Музыкальная гостиная. "НЕМНОГО О ФЛЕЙТЕ" (для внеурочной деятельности и ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) проходила 2009, 2016, 2018 годах
методическая разработка
Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельности
Возраст: 3-11 класс
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки, вызвать у детей эмоциональное переживание происходящего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya_nemnogo_o_fleyte_dlya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 279.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная
Немного о флейте
Шнейвас Э.Ю.
Учитель музыки,
педагог дополнительного образования
МАОУ г. Иркутска Гимназия № 2
Мероприятие проводится в любое время в рамках внеурочной деятельности
Возраст: 3-11 класс
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки, вызвать у детей эмоциональное переживание происходящего
В классе расставлены оформленные столы в соответствии с мероприятием. Один стол для гостей, другой для гостей- музыкантов, остальные столы занимают учащиеся (участники программы).
В помещении цветы, картины, плакаты, стенгазеты, соответствующего содержания.
Сценарий.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы с вами в музыкальной гостиной. А в гостях у нас сегодня уникальный ансамбль духовых инструментов.
Звучит музыка в исполнении гостей из музыкальной школы № 7 города Иркутска
Вы уже поняли, что речь сегодня пойдёт о флейтах и саксофоне.
Первый стол
1Ученик:
Музыка
Перси Бегин Шелли
перевод с английского К. Бальмонта.
Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,-
Пусть льётся песня вновь серебряным дождём:
Как выжженная степь ждёт ливня и прохлады
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
1Ученик:
Звучит. Поёт человеческий голос и вся природа поёт. Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и даже холодный камень. Человеческие руки создают из них совершенные инструменты, заставляя петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в творение своих рук душу, и зазвучали они подобно человеческой песне.
2Ученик:
Что внушило человеку дать голос тростинке? Ветер, что нежно колыхал заросли тростника, Или беззаботное пение птиц? Ведь и сейчас композиторы когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте.
3Ученик:
Само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «флаут» - что значит дуновение.
В народе флейту называли «жалейка»
4Ученик:
И вот о жалейке написал поэт Игорь Таяновский
Жалейка
…Жалейку смастерить –
Простое дело
Всего и нужно –
Бузина да нож.
Но чтоб она
В руках твоих
Жалела,
Тут важно,
Что ты в дудочку
Вдохнёшь…
Но не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.
5Ученик:
Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было своей флейты.
В Индии, Египте, Китае, Византии флейта была известна до нашей эры. Изготавливали ей из самых разных материалов: глины, дерева, слоновой кости, скорлупы больших орехов, фарфора и даже хрусталя. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент.
(Звучит музыка в исполнении гостей)
Второй стол:
1Ученик:
Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада. И вот как о пастушеской флейте рассказывает в своём стихотворении поэт Онегин Гаджикасимов
2Ученик:
Пастух
В горах уснувших ночью тёмной,
Костер устало догорал
Пастух, накрывшись буркой тёплой,
В тиши на дудочке играл.
Казалось, месяц в небе замер,
И звёзды – стили чуть светлей…
Пастух с закрытыми глазами
Играл на дудочке своей.
Лилась мелодия пастушья
И задушевна и нежна!
Кому-нибудь в селе уснувши
В полночный час была слышна,
И даже детям в колыбелях
Той ночью снился до утра
Пастух в волшебною свирелью
У догоравшего костра…
(звучит «Колыбельная»)
3Ученик:
О флейте у Индийцев повествует нам американский поэт Генри Лонгфелло в песне «Песне о Гайавате».
Все собирались песни слушать,
Жёны, воины сходились,
И то нежностью, то страстью
Волновал их Чайбайабос
Из тростинки сделав флейту,
Он играл так нежно, сладко
Что в лесу смолкали птицы,
Затихал ручей игривый…
4Ученик:
А вот знакомство Васко да Гама португальского мореплавателя с африканцами началось…с флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах. По словам путешественника-европейца, музыка звучала довольно приятная. Очень удивила флейта первых европейцев в Африке.
5Ученик:
А вот в древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или «сиринга». И вот такую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о её происхождении:
6Ученик:
« … Когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой. Влюблённый Пан преследовал её в любовном беге, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы,- оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не мог её найти. Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился оттого, что сам убил её, когда срезал тростник. Он собрал все срезанные тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы, словно раны девушки… Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, сиринга зазвучала».
Демонстрация слайда «Пан» М. Врубеля.
Ведущий:
Посмотрите и другие репродукции с картин, где художники изображали на своих полотнах музыкантов или музыкальные инструменты:
Марк Шагал «Скрипач»
Огюст Ренуар «Женщина у пианино»
Кароваджо «Лютнист» и т.д.
