Музыкальная гостиная МУЗЫКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
методическая разработка

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Мероприятие проводится в дни празднования Победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой отечественной войны 1941- 1945г.

Приглашаются в школу ветераны Великой отечественной войны, труженики тыла 1941- 1945г и ветераны труда.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

Музыка в годы

Великой отечественной

                               

                                                          Шнейвас Э.Ю.

Учитель музыки ,

Педагог дополнительного образования

МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2

                                       

                                                  г. Иркутск.

  Мероприятие проводится в дни празднования Победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой отечественной войны 1941- 1945г.

Приглашаются в школу ветераны Великой отечественной войны, труженики тыла 1941- 1945г и ветераны труда.

Мероприятие проходит в специальном, подготовленном для гостей помещении.

В  помещении цветы, картины, плакаты, стенгазеты, соответствующего содержания.

В классе расставлены столы с сервировкой.

Один стол для гостей-ветеранов, другой для гостей- музыкантов, остальные столы занимают учащиеся (участники программы).

В классе есть музыкальные инструменты (гитары, фортепиано, балалайка…), а также расположены экспонаты школьного музея.

Цели мероприятия:

-Воспитание чувства патриотизма;

-Знакомство учащихся с героическими страницами музыки, звучавшей в годы ВОВ;

- Вызвать у детей эмоциональное переживание происходящего;

-  Воспитание в детях сознательного  уважения к ветеранам войны и труда.

   

Ведущий:

 Здравствуйте, дорогие друзья!

Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма и нашу свободу.

      Сегодня в нашей музыкальной гостиной великие люди, которые на фронтах Великой отечественной войны и в тылу отстаивали мир. Это ветераны войны и труда (представить поимённо).

 

 Ученик:

                                Ветераны в школе

                                                  Р. Рождественский.

                         Встречает ветеранов музыка

                         Всем пенсиям наперекор,

                         они ведут

                                              « Уроки мужества »

                         в обычных классах средних школ…

                         Вновь - танки!

                         Снова грохот дизельный

                         Блиндаж в обугленном леске.

                         И друг –

                                        ещё живой,

                                                              единственный!-

                         лишь капля крови на виске…

                         А в классе

                                          время перепутано.

                         А в классе

                                           Тихо и светло.

                         И смотрит ветеран,

                         как будь-то бы

                         жалеет,

                         что оно прошло-

                         то

                         побеждённое отчаянье,

                         тот

                          пулемётный перестук.

                          И сон в снегу

                          И грязи чавканье.

                          И  никаких тебе простуд!..

                          Там небо от разрывов морщилось,

                          смертельная

                          кружилась мгла…

                          Но там была ещё и молодость.

                          Прекрасной

                          молодость была!

Ведущий:

Сегодня для Вас, дорогие ветераны, в нашей гостиной будут звучать музыка и стихи связанные с тем далёким, трудным, но незабываемым временем.

Первый стол

1 Ученик:

Музыка звучала в годы войны на фронтах и в тылу. Она так была нужна, нужна для победы!

                       

2 Ученик:

 Воскресенье 22 июня 1941год…

Внезапным нападением врага прервано мирное время. Все ранее намеченные передачи на радио отменены. Экстренно организовываются новые. Составляются списки музыкальных сочинений,  которые, считают радиокомитетчики, возможным включить в программы в эти тревожные дни.

                       

Ведущий:

 На третий день войны появилась песня, «которая тоже может разить врага, как и любое оружие» (из статьи Александрова) Эта песня «Вставай, страна огромная»

                          Звучит песня ( фонограмма)

         

3 Ученик:

 Солдаты, уходившие  на фронт с Белорусского вокзала, слушали песню стоя. Грянула песня! Впервые звучала она в переполненном зале ожидания.  Люди замерли, у многих по щекам текли слёзы.  Она – песня - была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе.

 

4 Ученик:

  Из воспоминаний…

 «… Когда я был на фронте и находился в глубоких рейдах в тылу врага - писал Всесоюзному радио гвардии майор А.Давыдов - я особенно ощущал величие нашей песни…Достаточно было в тяжёлой обстановке вспомнить такую песню, как вливались новые силы, как  я и мои товарищи ещё раз вспоминали, что не только мы ведём бой.  Вся страна ведёт бой за свободу и независимость нашего народа, за счастливое будущее человечества…  ».

 Она - песня - помогала громить врага!

Второй стол

1Ученик:  

   23 августа 1941года.

Горькая дата – день, когда замкнулось вражеское кольцо вокруг города Ленинграда.

  Начались суровые  900 дней – 900 ночей. В осаждённом Ленинграде под шум моторов и град орудийных залпов писал свою вдохновенную поэму Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

 Седьмая симфония Шостаковича – замечательный памятник нашей эпохи. Она воплотила в себе, мысли, чувства, переживания великого народа, защищающего свою свободу, свою культуру и искусство.

2Ученик:

 В сентябре 1941 года…

 ( Вспоминает Ольга Бергольц )…Когда немцы неистово рвались в  Ленинград, поджигали, бомбили и обстреливали его, когда немецкое командование уже вручало офицерам пригласительные билеты  на торжественный банкет в «Астории », когда горожане лихорадочно рыли  противотанковые рвы на подступах к городу и возводили баррикады на центральных улицах, в эти дни в разное время суток- утром, днём или вечером, но ежедневно с ленинградской радиостанции неслись в эфир взволнованные слова:

   - Слушай нас, родная страна! Говорит город Ленинград!..

3Ученик:

Утром 16 сентября.

 Ленинград говорил со страной голосом Дмитрия Шостаковича.

« …Жизнь нашего города идёт нормально - говорил Шостакович,- все мы несём сейчас боевую вахту…Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные  соратники  по оружию, мои друзья! Помните,  что нашему  искусству грозит великая опасность. Будем же защищать музыку, будем же честно и самоотверженно работать… »

                               

Ведущий:

Впервые симфония исполнялась в Куйбышеве, затем в Москве. Но ведь родилась,  то она в Ленинграде. И тогда по распоряжению Политуправления фронта и флота к оркестру радиокомитета были прикомандированы лучшие музыканты с фронтов…

3Ученик:

      Михаил Матусовский о 7 симфонии

               …Над миром катилась гроза.

Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствие жизни и смерти

Как дом от полов до стропил,

Охваченный пламенем сразу

Оркестр, обезумив, вопил

Одну музыкальную фразу

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада,

Она прорывал кольцо

Блокадных ночей Ленинграда…

Звучит отрывок 7 симфонии Д.Шостаковича (фонограмма)

4Ученик:

В блокадные дни помогала и музыка великого Фридерика Шопена. Гитлер под страхом смерти запрещал исполнять музыку великого польского композитора, ведь музыка Шопена наполнена чувством глубочайшей любви к Родине, величайшим желанием счастья и мира своему народу. Эти же чувства переполняли и каждого советского человека особо остро в те далёкие дни.

5Ученик:

Блокадные строки

Римма Короткова.

Топить уже нечем. Мы всё сожгли.

Остались кровати и стены,

В разбомбленном доме в углу, в пыли

Мы ноты нашли Шопена.

Холодный покой. Ледяной покой.

Кольцо голодной дремоты.

Подруга мне прошептала: «Спой!»

И протянула ноты.

Рука, когда-то умелая,

С трудом листала страницы,

Мне только казалось, что пела я.

Губам почти не раскрыться.

Разбомбленный дом, похожий на склеп,

Разбитый фонарь над аркой.

Ах, музыка! Ты заменила нам хлеб,

Костёр, небывало жаркий.

Сердце по-прежнему застучит,

Радость свою изведав,

Мы знали: от линии фронта, в ночи,

В город идёт Победа.

Звучит музыка Ф. Шопена (живое исполнение на фортепиано-гость)

Третий стол  

1Ученик:

Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни стало радио.

Вот что вспоминает поэт Евгений Долматовский о днях ленинградской блокады: «В полдень городское радио объявляло о скупом пайке, который выдаётся сегодня: по такому-то талону маленький кусочек хлеба, по такому-то горсть пшена». Объявлять было необходимо, потому что люди были истощены, обессилены, каждый шаг давался им с неимоверным трудом. Бывали жестокие дни, когда нечего было сказать – никакого продовольствия ни могло быть выдано. Об этом не объявляли. По радио тогда звучала музыка. Она помогала людям, попавшим в общую беду.

Звучит музыка. (Обработка русской народной песни. Исполняют гости - дуэт гитаристов).

2Ученик:

По радио вся страна слушала игру пианистов Юдина, Рихтера, скрипача Ойстраха, голоса Неждановой, Обуховой, Лемешева и других исполнителей.

        Звучит музыка. (Исполняет гостья. Песня «Если я люблю тебя» сл. А. Дитерихса, муз. Л. Пащенко.  Иркутского композитора).

 3Ученик:

Многие артисты участвовали во фронтовых бригадах. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

3Ученик:

«…Прямо на снегу стояла Лидия Русланова… На ней яркий сарафан. На голове цветной платок… На шее бусы… она поёт… звуки сильного и чистого голоса смешиваются с взрывами и свистами вражеских пуль, летящих через голову…» - так в рассказе В.П. Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки.

        Звучит музыка  ( песня «Дочурка» сл. и муз. Л. Пащенко – Иркутский композитор посвятил своей дочери и она сегодня здесь и  сама, исполняет песню отца).

Четвёртый стол

1Ученик: 

А вот ещё об одном выступлении

Музы не молчали

                Всеволод Азаров (пос. Е.А. Линду)

На улице обстрел, огонь мороз,

Театра зданье, словно в дрейфе льдина.

За сценой в разгар военных гроз,

Готовится к полёту балерина.

Ей в тёмном зале публика видна –

Одни бушлаты, валенки, шинели.

В огромных серых валенках она

Скрывает ноги, что оледенели.

Сейчас она стремительно вспорхнет

Навстречу сандружинницам, солдатам…  

Поздней в музее в школьном в мирный год

Те валенки предстанут экспонатом…

Ведущий:

Евгений Александрович Линд – которому посвящено это стихотворение был учителем физкультуры школы №235 в г. Ленинграда и организатором школьного музея «А музы не молчали»  

И в нашей школе (№11) есть музей, где ни мало экспонатов, рассказывающих о ребятах, ушедших на фронт. По-разному сложилась их судьба (демонстрация экспонатов из школьного музея: самодельная лампа из консервной банки, письма с фронта, рисунки, фотографии…)

2Ученик:

В это суровое военное время и дети внесли свой вклад в дело победы над фашизмом. Они организовывали концерты в госпиталях для раненых, собирали для них книги и ни редко им приходилось видеть и ощущать совсем рядом самое страшное на войне - смерть.

        Вот как поэт Р. Рождественский выразил это в  своём стихотворении «Концерт»

        

Сорок трудный год.

        Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

- Господи!..

До чего же артисты маленькие

Мы шагаем палатами длинными

Мы почти растворяемся в них.

С балалайками,

                С мандолинами

И большими пачками книг…

Что в программе?

В программе – чтение,

Пара песен

военных, правильных.

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Двое здесь

Майор артиллерии

С ампутированной ногой,

В сумасшедшем бою

                        под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

                до бровей забинтован

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

                        над Ростовом…

Мы вошли

Мы стоим в молчании…

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет начало концерта.

А за ним

не в полнее совершенно

Но вовсю запевали внимая,

О народной поём, о священной

так

        как мы её понимаем…

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают в атаке,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться

нравится

нам

такая война…

Мы поём…

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

«Погодите !..

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер майор…

         Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду

…Вот и всё

                о концерте в госпитале

в том году.

        Звучит музыка («Гляжу в озёра синие», дуэт балалайка и фортепиано)

3Ученик:

Ещё шла война, ещё лилась кровь и советские солдаты гибли на полях сражения. Победа была уже близка, она была неотвратимой и тем ужасней были человеческие жертвы.

Бетховен

Борис Куняев

Мы кусали шинели.

Мы синели от боли.

Мы лежали вповалку

В старом мрачном костёле.

С потолка и со стен,

Тонкогубый и строгий,

Безучастно взирали

Незнакомые боги.

Незнакомые боги,

Иезуитские брови.

И стоял запах ран,

Запах гноя и крови.

Чтобы не закричать-

Как-никак заграница, -

Всё шептал генерал:

«Ох, сестрица, сестрица!»

Обгорелый танкист,

Весь бинтами закрученный,

Плакал только глазами,

Плакал страшно беззвучно.

А филолог слепой,

Весь изодранный в клочья,

Умирал, как сапёр,

Стиснув челюсти молча.

Вдруг с перин-облаков,

Где угодников гномы,

В нашу боль, в нашу кровь

Лавой хлынули громы.

Будто стены - и те,

Будто камни запели

То, что губы в бреду

Рассказать не успели.

В нашу боль, в нашу быль,

Величав и греховен,

Как союзник входил

Неподкупный Бетховен.

И представились нам

Дом, вихры ребятишек,

Нестерпимая боль

Стала дальше и тише.

И сказал мой сосед,

Как бумага бескровен:

«Видно русским он был,

Этот самый Бетховен!»

        Звучит музыка («Лунная соната» Л. Бетховен) Живое исполнение

Пятый стол

1Ученик:

Война принесла горе, потери, лишения, но люди оставались людьми – они шутили, смеялись, любили даже в ту тяжкую пору.

Многие музыканты вступали добровольцами в Красную Армию. Сегодня об этом есть много свидетельств и воспоминаний. Вот одно из писем, пришедшее в редакцию газеты «Правда» -

…Мы получили задание доставить в полевой госпиталь раненого командира. Но совсем недалеко от командного пункта натолкнулись на автомашину с гитлеровцами. И тут нам, музыкантам, пришлось вступать с фашистами в бой. Про этот бой писала газета «Правда» 14 августа 1941 г.  в заметке озаглавленной «Случай с баритоном»  

2Ученик:

Читает заметку из газеты…

Через всю войну прошла песня «Четыре музыканта». На фронтах войны с добрым юмором и шуточным характером пела Мария Миронова и джаз оркестр с Леонидом Утёсовым, а солдаты даже инсценировали её…

                Звучит музыка («Четыре музыканта», Музыка М.Воловац, слова Тедди, исполняют гости)

3Ученик: 

Музыкальная редакция получала всё больше писем фронтовиков с просьбами включить в программы то или иное произведение, ту или иную песню.

        Шли великие сражения определявшие судьбы человечества.

…Начались так называемые «Салютные» концерты. Они звучали по радио в след за передачами сводок Советского информбюро и за звучанием салютов.

4Ученик: 

3 февраля 1941 г.

Была предана сводка об окончательной ликвидации немецко-фашистских войск в районе Сталинграда. Утром в след за этим знаменательным событием вселявшим радость в сердца людей, прозвучал «салют», а в след за ним концерт, где звучали русские народные и украинские народные песни, музыка Стравинского и Шостаковича.

                        Звучит музыка («Валенки» обработка для фортепиано и балалайки) исполняют гости.

4Ученик:

Не прошло и двух недель со времени об окончательной ликвидации немецко-фашистских войск в районе Сталинграда, 16 февраля 1943 г., 22:30 мин. Ещё исторически важное сообщение - освобождён Харьков. Новый «Салют», а вслед за ним концерт. Здесь звучала музыка Дунаевского, Шопена, Чайковского и сатирические  песни.

                (звучит музыка)

5Ученик: 

26 марта 1944 г. 20:40 мин. Юрий Левитан прочитал сообщение, которого все ждали с особым нетерпением – наши войска достигли Государственной Границы СССР. Находясь в студии радиокомитете С.С. Прокофъев, слушая сообщения вызвался дать «Салютный концерт», разделить радость приближающийся победы со слушателями. Он исполнил фрагменты из своего нового произведения «Золушка».

Ведущая: 

Можно было бы ещё очень много рассказывать о жизни музыки на фронтах и в тылу в годы Великой отечественной войны.

Смертельная битва с фашизмом показало человечеству истинную цену мира. Можно ли удивляться, что слово «мир» салютами прогремело и песнями отозвалось в каждом сердце?

«Каждый человек должен защищать дом, в котором он живёт…»

Д.Д. Шостакович  

        Звучит музыка («Душа» О. Горбовская – Иркутский композитор, слова А. Толстого)

Гостям вручаются книги, цветы и подарки

Список используемой литературы:

  1. Советской Родине посвящается. М.85 г. изд. «Сов. композитор»  статьи, рецензии и заметки советских композиторов 1917-1982 годов.
  2. Музыка и поэзия. М. «Музыка 1986 г.
  3. Стихи о музыке М. сов. композиторов 1986 г.
  4. Р. Рождественский. Собрание сочинений 1-3 тома М. «Художественная Литература» 1985 г.
  5. Мелодии воинской славы (очерки) А. Гришко. Киев. «Музiчна Украина» 1985 г.
  6. Песни, рождённые в боях. Ю. Бирюков. М. «Музыка» 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости

Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными  способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой инд...

Музыка на службе укрепления здоровья человека (внеурочная деятельность и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) доработана в 2018 году Смотреть вкладку "АУДИО"

Материалы данной работы  могут быть использованы как на уроках музыки,  во внеурочной деятельности, а также в  работе с родителями в целях пропаганды оздоровления человека средствами ...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Музыкальная гостиная. "НЕМНОГО О ФЛЕЙТЕ" (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) проходила 2009, 2016, 2018 годах

Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельностиВозраст: 3-11 классЦель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки,  вызвать у детей эмоциональное переживание происходяще...

Результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования (заочные олимпиады; открытые конкурсы; конференции научных обществ; выставки, турниры) по профилю профессиональной деятельности педагога

Выставка детского художественного творчества — это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельн...