Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
методическая разработка

Полозова Оксана Анатольевна

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dialogi.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

Полозова Оксана Анатольевна, учитель-дефектолог высшей категории

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №30 им. К.А. Микаэльяна, Восточный административный округ

г. Москвы

Методическая разработка

«Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями слуха»

Адресована практическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слуха.

В приложении представлен практический материал, который может стать опорой на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия сурдопедагов, учителей, воспитателей, родителей.

Предлагаем адаптированные в учебных и воспитательных целях тематические диалоги, фотографии, конспекты индивидуальных и групповых занятий, конспекты речевых конференций и сюжетно-ролевых игр.

Автор благодарит педагогов школы - интерната №30 им. К.А.Микаэльяна за предоставленную возможность проанализировать материалы и педагогический опыт.


Пояснительная записка

Цель:

-  создать систему работы по формированию и развитию навыков  

    диалогической речи у учащихся с недостатками слуха

Задачи:

- подобрать речевой материал и определить примерный  круг тем,    

  направленных на социальную адаптацию учеников;

- предложить интересные формы проведения занятий по формированию

  произношения и развитию остаточного слуха учащихся;

- доказать необходимость специальной коррекционной работы по

  формированию  диалогической речи учащихся с нарушениями слуха

Работа посвящена актуальным проблемам преподавания диалогического общения, современным тенденциям социально - ориентированного обучения ведению диалога.

Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению,  оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка,  способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.

 Коммуникативная компетенция сейчас для нас является  приоритетной целью в развитии речевых возможностей каждого ребенка в отдельности, учитывая  и индивидуальные способности ученика.

В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты между людьми с разных сторон. Эти речевые формы обеспечивают активность детей их компетентность и коммуникабельность.

Специальная школа для слабослышащих призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь.  Для реализации этой задачи в содержание программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия включены упражнения по обучению диалогической речи.

За пределами школы наши дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Они должны уметь вести диалог в различных жизненных обстоятельствах: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками.

Поэтому обучение умению вести диалог - важная часть коррекционной работы в школе, которая определяет следующие задачи:

  1. Повышение общего культурного уровня школьников, расширение кругозора;
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков;
  3. Формирование необходимых лексических, грамматических, произносительных и слуховых умений;
  4. Обучение технике составления и ведения диалогов;
  5. Развитие творческого мышления в проведении соц. игр.

Для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа,  которая направлена на реализацию следующих целей:

  1.  Научить детей вступать в контакт и поддерживать  его в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
  2. Сформировать умения пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными, смысловыми; умения создавать их;
  3. Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий с ними; научить описывать свой день; комментировать действия сверстников;
  4. Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника;
  5. Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом;
  6. Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя.

Нам очень хотелось помочь учителю-дефектологу в подборе речевого материала, в выборе тем для развития коммуникативных возможностей  учеников, предложить готовые диалоги и материал для самостоятельного общения детей.

Мы надеемся, что наш практический опыт поможет разнообразить индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия, сделать их интересными, увлекательными, подключить творческое мышление и артистические способности ребёнка.

Работа оказалась настолько интересной, что она вышла за рамки индивидуального занятия и нашла своё продолжение во внеклассной работе и в повседневной жизни наших детей.

Обучение ведению диалогов в школе для слабослышащих хорошо реализуется с использованием ТСО:

- компьютерных технологий  (дистанционное обучение, использование специальных программ)

- радио-классов

- стационарной звукоусиливающей аппаратурой (для детей с тяжёлой потерей слуха).

Материалы, представленные  в работе, широко используются педагогами начальной школы, воспитателями, учителями-дефектолога школы-интерната №30 им. К.А.Микаэльяна для слабослышащих детей.

Список литературы:

Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.

Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. – М., 1989.

Велицкий А.П. Методика исследования слуховой функции. – М.,1972.

Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995

Выготский Л.С. Основы дефектологии. – Спб., 2003.

Головчиц Л.А., Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха – М., 2004

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990

Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. – М.,1987

 (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида.  – М., 2003

Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. – М., 1991.

Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха глухих. М., 1990.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М., 2001.

Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната – Спб.,1997

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М. 1997.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М., 1997.

Рау Ф.А., Рау Ф.Ф. Методика обучению глухонемых произношению. – М., 1948

Речицкая Е.Г.Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога – М., 2005

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей – М., 1976

Оглавление:

I Вступление  _______________________________________________________10                                                                                                    

 1. принципы проведения диалогов _____________________________________10

 2. структура составления диалога ______________________________________12

 3. факторы, определяющие успешное проведение диалога _________________14

 4.  система работы по составлению диалога _____________________________15

II Практическая часть ________________________________________________16

 

  1. Подготовка к составлению диалога __________________________________16
  2. Диалоги учебно-организационного характера _________________________18
  3. Тематические диалоги _____________________________________________21

а) знакомство

б) одноклассник заболел

в) беседа по телефону

г) поликлиника

д) день рождения

е) звонки в экстренные службы

ж) бытовые диалоги

4. Упражнения ______________________________________________________41

   - неполный диалог

   - диалог по заданному началу или концу

   - беседа на заданную тему

   - беседа на основе прослушанного текста

III Экспериментальная работа _________________________________________45  

  1. самостоятельно составленные диалоги
  2. групповые занятия
  3. речевая конференция
  4.  сюжетно-ролевая игра                                                                          

IV  Приложение_____________________________________________________75

    - рисунки ________________________________________________________75

    - видеоприложение________________________________________________78

                                                                                                                    

Проведение диалогов или социальных игр основывается на следующих принципах:

Активность учащихся

Данный принцип предполагает реальную включенность каждого в работу группы. Особую важность в реализации данного принципа приобретают такие методы работы, как ролевые игры, межгрупповое соревнование, коллективные обсуждения. Повышению активности учеников способствует доброжелательность и доверительность общего эмоционального фона.

Диалогичность

Данный принцип предполагает двустороннее и полноценное общение как процесс обмена информацией и переживаниями, он тесно связан с принципом активности.

Коммуникативная эффективность

Этот принцип предполагает формирование навыков эффективного общения, умения формулировать свои мысли, доступно их излагать, адекватно воспринимать реакции и действия партнеров по общению. Ситуации совместного проигрывания различных ролей также способствует совершенствованию навыков коммуникации.

 Обогащение жизненного опыта

Моделирование различных жизненных ситуаций дает возможность освоения разнообразных социальных, бытовых, учебных ролей. Обыгрывание той или иной ситуации позволяет ребятам на собственном опыте «пережить » ее, решая проблемы, и выстраивать свое поведение адекватно ее условиям.

Информирование

Этот принцип предусматривает вооружение учащихся системой знаний в данной, выбранной теме. Информирование осуществляется как прямым способом (предоставление готового словарного материала учителем), так и косвенным путем (ученики сами добывают сведения). Вопрос об источниках получения информации является очень важным. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности.

Выделяют целевые и нецелевые виды диалогов.

Целевые виды представляют большое количество разновидностей: диалогов - шаблонов: покупка проездных билетов, выбор краткого маршрута; диалогов- договоров, диалогов - уговариваний и др.

Нецелевые виды диалогов - это диалог-переживание, диалог-обмен впечатлениями и диалог- самоцель; беседа, с помощью которой говорящие заполняют время ожиданий.

Приведем другие виды диалогов:

Н.В.Володин

  • Собственный диалог (ученики в равной мере инициативно  участвуют в акте неподготовленной речи, поэтому одинаково влияют на направленность содержания диалога).
  • Эффективный диалог, т.е. диалог «центробежного» типа (собеседник «я» в основном отвечает на вопросы собеседника «он». Равноправие отсутствует).
  • Аффективный диалог. (Собеседник «я» - ведущий диалог, его задача получить нужную информацию. «Он – выдает информацию»).

По количеству участников различают парные и групповые диалоги. 

Групповые диалоги требуют определенные парно-диалогические умения. Это  м.б. беседы, обсуждение темы, проблемы, дискуссии. Поэтому учителю важно сформировать такие умения как: переспросить, уточнить по ходу беседы, умение взять инициативу в свои руки. Здесь характерны черты диалогической и монологической речи, необходимы речевые клише, есть элементы подготовленной и неподготовленной речи.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА

  1. Проектирование диалога (полный текст);                                                              

- вопрос – ответ

- вопрос – контрвопрос

- сообщение - вопрос

- сообщение – ответное сообщение

- приглашение (просьба) – соглашение (несоглашение)

- сообщение (приказ, просьба) – эмоциональная реакция

- просьба – сообщение

- сообщение - просьба

  1. Экспозиция – назвать действующих лиц, определить условия, выбрать обстановку;
  2. Проигрывание - фиксирование диалога в памяти.

 Составление диалога - это процесс освоения учениками характерных особенностей избранной ситуации. Она выражается:

- в овладении данной избранной ситуацией (темой);

- в формировании некоторых речевых моделей, необходимых для успешного ведения диалога;

- в закреплении словарных установок (речевых, межличностных и эмоциональных) к функциям выбранной темы.

- учебной единицей при обучении диалогической речи необходимо рассматривать не реплику, а цепь, состоящую  из двух или более реплик и представляющую единое смысловое и структурное целое.

 Формирование диалогов сложный и длительный процесс для детей с недостатком слуха. Модель формирования диалога можно представить в виде четырех этапов:

Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога.

Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников.

Третий этап – словарная подготовка.

Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога.

В своей работе по обучению составлению диалогов, мы использовали планы для учителей и для учеников.

УЧИТЕЛЬ

  1. Определяет тему.
  2. Изучает умения и навыки учеников по выбранной теме (важно провести диалог, самостоятельно составленный учениками).
  3. Составляет диалоги – образцы, речевые клише, модели речевого воздействия.
  4. Определяет последовательность типовых диалогов.
  5. Знакомит учеников с новыми словами и групповой структурой ведения диалога.
  6. Комментирует социально-культурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.
  7. Читает и проигрывает диалог.
  8. Отрабатывает и обращает внимание на правильность фонетического оформления речи.
  9. Организовывает работу с текстом диалога, направляет ее на полное понимание и запоминание.
  10. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности, моделирует, трансформирует диалог             (включает различные клише из разных стандартных диалогов).
  11. Развивает творческую деятельность учеников.
  12. Продумывает невербальные и вербальные опоры для конкретных учеников.
  13. Планирует пары учеников.

УЧЕНИКИ

  1. Знакомятся с новыми словами и речевыми клише.
  2. Отрабатывают, сопряжённо с учителем и индивидуально на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия, индивидуальные реплики, работают над образом.
  3. Учатся быстро реагировать на реплики собеседника или собеседников.
  4. Разыгрывают диалоги близко к тексту или учат наизусть.
  5. Составляют собственные диалоги.

Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки учеников на образцовую речь учителя, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок.

Работая над диалогической речью наших учеников, мы отметили:

- неотработанность ритмико-интонационных навыков (поэтому обратили большое внимание на включение в занятия по фонетической ритмике работу по совершенствованию интонационных конструкций в диалогической речи - в подготовительной группе детского сада и в начальной школе).

- ухудшение слухопроизносительных навыков (неспособность понимания в полной мере речь собеседников);

- потерю временных и пространственных отношений (особенно у учеников начальной школы);

- непроработанность лексико-грамматических навыков, психологическую неспособность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталоны лексико-грамматических конструкций в зависимости от данной речевой задачи.

Поэтому важно на первых порах обучения формировать у детей умения отвечать на вопросы, высказываться в присутствии посторонних, слушать  себя и других детей. Ребята должны:

- знать и понимать систему построения диалога;

- владеть лексическими единицами;

- правильно оформлять грамматически и фонетически фразы;

- уметь  излагать и употреблять в пределах темы мысли;

-  воспринимать на слух собственную речь и речь собеседников;

- чувствовать практическую необходимость использования этого вида речи в повседневной жизни.

 Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения.

