Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи
статья (10 класс)

Клыпина Юлия Александровна

Проблема особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи с ростом числа детей с отклоняющимся развитием. Самой многочисленной группой из всех детей дошкольного возраста составляют дети, имеющие отклонения в речевом развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клыпина Юлия Александровна

ФГПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»

г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи

Проблема особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи с ростом числа детей с отклоняющимся развитием. Самой многочисленной группой из всех детей дошкольного возраста составляют дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Наиболее приоритетным в деятельности педагогов, логопедов и психологов дошкольной образовательной организации становится профилактическое, диагностическое, а также коррекционно-развивающее направление работы. Л. С. Выготский  писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». (Выготский, 1934) То есть, нарушения речи ведут за собой и другие психологические расстройства. [1, С. 34]

Речь – это важнейшая психическая функция, которая проявляется только у человека. На ее основе формируются и развиваются практически все психические процессы. К основным условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального зрения и слуха, а также достаточный уровень речевого общения ребенка со взрослыми.

Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой было отмечено, что число детей с нарушениями речи в образовательных организациях растет с каждым годом и их речевая патология негативно сказывается на процессе усвоения знаний и в целом на процессе обучения. Педагогу, который работает с такими детьми, необходимо адекватно подходить к подбору форм обучения и воспитания. [2, С. 125]

Дошкольный возраст играет главную роль в формировании процесса социальной адаптации человека. При поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию в качестве фактора, главным образом влияющего на процесс социальной адаптации выступает коллектив сверстников, который подготавливает воспитанника к реализации конечной цели адаптации – интеграции в общество. Через процесс общения происходит накопления социального опыта, являющегося основой социально-психологической адаптации учащегося. Проблема речевых нарушений детей часто приводит к сниженной активности во всех видах деятельности и дефициту в общении с окружающими детьми, что может существенно сказаться на формировании коммуникативных способностей детей, а также привести к нарушениям познавательной деятельности. В связи с этим, следует отметить, что одним из условий успешной адаптации детей  является создание развивающей предметно-пространственной среды игровой комнаты. Необходимо создавать такую обстановку, которая  будет обеспечивать психологический комфорт и располагать ребенка к общению, что плодотворно повлияет на развитие познавательной сферы воспитанника. Дошкольная организация, являясь первой и очень ответственной ступенью общей системы образования, должна быть оснащена необходимым оборудованием и пособиями для занятий с детьми, квалифицированным набором кадров, а также адаптированной образовательной программой, которая будет способствовать полноценному развитию личности воспитанников. [3, С. 211]

В ходе изучения проблемы социальной адаптации детей с речевыми нарушениями был проведен констатирующий эксперимент в логопедической группе №10 детского сада «Аленушка» г. Улан-Удэ, в котором участвовало 4 испытуемых и целью которого являлось выявление уровня социальной адаптации детей с нарушениями речи в ДОО. Перед нами были поставлены задачи:

  1. Выявить уровень самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
  2. Определить взаимоотношения детей в коллективе сверстников;
  3. Проанализировать поведение и эмоциональное состояние детей с нарушениями речи;
  4. На основе полученных данных определить уровень социальной адаптации детей с нарушениями речи.

В результате проведенного эмпирического исследования, мы сделали вывод о том, что процесс социальной адаптации дошкольников с речевыми нарушениями в данной дошкольной образовательной организации протекает благополучно. Не смотря на проблемы в формировании речевых навыков, у детей развита коммуникабельность – дети легко взаимодействуют как со взрослыми, так и со сверстниками, что говорит об их активности и успешной интеграции в общество в данном возрастном периоде. У испытуемых встречается заниженная самооценка, что является серьезным критерием для проведения коррекционно-развивающей работы психолога в ДОО. Также можно говорить о том, что в ДОО на достаточном уровне осуществляется работа педагогов, и создаются все необходимые социально-психологические и психолого-педагогические условия для полноценного развития личности каждого воспитанника такие как:

  1. Создание комфортного социально-психологического климата в игровой комнате.
  2. Помощь во взаимодействии со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  3. Организация самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с речевыми нарушениями направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать ее максимально успешной и благополучной.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на большое количество работ по психологии, педагогике по вопросу, исследование проблемы социальной адаптации ребенка, в условиях дошкольной образовательной организации, оказался не изученным. Формирование социально адаптированной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях детского учреждения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации положительного эмоционального общения в группе, осуществления индивидуального подхода, а значит, создания воспитательной среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщения образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребенка в различных ситуациях.  

Список использованной литературы

  1. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – Москва: Просвещение, 1991. – 143 с.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 216 с.
  3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Москва-Воронеж, 1997. – 313 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей в группе раннего развития

В России 45-50 % первоклассников, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. Ведь переход дошкольника к сис...

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...