Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
учебно-методический материал по музыке по теме
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные недостатки в пении и их устранение, предлагая артикуляционные, вокальные упражнения для укрепления голосового аппарата и снятия напряжения.
В приложении представлен компакт-диск с фонограммами, ко-торые могут быть использованы учителями музыки и педаго-гами дополнительного образования в процессе организации вокально-хоровой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обложка к брошюре | 27.5 КБ |
Нотное приложение к Методическому пособию "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе" | 121.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УДК 37.036 : 78
ББК 87.817 : 85.31
Печатается по решению Ученого Совета Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны
Составители:
1.Минубаева А.Ю. –учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №55».
2.Зиатдинова Г.Г. – методист высшей квалификационной кате-гории кафедры ВиДО ИНПО.
3.Минубаев Ф.М. – педагог дополнительного образования ГДТДиМ.
Рецензенты:
Нургатина И.Е. – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой ВиДО ИНПО.
Сизова О.И. – Заслуженный работник культуры РТ, преподава-тель высшей квалификационной категории ДМШ №6.
Шайхиева О.Р. - учитель высшей квалификационной категории
ГОУ СКОШ №88.
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные недостатки в пении и их устранение, предлагая артикуляционные, вокальные упражнения для укрепления голосового аппарата и снятия напряжения.
В приложении представлен компакт-диск с фонограммами, ко-торые могут быть использованы учителями музыки и педаго-гами дополнительного образования в процессе организации вокально-хоровой работы.
Институт непрерывного педагогического образования
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55»
Вокальная работа на уроках музыки
в общеобразовательной школе
(методическое пособие для
учителей музыки)
г. Набережные Челны
2008 г.
Предварительный просмотр:
Так как урокам музыки в общеобразовательной школе отведено мало времени (один академический час в неде-лю), хочется как можно богаче и насыщеннее его препо-дать. На уроках можно использовать любой организации-онный момент для вокальной деятельности, учитывая стремление и любовь учащихся к пению. В данном разделе подобраны вокальные упражнения, разнопланового характера, жанра и манеры исполнения, наиболее понравившиеся и запомнившиеся ребятам во время распевания на уроках музыки. Пользуясь ими на протяжении многих лет, я записала фонограммы к ним, для более удобной вокальной работы, которые прилагаю к данному пособию на компакт-диске. Если брать их за основу, то задачи к ним можно менять в зависимости от поставленной цели работы.
Упражнение 1. Музыкальное приветствие.
Исполняется с целью эмоционального настроя учащихся в предстоящей деятельности на уроке.
Муз.Д.Е.Огороднова
Упражнение 2. Музыкальное прощание.
Исполняется для придания целостности всего урока.
Муз.Д.Е.Огороднова
Упражнение 3. Физкультминутка.
Используется в качестве музыкального фрагмента для сня-тия напряжения или переключения с одного вида деятель-ности на другой. Для физкультминутки подбирается любая подвижная песня, в которой движения согласованы с текстом.
Упражнение 4. «Ё Ле Ви»
Общепринятые в системе относительной сольмизации руч-ные знаки, которые дают в процессе пения наглядные, зри-тельные и двигательные представления о взаимоотноше-ниях ступеней в ладу.
Упражнение 5. «Ма Мэ Ми Мо Му»
Опевание главных ступеней лада, дающее постепенное и последовательное освоение ладовых интонаций.
Упражнение 6. «Я пою песенку свою»
Пение в нисходящем порядке высокого, среднего, низкого звука в пределах квинты. Чисто интонировать мелодию, на основе мажорного трезвучия. Развивать ладотонический слух. Уметь находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего и т.д.
Упражнение 7. «Мы перебегали берега»
Чистое интонирование мелодии вверх и вниз, задавая темп от медленного к быстрому. Работа над дикцией и артику-ляцией.
Упражнение 8. «По дороге Петя шёл»
Поступенное пропевание гаммы вверх и скачкообразное терционное движение мелодии вниз, формирующее умение передавать в пении тонкие динамические изменения, ис-полняя песню естественным звуком, без напряжения. Уп-ражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке.
Упражнение 9. «Ду Ба Ду Ба»
Пение в восходящем и нисходящем порядке главных сту-пеней лада с интонационными акцентами. Закреплять на-вык звуковысотной ориентировки. Уметь петь в соответ-ствии с показом дирижерского жеста.
Упражнение 10. «Ворона»
Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки. Учить петь выразительно. Передавая игровой, шутливый характер песни.
Упражнение 11. «Марш»
Учить различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании скачкообразного движения мелодии вниз.
Упражнение 12. «Звуки музыки»
Знакомство с нотной грамотой в игровой форме. Учить на-ходить нужную певческую интонацию, заканчивая на ус-тойчивых звуках. Развивать ладотонический слух.
Упражнение 13. «Игра в животных»
Петь выразительно, передавая игровой характер песни. Упражнять в чистом пропевании интервальных скачков (вверх и вниз), закрепляя навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного про-певания одного и того же мелодического оборота выше- ниже.
Муз. и сл. Ф. М.Минубаев
Упражнение 14. «Распевание гласных звуков»
Учить правильно произносить гласные «а», «о», «э», «и», «у», исполняя легко, подвижно без крика. Упражнять в рас-познавании и чистом интонировании мелодии с движением вверх по ступеням гаммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе....
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...
Обобщение опыта работы по теме "Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Инновационный проект по музыке учителя МБОУ «СОШ№30»...
Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»
В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...
Статья на тему: Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).Восприятие музыки.Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности...