Музыкальная гостиная. "НЕМНОГО О ФЛЕЙТЕ" (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) проходила 2009, 2016, 2018 годах
методическая разработка

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельности

Возраст: 3-11 класс

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки,  вызвать у детей эмоциональное переживание происходящего

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

Немного о флейте

Шнейвас Э.Ю.

Учитель   музыки,

педагог дополнительного образования

МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2

Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельности

Возраст: 3-11 класс

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки,  вызвать у детей эмоциональное переживание происходящего

В классе расставлены оформленные столы в соответствии с мероприятием. Один стол для гостей, другой для гостей- музыкантов, остальные столы занимают учащиеся (участники программы).

 В  помещении цветы, картины, плакаты, стенгазеты, соответствующего содержания.

Сценарий.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы с вами в музыкальной гостиной. А в гостях у нас сегодня уникальный ансамбль духовых инструментов.

 Звучит музыка в исполнении гостей из музыкальной школы № 7 города Иркутска

Вы уже поняли, что речь сегодня пойдёт о флейтах и саксофоне.

Первый стол

1Ученик:

                    Музыка

                      Перси Бегин Шелли

                         перевод с английского К. Бальмонта.

Умолкли музыки божественные звуки,

Пленив меня на миг своим небесным сном.

Вослед моей мечте я простираю руки,-

Пусть льётся песня вновь серебряным дождём:

Как выжженная степь ждёт ливня и прохлады

Я страстно звуков жду, исполненных отрады!

1Ученик:

Звучит. Поёт человеческий голос и вся природа поёт. Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и  даже холодный камень. Человеческие руки создают из них совершенные инструменты, заставляя петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в творение своих рук душу, и зазвучали они подобно человеческой песне.

2Ученик:

Что внушило человеку дать голос тростинке? Ветер, что нежно колыхал заросли тростника, Или беззаботное пение птиц? Ведь и сейчас композиторы когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте.

3Ученик:

Само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «флаут» - что значит дуновение.

В народе флейту называли «жалейка»

4Ученик:

        И вот о жалейке написал поэт Игорь Таяновский

Жалейка

…Жалейку смастерить –

Простое дело

Всего и нужно –

Бузина да нож.

Но чтоб она

В руках твоих

Жалела,

Тут важно,

Что ты в дудочку

Вдохнёшь…

Но не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.

5Ученик:

Вряд ли  найдется в мире народ, у которого не было своей флейты.

        В Индии, Египте, Китае, Византии флейта была известна до нашей эры. Изготавливали ей из самых разных материалов: глины, дерева, слоновой кости, скорлупы больших орехов, фарфора и даже хрусталя. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент.  

 (Звучит музыка в исполнении гостей)

Второй стол:

1Ученик:

Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада. И вот как о пастушеской флейте рассказывает в своём стихотворении поэт Онегин Гаджикасимов

2Ученик:              

               

Пастух

В горах уснувших ночью тёмной,        

Костер устало догорал

Пастух, накрывшись буркой тёплой,        

В тиши на дудочке играл.

Казалось, месяц в небе замер,

И звёзды – стили чуть светлей…

Пастух с закрытыми глазами

Играл на дудочке своей.

                        Лилась мелодия пастушья

И задушевна и нежна!

Кому-нибудь в селе уснувши

В полночный час была слышна,

И даже детям в колыбелях

Той ночью снился до утра

Пастух в волшебною свирелью

У догоравшего костра…

(звучит «Колыбельная»)

3Ученик:

О флейте у Индийцев повествует нам американский поэт Генри Лонгфелло в песне «Песне о Гайавате».

Все собирались песни слушать,

Жёны, воины сходились,

И то нежностью, то страстью

Волновал их Чайбайабос

Из тростинки  сделав флейту,

Он играл так нежно, сладко

Что в лесу смолкали птицы,

Затихал ручей игривый…

4Ученик:

А вот знакомство Васко да Гама португальского мореплавателя с африканцами началось…с флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах. По словам путешественника-европейца, музыка звучала довольно приятная. Очень удивила флейта первых европейцев в Африке.

5Ученик:

А вот в древней Элладе распространена была многоствольная  флейта, флейта Пана или «сиринга». И вот такую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о её происхождении:

6Ученик:

« … Когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой. Влюблённый Пан преследовал её в любовном  беге, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку.  Пан уже было настиг её, и  простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы,- оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо неё  родила тростник. От  гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не мог её найти. Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился оттого,  что сам убил её, когда срезал тростник. Он собрал все срезанные тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы,  словно раны девушки… Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, сиринга зазвучала».

                                      Демонстрация слайда «Пан» М. Врубеля.

 

Ведущий:

Посмотрите и другие репродукции с картин, где художники изображали на своих полотнах музыкантов или музыкальные инструменты:

                             

  Марк Шагал «Скрипач»

Огюст Ренуар «Женщина у пианино»

Кароваджо «Лютнист» и т.д.

