Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
статья по музыке
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2- отчётный концерт(фрагмент)
МОЙ ОРКЕСТР можно посмотреть ЗДЕСЬ в ВИДЕО!!!!!!!!!!! https://www.youtube.com/watch?v=TtTtYJMXB2c
2018 год – участие в эксперименте по введению клавишного синтезатора в урочную и внеурочную деятельность для детей 1-4 классов в рамках Проекта Благотворительного фонда имени Юрия Тена, по гранту президента РФ В.В. Путина, направленного на развитие творческого потенциала учащихся городских и сельских общеобразовательных школ средствами музыкально-компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://www.youtube.com/watch?v=TtTtYJMXB2c | 511 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
г. Иркутск
Оркестр – одна из форм
работы на уроках музыки в общеобразовательной школе
Учитель музыки,
Педагог дополнительного образования
МАОУ Гимназии № 2
Шнейвас Э.Ю.
Более тридцати лет тому назад Д.Б.Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей Российской Федерации, начал освоение новых путей в воспитании школьников.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова выдающегося педагога – гуманиста В.А. Сухомлинского не случайно стали эпиграфом к школьной программе по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского, на программе которого выросло не одно поколение учителей музыки и нашло в ней свой путь в обучении и воспитании молодёжи.
Программа, её содержание и методы, предложенные в ней, явились авангардными для современной музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границы предмета «музыка», по какой бы программе урочной или внеурочной деятельности не работал учитель.
Программа – компас, как говорил Д.Б.Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – неумирающие, классические, профессиональные и народные произведения, и вечные проблемы – что есть ЖИЗНЬ, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, ЧЕСТЬ, ТРУД, ТВОРЧЕСТВО.
Каждый педагог опирается в своей работе на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удаётся ли ему больше вокально – хоровая работа или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант – исполнитель, идёт ли он к детям через яркое художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание души, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них. Композитор Карл Орфф говорил: «Я предпочитаю - ищущих, а не послушных… ». Карл Орфф создал пособие по музыкальному воспитанию детей. Для чего же создано это пособие? А для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей даровитых и менее способных, вызвать к жизни детское музицирование, в первую очередь коллективное, а такое творчество, как раз приемлемо на обычных уроках, в обычной общеобразовательной школе.
Пособие «Шульверк», созданное Карлом Орффом, направленно на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. А привитые умение и желание творить, скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка.
Дороги к Орффу ведут от Песталоцци- Ганса Негели, швейцарского педагога – практика, доказывавшего, что в основу музыкального развития должно быть положено воспитание ритмического начала, и от Иоганна Гердера, писавшего, что музыка, слово и жест в их взаимосвязи открывают новый путь для художественного творчества, и от Эмиля Жак-Далькроза, создавшего систему музыкально- ритмического воспитания, и от Бела Бартока, по – новому, взглянувшего на фольклор, на народные лады, и в частности на роль всего этого в детском музыкальном воспитании, и от Пауля Хиндемита, и от ряда музыкантов – педагогов 20 века, ратовавших за возрождение музыкальной импровизации, как метода музыкального воспитания.
Вопрос о включении детских инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30 годы. Но до сих пор подобный опыт работы не получил достаточного распространения. А использование музыкальных инструментов вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу. Естественно, что применение этих инструментов требует от учителей соответствующей подготовки, дополнительных затрат, сил и времени.
На уроках музыки в школе предполагается, как правило, применение только ударно – шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник и тому подобное). Разнообразие и интерес вносят на урок ансамблевая игра с учителем в четыре руки и даже в шесть.
Но ещё большего эффекта можно было бы достичь, применяя более широко детские музыкальные инструменты, такие как: металлофон, ксилофон, триола, вермона, цимбалы и т. д. Однако это делается лишь в виде исключения.
Детских музыкальных инструментов – игрушек существует великое множество. Руководителю необходимо умение разобраться в этом множестве и выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей. Не все звучащие игрушки можно использовать в оркестре.
Основу детского оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты- игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей. Металлофоны, румбы, маракасы, деревянные ложки, треугольник, триолы, вермоны, бубны.
Количество инструментов, необходимое для занятий зависит от цели, величины группы и так далее.
Проблему приобретения инструментов, предназначенных для занятий и индивидуального пользования, могут взять на себя родители.
Само собой разумеется, что для работы педагогу необходимо досконально знать каждый инструмент, входящий в состав оркестра (его диапазон, регистр, тембры, силу звука, динамику, технические возможности и другие индивидуальные свойства), уметь добиваться согласованности инструментов в ансамбле, а также ориентироваться в тех музыкальных инструментах, которые имеются в продаже.
Несколько слов о задачах педагога, о той перспективе, которую нельзя терять из виду, занимаясь конкретным делом подготовки детей к совместному музицированию на детских инструментах.
В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей (звуковысотного, регистрового, ритмического, тембрового слуха), творческой активности, художественного вкуса и забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлению, воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к окружающему миру. Формирование таких черт характера, как целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность – всего и не перечислить.
В.А. Сухомлинский сказал: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство творить, обращаясь к человеческому сердцу».
Педагог, работающий с детьми, должен быть артистом, владеть своей речью, вести занятия выразительно, говорить чётко и понятно, давать точные формулировки. Но самое главное - любить своё дело, быть его энтузиастом и очень любить детей.
Моя задача учителя:
- Активизировать внимание
- Развивать познавательный интерес
- Поощрять умение и желание творить.
Задача музыканта:
- Развитие музыкальных способностей
- Развитие творческой активности через элементарное музицировани
- Развитие художественного вкуса
- Забота о расширении музыкального кругозора детей
- Забота о психологической готовности к выступлению
- Воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к окружающему миру.
Задача человека, матери:
- Здесь в оркестре ребята часто импровизируют, а нужна ли в жизни импровизация? Да, нужна, и на каждом шагу!
- Хотите ли вы, чтобы сегодня вас слушали, слышали, понимали?.. Здесь в работе подобного рода - оркестр - ребята учатся слушать, слышать, понимать друг друга и друг с другом сотрудничать…
- А хотите ли вы, чтобы сегодня люди разных стран и народов мира, живущие каждый по своим законам, пришли к согласию, к миру? А именно в оркестре, где каждый инструмент живёт по своим законам, звучит своим тембром, где каждому отведена своя роль, в конце любого музыкального произведения приходят, как правило, к согласию, миру!!!…
Из опыта моей работы.
На данной фотографии
ДЕНИС МАЦУЕВ (на клавишно-духовом инструменте)
и его одноклассники СОШ № 11
Радость от творчества
Учащиеся СОШ № 11
Репетиция оркестра
Учащиеся СОШ №11
Учащиеся СОШ № 35
Учащиеся СОШ № 35
Урок в гимназии № 2
Урок в гимназии № 2
4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2- отчётный концерт.
2018 год – участие в эксперименте по введению клавишного синтезатора в урочную и внеурочную деятельность для детей 1-4 классов в рамках Проекта Благотворительного фонда имени Юрия Тена, по гранту президента РФ В.В. Путина, направленного на развитие творческого потенциала учащихся городских и сельских общеобразовательных школ средствами музыкально-компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.
В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....
Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...
Музыкальная гостиная. "НЕМНОГО О ФЛЕЙТЕ" (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) проходила 2009, 2016, 2018 годах
Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельностиВозраст: 3-11 классЦель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки, вызвать у детей эмоциональное переживание происходяще...
Музыкальная гостиная МУЗЫКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Мероприятие проводится в дни празднования Победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой отечественной войны 1941- 1945г.Приглашаются в школу ветераны Великой отечественной войны, труженик...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Мониторинг «Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении»
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией програ...