Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов
статья (11 класс) на тему
В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы школы | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся
как средство социальной адаптации детей-мигрантов
В последние годы не только страны западной Европы, но и Россия, и в частности, наш город столкнулись с проблемой социальной адаптации мигрантов.
Миграция взрослого населения с семьями привела к изменению состава детей в современных школах, где рядом учатся дети - представители разных культур, говорящих на разных языках. Наша школа расположена в микрорайоне, где в рабочих общежитиях проживает большое количество мигрантов, поэтому проблема социальной адаптации детей-мигрантов в школе актуальна. На сегодняшний день в школе обучаются дети – представители более 20 национальностей: грузины, осетины, чеченцы, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, дагестанцы, вьетнамцы и другие.
С 2005/06 года по 2010 год педагогический коллектив работал над реализацией воспитательной программы «Воспитательное пространство формирования культуры толерантного мышления». Результаты диагностирования учащихся, родителей, педагогов выявили отсутствие в школе конфликтов на национальной почве, доброжелательное отношение между одноклассниками, уважительное отношение к школе и школьным традициям. Положительный опыт работы школы был использован специалистами Отдела Образования, на базе школы проведены семинары, открытые мероприятия, Круглые столы.
Однако именно в последние годы поступающие в школу разного возраста дети-мигранты часто плохо владеют русским языком, не знакомы с культурой, традициями нашего города и страны. Считая необходимым и важным воспитание уважения к детям мигрантов, к их культуре, обычаям, мы считаем не менее важным, чтобы дети мигрантов знакомились с историей, культурными ценностями города, страны, в которой они сейчас проживают, проявляли уважение к людям, проживающим в этом городе.
При составлении новой воспитательной Программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Мир детства – мир Родины» на 2011-2015 годы мы ориентировались на базовые национальные ценности:
- Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о младших и младших, забота о продолжении рода;
- Гражданственность – служение Отечеству, закон и порядок, гражданское общество, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – духовный мир человека, красота, гармония. Смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- Природа – эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Выделили следующие приоритетные направления программы, работа над которыми позволит реализовать основную идею программы – воспитание достойного гражданина страны.
«Я – Петербуржец». Формирование гражданственности и патриотизма.
«Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
«Мир вокруг меня». Формирование духовно-нравственных ценностей, формирование ценностей образования, приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность.
«Наш голос». Развитие ученического самоуправления, работы вожатского отряда, развитие школьных традиций.
«Моя семья – моя опора». Формирование ценностного отношения к семье, семейным традициям, укрепление связи семьи и школы.
«Весь мир – мой дом». Формирование культуры толерантного мышления.
Профориентация.
Программа реализуется через учебную деятельность, систему классных часов,
общешкольные конкурсы, проектно-иссследовательскую деятельность, традиционные общешкольные мероприятия, систему дополнительного образования, музейную педагогику, участие в мероприятиях различного уровня, через совместную деятельность с социальными партнерами (прежде всего, с родителями), через освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга.
Уже с первых дней обучения шаг за шагом дети вовлекаются в школьную жизнь. Помогают им педагоги и вожатые – учащиеся средней и старшей школы.
Важнейшим направлением программы является «Весь мир – мой дом», способствующий формированию культуры толерантного мышления учащихся, социальной адаптации детей-мигрантов.
Для детей младшего школьного возраста мир общностей и различий наиболее легко открывается при знакомстве со сказками разных народов. Проект «Хоровод сказок» состоящий из ряда занятий, знакомит детей с обычаями, традициями русского и других народов. В подготовке занятий используются различные материалы, в том числе мультипликационный проект «Гора самоцветов».
Формированию у учащихся представлений о культурном разнообразии нашей страны и мира позволяет уникальный потенциал музеев нашего города.
Учащиеся средней школы работают над проектом «Путешествие по странам», что способствует расширению кругозора и воспитанию уважения к людям разных культур.
Старшеклассники с радостью готовятся и участвуют в познавательной игре «Делами добрыми едины», часто в данном проекте принимают участие школы нашего района.
Учащиеся начальной школы совместно с вожатским отрядом и педагогами творчески подходят к проведению игры «Что нам стоит город Дружбы построить!» - к Международному Дню мира. «День приветствий» - 21 ноября - прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.
Создать условия для понимания ценности многообразия языков, необходимости сохранения и изучения литературы и языков разных народов помогает празднование в школе Дня родного языка, на который приглашаются родители. Учащиеся декламируют стихи на русском языке, на родном языке учащихся из других стран, старшеклассники готовят презентации об исследователях, лингвистах-литературоведах , рассказывают об истории учреждения этого дня, освещаются итоги мониторинга «Родной язык для меня-…».
В начальной школе увлекательно проходит игровое занятие «Там, на неведомых дорожках», автором программы является педагог-организатор школы Пальцева Е.А.
Общешкольный День танца дает возможность проявить каждому участнику творческие таланты и познакомиться с танцами разных народов.
Формированию гражданственности и патриотизма способствует направление программы «Я - Петербуржец», которое предполагает последовательное решение группы задач воспитания юных жителей города за счет его главного потенциала – потенциала петербургской культуры.
С первого класса ребята вовлекаются в краеведческую работу «Мое Лесное», участвуют в создании альбома «Мой район. Вчера. Сегодня. Завтра». Многие ребята с большим интересом участвуют в исследовательской работе «Учителя моей школы в годы Великой Отечественной войны».
Теплые отношения сложились у ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, с которыми ребята рады встречаться не только в Дни воинской славы и в праздники, но и за чашкой чая в школе и дома у ветеранов. Очень много лет дружат учащиеся школы года с ребенком блокадного Ленинграда, бывшим врачом школы Валентиной Александровной Казаровой. Валентина Александровна частый и желанный гость в каждом классе. О своих юных друзьях она рассказала на странице районного журнала «События и размышления».
Каждый год в канун Рождества и Нового года в школе проводится Неделя Добра и Милосердия, в рамках которой учащиеся начальной школы изготавливают подарки для ветеранов ВОВ, всей школа участвует в акции «Подарок солдату-земляку».
Одним из самых любимых в школе праздников «В кругу семьи» ко Дню защитника Отечества, на который приглашаются родители-военнослужащие - представители разных национальностей с семьями, ветераны Великой Отечественной войны, выпускники школы, служащие воинской части.
Более десяти лет наша школа участвует в районном детско-юношеском гражданско-патриотическом общественном движении «Ребята Выборгской стороны» и активно участвуют в во всех мероприятиях: «Вахта Памяти в л/п» Сосновка»
Игра-лабиринт «Пирамида», «Зеленый пояс Славы», «Помним. Скорбим», «Дни добровольного служения родному городу» и другие.
Постепенно у учащихся формируется понимание сущности Родины, сокрытая в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, в пространственно-георгафических представлениях, формируется уважительное отношение к другим людям независимо от их национальности и вероисповедания.
В конце прошлого учебного года мы провели анкетирование «Адаптация детей-мигрантов» с целью выявить уровень успешного интегрирования детей-мигрантов в школьную среду.
В анкетировании приняли участие 24 учащихся школы из разных классов со 2 по 11. Большинство – это учащиеся-билингвы –учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Большинство детей проживают в России более пяти лет, двое ребят родились в Петербурге, но владеют родным языком. Большинство ребят посещают Родину в каникулы один или несколько раз в год, сохраняются культурные связи с исторической родиной. Двое ребят не хотели бы вернуться на родину (причина - нет работы для родителей, нет материальной обеспеченности).
Результаты анкетирования показали, что все ребята-мигранты любят город, в котором проживают в данный момент, считая его очень красивым, дающим большие возможности для развития. Большинство учащихся вместе с родителями или с учителями и одноклассниками осваивают социокультурное пространство города. Это способствует адаптации, повышает культурный уровень ребят.
Двое учащихся никогда не посещали музеи, театры города, так как недавно приехали в наш город.
На вопрос «С кем ты дружишь?» все испытуемые ответили, что дружат со всеми одноклассниками независимо от национальности.
Результаты проведенного анкетирования, педагогические наблюдения, результаты успеваемости учащихся-мигрантов, результаты вовлеченности этих ребят в школьную жизнь позволяют сделать вывод о том, что дети-мигранты успешно адаптировались в школьной среде, чувствуют себя уверенно и комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"
Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...
Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".
Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Выступление на методическом объединении «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Презентация к выступлению «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях образовательной организации
Особенность данной программы заключается в ориентировании на формирование у детей-мигрантов навыков культуры речи и освоение психолого-педагогических приемов общения....