Но вернёмся к флейте.

Второй стол:

1Ученик:

Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. А в 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. В 18-19 веках флейта заняла  прочное  место в камерной  музыке,  в  музыке  Баха, Генделя, Моцарта и других композиторов.  Флейта становится  модным инструментом в быту. Играть на  флейте считается галантностью, признаком хорошего тона.

    В пудренных, завитых париках собираются вечерами в салонах, гостиных музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы.  Играют на вечерах и для себя дома.     

                   Звучит музыка в исполнении гостей. И.С.Баха.

Ведущий:

Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретили в литературе. На флейте играет  Молчалин в « Горе от ума», Урия Гип в «Девиде Копперфильде»…

 А вот в рассказе  Льва Толстого  «После бала» повествуется уже другая история о флейте.

     « Когда я вышел в поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пел, и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая,  жёсткая, нехорошая  музыка… Солдаты двумя рядами стояли друг против друга, держа ружьё к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщики и флейтщик и  не переставая повторял всё ту же неприятную, визгливую мелодию.  

- Что это они делают?- спросил я у кузнеца,  остановившегося рядом со мной.

- Татарина гоняют за побег,- сердито сказал  кузнец, взглядывая в дальний конец рядов»

 Но оставим эту жуткую музыку…

 Вернёмся снова к флейте - нежной певице, флейте - инструменту блестящему и виртуозному.

2Ученик:

В начале 19 века флейта проникла в русскую музыку у Глинки в опере «Руслан и Людмила», у Римского-Корсакова в опере «Снегурочка», у Чайковского в балете «Щелкунчик»

                        (Звучит музыка в исполнении гостей).          

3Ученик: 

В современной ансамблевой музыке встречается флейта ещё чаще, особенно в сочетании с другими духовыми инструментами, среди которых её голос самый высокий.

4Ученик: 

А вот и ещё один инструмент – саксофон. Назван он по имени своего изобретателя, бельгийского мастера духовых музыкальных инструментов Адольфа Сакса, он много лет жил в Париже. Появился саксофон более ста лет назад. У этого инструмента  много возможностей, так как мастер скомбинировал из нескольких духовых инструментов один, более совершенный.

5Ученик:

Саксофон обладает сильным выразительным звуком характерного тембра и большими техническими возможностями. А широкие гражданские права этот европейский инструмент впервые получил в американском джазе.

                (Звучит музыка в исполнении гостей)

Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так не стал. Зато в  XX веке его вибрирующий выразительный и страстный звук привлёк внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

                (Звучит музыка в исполнении гостей)

Ученик:

Расул Гамзатов.

Перевод с авторского Е. Николаевной.

- Любовь или музыка?..

                                Ты назови,

Что выбираешь, что в душе

                                таится! –

отдам я предпочтение любви,

ничто на свете с нею

                                не сравнится.

Ведь ни одной вершины в мире

                                Нет,

Которая  бы ей не покорилась,

А музыка, любви почуяв свет,

Придёт сама, чтоб сдаться ей

                                На милость.

И если выбрать дадут мне вновь,

То музыку я предпочту науке.

О. как мою воспламеняет кровь

Могучие, таинственные звуки…

Ученик:

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создания музыкальных инструментов богам. Но одно дело красивые легенды, ведь мы то знаем, что все создаётся в жизни не богами, а людьми.

        Сегодня мы слышали прекрасную музыку и великолепные стихи известных, профессиональных авторов. Но очень хотелось сделать подарок нашим гостям ученице нашей школы. Ганно Юне.

Ученик.

Музыка живёт везде и всюду

В настоящем, будущем и в прошлом

Музыка прекраснейшее чудо

Музыка поёт нам о хорошем

Музыка была в природе вечно

Человек же, окружённый ею

Наслаждаться мог ей бесконечно

И тебе на радость сделал флейту

Человек вложил в неё всю душу

Оживил, и флейта заиграла…

У того, кто музыку услышал

В сердце навсегда она осталась.

                .

(Звучит музыка в исполнении гостей)

Гостям вручаются книги, цветы и подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...

Внеурочная деятельность: программа на второе полугодие 2017-2018 уч.года

Программа внеклассных мероприятий для учащихся 5-11 классов на второе полугодие 2017-2018 учебного года...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...

Инновационная деятельность в системе общего образования в 2018 году: ключевые результаты государственной поддержки

Булаева Наталья Александрова, канд. экон. наукДанилова Ольга АнатольевнаЗарайская Татьяна Викторовна Аннотация. В статье проведен комплексный анализ итогов государственной поддержки инновационной...

2019 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016-2018 годов при решении задач в разделе "Молекулярная физика" (В помощь учителю физики).

Мировоззренческое значение раздела «Молекулярная физика» трудно переоценить. При его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой...