Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения
методическая разработка по музыке по теме

Кучкова Татьяна Юрьевна

Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzykalnoy_psihokorrekcii_.docx24.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кучкова Т.Ю. , учитель  музыки

ГБС КОУ «Лаишевская школа-интернат III-IVвида»

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучение ведущей роли  обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С.Выготским, Т.А.Власовой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагиным, А.Г.Литваком, В.И.Лубовским, И.С.Моргулисом, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной. Формирование компенсаторных механизмов сопряжено не столько с активацией поврежденного органа, сколько с целенаправленным формированием активной личности слепого и слабовидящего в направлении социально-обусловленной деятельности.

 Для оздоровления детей мною разработана коррекционно-развивающая программа.

 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: оздоровление и социальная адаптация детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности.

 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность детей.

2.Формировать произвольную регуляцию поведения.

3.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

4.Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

5.Формировать представления об окружающем мире.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Взаимосвязь коррекции и компенсации, т.е. система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.

2.Деятельностный принцип. Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

3.Принцип систематичности.

4.Принцип наглядности обусловливает взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем показа педагогом, образностью музыки и различными играми.

5.Принцип доступности.

6.Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

 Программа состоит из семи разделов.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

(1 -4 классы)

1 РАЗДЕЛ. Упражнения для развития мелкой моторики

-пальчиковая гимнастика;

-игра на музыкальных инструментах ( баяне, фортепиано).

Цель: развитие мелкой моторики, психических процессов (речи, внимания, памяти, воображения).

2 РАЗДЕЛ. Упражнения для развития речевых и мимических движений

-упражнения для жевательно-артикуляционных мышц (опускание и поднимание нижней челюсти, движение вперед-назад и т.п.);

-упражнения  для мимико-артикуляторных мышц (сморщивание всего лица, поднимание бровей, закрывание и открывание глаз, придать лицу выражение радости, печали, обиды, удивления и т.п.);

-упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти (пропевание ряда гласных, требующих различной ширины открытия рта);

-упражнения для мышц зева и глотки (вежливый зевок, т.е. зевок с закрытым ртом; имитация жевания и т.п.);

-упражнения для активизации мышц мягкого неба (глотание, произнесение гласных на твердой атаке и т.п.);

-упражнения для языка, губ и щек (традиционная «язычковая» гимнастика).

 Цель: стимулировать развитие речи, формировать правильное звукопроизношение, развивать способность передавать настроение мимикой, голосом и движением, через движение и интонацию выражать эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека.

3 РАЗДЕЛ. Пение

 «…пение оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка и его интеллект…, является своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы».

 Дети не могут и не должны петь громко. В удобной тесситуре исполняются:

-специальные распевки с использованием нужных гласных и звуков;

-упражнения на различение динамики длительности и высоты звука;

-объяснение непонятных слов в тексте песен;

-проговаривание слов в ритме музыки;

-исполнение любимых песен;

-разучивание песен о здоровом образе жизни;

-импровизация;

-музыкальные игры («Я – звезда!», «Дирижер» и т.д.).

 Цель: развитие дыхания, речи, умения выражать невербальные контрастные эмоциональные состояния, переключаться в различные эмоциональные состояния.

4 РАЗДЕЛ. Слушание музыки

-слушание музыкальных произведений разного характера;

-беседы о прослушанной музыке;

-слушание любимых произведений;

-слушание звуков природы.

 Цель: развитие сенсорных функций, познавательных процессов.

5 РАЗДЕЛ. Игра на шумовых инструментах

-сочинение аккомпанемента для звучащей мелодии;

-игры («Придумай ритм», «Повтори ритм», «Угадай песню по ритму», «Прогноз погоды»).

 Цель: развитие чувства ритма, обогащение общих представлений.

6 РАЗДЕЛ. Танцы, хороводы

-подготовительные упражнения к танцам;

-элементы танцев;

-танцы на основе знакомых движений;

-хороводы.

 Цель: развивать образное мышление, вырабатывать навыки ритмичного и координированного движения, умения двигаться вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения, умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению и наоборот. Решаются двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные проблемы.

7 РАЗДЕЛ. Игры

 Коммуникативные игры связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. Задача ритмических игр – эмоциональное единение. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения соблюдать правила игры. В игре ребенок с нарушениями зрения может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.

 Игры:

-«Ворон», «Жуки», «Рыбка-окунечек», «Кот и мыши», «Шурале», «Я делаю вот так» и др.

Цель: развитие координации движений, творчества, воли, чувства юмора, уверенности в себе, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения, точности восприятия. Регуляция процессов возбуждения и торможения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Повышение уровня развития психических процессов.

2.Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности детей.

3.Умение произвольно регулировать поведение.

4.Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

5.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

7.Формирование представления об окружающем мире.

8.Усвоение навыков культурного поведения.

(  Программа находится в процессе апробации, уже видны положительные результаты.)                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с нарушениями зрения, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.Таким образом, музыкальная психокоррекция в процессе реабилитации детей с нарушениями зрения эффективна как способ эмоционального воздействия на детей с целью коррекции имеющихся у них физических и умственных отклонений, а также как один из возможных способов познания мира.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2003.

2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.

3.Васильева А.В. Вегетососудистая дистония: симптомы и эффективное лечение – СПб: ИК «Невский проспект», 2002.

4.Выготский Л.С. Собр. соч.М., 1982 – Т.2

5.Дмитриев Л.Б. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990.

6.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

7.Ермолаев-Томин О.Ю. Исцеляющее дыхание. Легче, чем вы думаете.- М.: Центрполиграф, 2008. – 287 с.

8.Калеева Т.А. Слово, музыка, движение.- Казань, 2001.

9.Качалина Е.А. Музыкальные игры. – Челябинск, 1992.

10.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. – Речь, 2010.-112 с.

11.Котышева Е.Н. Основные направления использования музыки в коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. – Омск, 2009.

12. Лазарев М.Л. Программа «Здравствуй, мир». – Мнемозина, 2007.

13. Литвак А.Г. Тифлопсихология.- М., 1985.

14. Музыкальное развитие по системе В.В.Кирюшина.

15. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. М.: Знание, 1986, № 3.

16. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М., 2000.

17. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

18.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

19. Петрушин В.И. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии. М., 2001.  

20. Реут М.Н. Комплексный метод психотерапевтической диагностики и коррекции детей, имеющих нарушения голоса и речи. – Казань, 2006.

21.Рыбина С.Б. Комплексное музыкальное развитие учащихся. Казань, 2006.

22.Система детского музыкального воспитания К.Орфа.Сб. – Л., Музыка, 1970.

23.Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике.М., 1997.

АННОТАЦИЯ

 Увеличение общей численности детей инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими отклонениями в целом по России(1,8% всего детского населения), требуют совершенствования системы оказания им социальной помощи. При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений: различные нарушения речи, двигательной сферы, снижение слуха и др., а также ограничивается овладение социальным опытом. Если в процессе обучения детей с нарушениями зрения применять элементы музыкотерапии, то можно активировать коррекцию дефектов психического и физического характера.

Задачи исследования.

1.Изучить исследования о музыкотерапии.

2.Рассмотреть взаимосвязь музыки и здоровья.

3.Разработать коррекционно-развивающую программу оздоровления детей с нарушениями зрения.

 Методологическая основа – научные труды отечественных ученых, клиницистов, психологов(В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Н.А.Остапенко и др.)о влиянии искусства на развитие личности с точки зрения психологического и психотерапевтического воздействия. В основу программы положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими музыкотерапевтами-практиками, работающими с детьми-инвалидами(Ж.Некту, Ж.Македа, И.Ю.Захарова, С.А.Хатуцкая и др., были использованы элементы универсальной музыкально-педагогической концепции К.Орфа.)

Музыкотерапия – синтез музыки, медицины и психологии.

Социальная адаптация – процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.

Коррекция – исправление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Психическое развитие – формирование и совершенствование познавательной деятельности и черт личности человека на различных этапах егожизни.

Реабилитация – комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.

Слабовидящие дети – дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

Тифлопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих детей, пути и способы его коррекции при обучении и воспитании.

Кучкова Татьяна Юрьевна, Республика Татарстан, Лаишевский район, г.Лаишево

Адрес электронной почты:tat.ku4ckowa@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов

В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран....

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...

Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи

Проблема особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи с ростом числа детей с отклоняющимся развитием. Самой мно...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....