Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
учебно-методический материал по музыке по теме

Минубаева Алия Юлаевна

    Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные недостатки в пении и их устранение, предлагая  артикуляционные, вокальные упражнения для укрепления голосового аппарата и снятия напряжения.

   В приложении представлен компакт-диск с фонограммами, ко-торые могут быть использованы учителями музыки и педаго-гами дополнительного образования в процессе организации вокально-хоровой работы.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 37.036 : 78

ББК  87.817 : 85.31

Печатается по решению Ученого Совета Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны

Составители:

1.Минубаева А.Ю. –учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №55».

2.Зиатдинова Г.Г. – методист высшей квалификационной кате-гории кафедры ВиДО ИНПО.

3.Минубаев Ф.М. – педагог дополнительного образования ГДТДиМ.

Рецензенты:

Нургатина И.Е. – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой ВиДО ИНПО.

Сизова О.И. – Заслуженный работник культуры РТ, преподава-тель высшей квалификационной категории ДМШ №6.

Шайхиева О.Р. -  учитель высшей квалификационной категории

ГОУ СКОШ №88.

    Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные недостатки в пении и их устранение, предлагая  артикуляционные, вокальные упражнения для укрепления голосового аппарата и снятия напряжения.

   В приложении представлен компакт-диск с фонограммами, ко-торые могут быть использованы учителями музыки и педаго-гами дополнительного образования в процессе организации вокально-хоровой работы.

Институт непрерывного педагогического образования

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55»

Вокальная работа на уроках музыки

в общеобразовательной школе

(методическое пособие для

учителей музыки)

г. Набережные Челны

2008 г.



Предварительный просмотр:

Вокальные упражнения

       Так как урокам музыки в общеобразовательной школе отведено мало времени (один академический час в неде-лю), хочется как можно богаче и насыщеннее его препо-дать. На уроках можно использовать любой организации-онный момент для вокальной деятельности, учитывая стремление и любовь учащихся к пению. В данном разделе подобраны вокальные упражнения, разнопланового характера, жанра и манеры исполнения, наиболее понравившиеся и запомнившиеся ребятам во время распевания на уроках музыки. Пользуясь ими на протяжении многих лет, я записала фонограммы к ним, для более удобной вокальной работы, которые прилагаю к данному пособию на компакт-диске. Если брать их за основу, то задачи к ним можно менять в зависимости от поставленной цели работы.

 Упражнение 1.  Музыкальное приветствие.

Исполняется с целью эмоционального настроя учащихся в предстоящей деятельности на уроке.

Муз.Д.Е.Огороднова

Приветствие

Упражнение  2. Музыкальное прощание.

Исполняется для придания целостности всего урока.

Муз.Д.Е.Огороднова

Прощание

 Упражнение  3.  Физкультминутка.

 Используется в качестве музыкального фрагмента для сня-тия напряжения или переключения с одного вида деятель-ности на другой. Для физкультминутки подбирается любая подвижная песня, в которой движения согласованы с текстом.

  Упражнение  4.   «Ё Ле Ви»

Общепринятые в системе относительной сольмизации руч-ные знаки, которые дают в процессе пения наглядные, зри-тельные и двигательные представления о взаимоотноше-ниях ступеней в ладу.

ЁоЛеВи

 Упражнение  5.   «Ма Мэ Ми Мо Му»

Опевание главных ступеней лада, дающее постепенное и последовательное освоение ладовых интонаций.

Ма-ме-ми-мо-му

 Упражнение  6.   «Я пою песенку свою»

Пение в нисходящем порядке высокого, среднего, низкого звука в пределах квинты. Чисто интонировать мелодию, на основе  мажорного трезвучия. Развивать ладотонический слух. Уметь находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего и т.д.

Я%20пою%20песенку%20свою

 Упражнение  7.   «Мы перебегали берега»

 Чистое интонирование мелодии вверх и вниз, задавая темп от медленного к быстрому. Работа над дикцией и артику-ляцией.

Мы%20перебегали%20берега

 Упражнение  8.   «По дороге Петя шёл»

Поступенное пропевание гаммы вверх и скачкообразное терционное движение мелодии вниз, формирующее умение передавать в пении тонкие динамические  изменения, ис-полняя песню естественным звуком, без напряжения. Уп-ражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке.

По%20дороге%20Петя%20шел

 Упражнение  9.   «Ду Ба Ду Ба»

Пение в восходящем и нисходящем порядке главных сту-пеней лада с интонационными акцентами. Закреплять на-вык звуковысотной ориентировки. Уметь петь в соответ-ствии с показом дирижерского жеста.

Дубадуба

Упражнение  10. «Ворона»

Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки. Учить петь выразительно. Передавая игровой, шутливый характер песни.

Карга

Упражнение  11.   «Марш»

Учить различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании скачкообразного движения мелодии вниз.

Марш

Упражнение  12.  «Звуки музыки»

Знакомство  с нотной грамотой в игровой форме. Учить на-ходить нужную певческую интонацию, заканчивая на ус-тойчивых звуках. Развивать ладотонический слух.

Звуки%20музыки

Упражнение  13.  «Игра в животных»

Петь выразительно, передавая игровой характер песни. Упражнять в чистом пропевании интервальных скачков (вверх и вниз), закрепляя навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного про-певания одного и того же мелодического оборота выше- ниже.

Муз. и сл. Ф. М.Минубаев

Игра%20в%20животных

Упражнение  14.  «Распевание гласных звуков»

Учить правильно произносить гласные «а», «о», «э», «и», «у», исполняя легко, подвижно без крика. Упражнять в рас-познавании и чистом интонировании мелодии с движением вверх по ступеням гаммы.

Распевание%20гласных%20звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...

Статья на тему: Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).Восприятие музыки.Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности...