первую очередь коллективное, а такое творчество, как раз приемлемо на обычных уроках, в обычной общеобразовательной школе.

     Пособие «Шульверк», созданное Карлом Орффом, направленно на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. А привитые умение и желание творить, скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка.

  Дороги к Орффу ведут от Песталоцци- Ганса Негели, швейцарского педагога – практика, доказывавшего, что в основу  музыкального развития должно быть положено  воспитание ритмического начала, и от Иоганна Гердера, писавшего, что музыка, слово и жест в их взаимосвязи открывают новый путь для художественного творчества, и от Эмиля Жак-Далькроза, создавшего  систему музыкально- ритмического воспитания, и от Бела Бартока, по – новому, взглянувшего  на фольклор, на народные лады, и в частности на роль всего этого в детском музыкальном воспитании, и от Пауля Хиндемита, и от ряда музыкантов – педагогов 20 века, ратовавших за возрождение музыкальной импровизации, как метода  музыкального воспитания.

Вопрос о включении детских инструментов в  сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30 годы. Но до сих пор подобный опыт работы не получил достаточного распространения. А использование  музыкальных инструментов вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков,  прививает любовь к  коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу. Естественно, что применение этих инструментов требует от учителей соответствующей подготовки, дополнительных затрат, сил и времени.

       На уроках музыки в школе предполагается,  как правило, применение только ударно – шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник и тому подобное). Разнообразие и интерес вносят на  урок  ансамблевая игра с учителем в четыре руки  и даже в  шесть.

       Но ещё большего эффекта можно было бы достичь, применяя более широко детские музыкальные инструменты, такие как: металлофон, ксилофон, триола, вермона, цимбалы и т. д. Однако это делается лишь в виде исключения.

       Детских музыкальных инструментов – игрушек существует великое множество. Руководителю необходимо умение разобраться в этом множестве и выбрать  инструменты, отвечающие требованиям  музыкального и эстетического воспитания детей. Не все звучащие игрушки можно использовать в оркестре.

   Основу детского оркестра  составляют элементарные  детские музыкальные инструменты- игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей. Металлофоны, румбы, маракасы, деревянные ложки, треугольник, триолы, вермоны, бубны.

    Количество инструментов, необходимое для занятий  зависит от цели, величины группы и  так далее.

   Проблему приобретения инструментов, предназначенных для занятий и индивидуального пользования, могут взять на себя родители.

     Само собой разумеется, что для работы педагогу необходимо досконально знать каждый инструмент, входящий в состав оркестра (его диапазон, регистр, тембры, силу звука, динамику, технические возможности и другие индивидуальные свойства), уметь добиваться согласованности инструментов в ансамбле, а также ориентироваться в тех музыкальных инструментах, которые имеются в продаже.

    Несколько слов о задачах педагога, о той перспективе, которую нельзя терять из виду, занимаясь конкретным делом подготовки детей к  совместному  музицированию на детских инструментах.

     В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей (звуковысотного, регистрового, ритмического, тембрового слуха), творческой активности, художественного вкуса и забота о  расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлению, воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения  к окружающему миру. Формирование таких черт характера, как целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность – всего и не перечислить.

   В.А. Сухомлинский сказал: «Слово учителя ничем не  заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания  включает, прежде всего, искусство творить, обращаясь к человеческому сердцу».

Педагог, работающий с детьми, должен быть артистом, владеть своей речью, вести занятия выразительно, говорить чётко и понятно, давать точные формулировки. Но самое главное - любить своё дело, быть его энтузиастом и очень любить детей.

Моя задача  учителя:

  •  Активизировать внимание
  •  Развивать познавательный интерес
  •  Поощрять умение и желание творить.

Задача музыканта:

  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие творческой активности через элементарное музицировани
  • Развитие художественного вкуса
  • Забота о расширении музыкального кругозора детей
  • Забота о психологической готовности к выступлению
  • Воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения  к окружающему миру.          

Задача человека, матери:

  • Здесь в оркестре  ребята часто импровизируют, а нужна ли в жизни импровизация? Да,  нужна,  и на каждом шагу!
  • Хотите ли вы, чтобы сегодня вас  слушали, слышали, понимали?.. Здесь  в работе подобного рода - оркестр - ребята учатся слушать, слышать,  понимать друг друга и друг с другом сотрудничать…
  • А хотите ли вы, чтобы  сегодня люди разных стран и народов мира, живущие  каждый по своим законам, пришли к согласию, к миру? А именно в оркестре, где каждый инструмент живёт по своим законам, звучит своим тембром, где каждому отведена своя роль, в конце любого  музыкального произведения  приходят, как правило,  к согласию,  миру!!!…                      

Из опыта моей работы.

На данной фотографии

 ДЕНИС МАЦУЕВ (на клавишно-духовом инструменте)

и его одноклассники СОШ № 11

             Радость от творчества

            Учащиеся СОШ № 11

                                                             Репетиция оркестра

                                                                   Учащиеся СОШ №11

        Учащиеся СОШ № 35

Учащиеся СОШ № 35

                                                                                 Урок в   гимназии № 2

 

 Урок в   гимназии № 2

 4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2- отчётный концерт.

2018 год – участие в  эксперименте по введению клавишного синтезатора в урочную и внеурочную деятельность  для детей 1-4 классов в  рамках Проекта Благотворительного фонда имени Юрия Тена, по гранту президента РФ В.В. Путина, направленного на развитие творческого потенциала учащихся городских и сельских общеобразовательных школ средствами музыкально-компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.

В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Музыкальная гостиная. "НЕМНОГО О ФЛЕЙТЕ" (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) проходила 2009, 2016, 2018 годах

Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельностиВозраст: 3-11 классЦель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки,  вызвать у детей эмоциональное переживание происходяще...

Музыкальная гостиная МУЗЫКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Мероприятие проводится в дни празднования Победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой отечественной войны 1941- 1945г.Приглашаются в школу ветераны Великой отечественной войны, труженик...

Мониторинг «Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении»

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией програ...