Но вернёмся к флейте.
Второй стол:
1Ученик:
Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. А в 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. В 18-19 веках флейта заняла прочное место в камерной музыке, в музыке Баха, Генделя, Моцарта и других композиторов. Флейта становится модным инструментом в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона.
В пудренных, завитых париках собираются вечерами в салонах, гостиных музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и для себя дома.
Звучит музыка в исполнении гостей. И.С.Баха.
Ведущий:
Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретили в литературе. На флейте играет Молчалин в « Горе от ума», Урия Гип в «Девиде Копперфильде»…
А вот в рассказе Льва Толстого «После бала» повествуется уже другая история о флейте.
« Когда я вышел в поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пел, и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка… Солдаты двумя рядами стояли друг против друга, держа ружьё к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщики и флейтщик и не переставая повторял всё ту же неприятную, визгливую мелодию.
- Что это они делают?- спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мной.
- Татарина гоняют за побег,- сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов»
Но оставим эту жуткую музыку…
Вернёмся снова к флейте - нежной певице, флейте - инструменту блестящему и виртуозному.
2Ученик:
В начале 19 века флейта проникла в русскую музыку у Глинки в опере «Руслан и Людмила», у Римского-Корсакова в опере «Снегурочка», у Чайковского в балете «Щелкунчик»
(Звучит музыка в исполнении гостей).
3Ученик:
В современной ансамблевой музыке встречается флейта ещё чаще, особенно в сочетании с другими духовыми инструментами, среди которых её голос самый высокий.
4Ученик:
А вот и ещё один инструмент – саксофон. Назван он по имени своего изобретателя, бельгийского мастера духовых музыкальных инструментов Адольфа Сакса, он много лет жил в Париже. Появился саксофон более ста лет назад. У этого инструмента много возможностей, так как мастер скомбинировал из нескольких духовых инструментов один, более совершенный.
5Ученик:
Саксофон обладает сильным выразительным звуком характерного тембра и большими техническими возможностями. А широкие гражданские права этот европейский инструмент впервые получил в американском джазе.
(Звучит музыка в исполнении гостей)
Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так не стал. Зато в XX веке его вибрирующий выразительный и страстный звук привлёк внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.
(Звучит музыка в исполнении гостей)
Ученик:
Расул Гамзатов.
Перевод с авторского Е. Николаевной.
- Любовь или музыка?..
Ты назови,
Что выбираешь, что в душе
таится! –
отдам я предпочтение любви,
ничто на свете с нею
не сравнится.
Ведь ни одной вершины в мире
Нет,
Которая бы ей не покорилась,
А музыка, любви почуяв свет,
Придёт сама, чтоб сдаться ей
На милость.
И если выбрать дадут мне вновь,
То музыку я предпочту науке.
О. как мою воспламеняет кровь
Могучие, таинственные звуки…
Ученик:
Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создания музыкальных инструментов богам. Но одно дело красивые легенды, ведь мы то знаем, что все создаётся в жизни не богами, а людьми.
Сегодня мы слышали прекрасную музыку и великолепные стихи известных, профессиональных авторов. Но очень хотелось сделать подарок нашим гостям ученице нашей школы. Ганно Юне.
Ученик.
Музыка живёт везде и всюду
В настоящем, будущем и в прошлом
Музыка прекраснейшее чудо
Музыка поёт нам о хорошем
Музыка была в природе вечно
Человек же, окружённый ею
Наслаждаться мог ей бесконечно
И тебе на радость сделал флейту
Человек вложил в неё всю душу
Оживил, и флейта заиграла…
У того, кто музыку услышал
В сердце навсегда она осталась.
.
(Звучит музыка в исполнении гостей)
Гостям вручаются книги, цветы и подарки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...
Внеурочная деятельность: программа на второе полугодие 2017-2018 уч.года
Программа внеклассных мероприятий для учащихся 5-11 классов на второе полугодие 2017-2018 учебного года...
Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога
Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...
Инновационная деятельность в системе общего образования в 2018 году: ключевые результаты государственной поддержки
Булаева Наталья Александрова, канд. экон. наукДанилова Ольга АнатольевнаЗарайская Татьяна Викторовна Аннотация. В статье проведен комплексный анализ итогов государственной поддержки инновационной...
2019 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016-2018 годов при решении задач в разделе "Молекулярная физика" (В помощь учителю физики).
Мировоззренческое значение раздела «Молекулярная физика» трудно переоценить. При его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой...
- Мне нравится (1)