Диалог складывается из совокупности вопросов, ответов, возражений, оценок предмета разговора. Поэтому необходимо проводить такие упражнения, содержание которых составляло бы беседу.

Беседы могут носить учебно-организационный характер (о домашнем задании, о предстоящем уроке, о знаменательных датах), а также могут быть построены по тематическому плану. Например:

Учебно-организационный словарь:

Извините, можно войти в класс?

Извините, можно выйти из класса?

Помоги (те), пожалуйста… (решить задачу; решить пример; записать условие, ответ; застегнуть рубашку; завязать шнурки; найти футболку и т.д.)

Передай (те), пожалуйста… (книгу, тетрадь, ручку, карандаш)

Дай (те), пожалуйста… (ластик, тетрадь, ручку, чистый лист бумаги, краски, цветные карандаши и т.д.)

Возьми (те), пожалуйста, кисточку (альбом, цветную бумагу, ножницы и т.д.)

Повторите, пожалуйста…

Доска

Мел

Компьютер

Дежурный

Перемена

урок

Полить цветы

Раздать (собрать) тетради

Убрать учебники в портфель

Примерные диалоги

- Анна Ивановна, у меня нет красного карандаша (линейки, ластика). Дайте, пожалуйста

- Саша, дай, пожалуйста, красный карандаш

- Спасибо

- Попроси у Саши

- Вот, возьми

- Извините, можно войти в класс?

- Я занимался с психологом (логопедом)

- Здравствуй, Даня. Почему ты опоздал?

- Проходи

Мы понимаем, что нашим ученикам может быть рекомендован широкий круг тем: моя семья, каникулы, знакомство, поход в магазин, здоровый образ жизни, планы на будущее, школа, компьютер в моей жизни, знаменитые люди, погода, времена года, животные, мои друзья и другие.

 Однако при самостоятельном выборе ребята ограничиваются такими ситуациями, как  «Поход в магазин», «Прогулка в Мак Дональдс», «Семья в магазине». В проведении диалога очень важно правильное и последовательное руководство. Выбранные нашими детьми темы, дают право нам думать, что некоторые отношения людей скрыты, понимаются неверно. Отрицательную роль играет  и недостаточное общение с детьми и взрослыми. Отсюда наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору выбранных ситуаций. Предлагаем примерные темы диалогов в начальной школе.

Тематические диалоги

Тема: Знакомство

Анкета

Фамилия, имя

Возраст

Адрес

Класс (школа)

Сведения о семье

Увлечения, интересы

Словарь

Меня зовут (моё имя)

Моя фамилия

Мне … лет

Я живу (мой адрес)

Мою маму (моего папу, мою бабушку, моего дедушку) зовут

У меня есть сестра (брат). Её (его) зовут …

Младшая (старшая) сестра

Младший (старший) брат

В моей семье … человек

Я люблю играть (в компьютер, читать, гулять, плавать и т.д.)

Как поздороваться

Здравствуй (те)

Доброе утро (добрый день, вечер)

Привет (для ровесников)

Как попрощаться

До свидания

Всего хорошего

Всего доброго

До встречи

Пока (для ровесников)

- Как тебя зовут?

- Давай (те) с тобой (с Вами) познакомимся.

- Будем знакомы. Меня зовут …..  .

- Я хочу с тобой познакомиться. Я хотел (а) бы познакомиться с тобой (с Вами).

- Как тебя (Вас) зовут?

- Как твоя (Ваша) фамилия?

- Позволь (те) представиться. Меня зовут… .

Знакомство через посредника

- Хочу тебя (Вас) познакомить с (моей подругой, моей одноклассницей, моим другом, моим одноклассником).

- Это мои родители …. .

- Разреши (те) представить моего друга (мою подругу, моего одноклассника, мою одноклассницу, моего папу, мою маму) и т.д.

- Познакомьтесь, пожалуйста, это моя мама (учительница, подруга…).

- Познакомь (те), пожалуйста, меня со своим другом ( со своей подругой…).

- Представь меня своему другу (своей подруге).

Ответные реплики

- Мне очень приятно с тобой (с Вами) познакомиться. Меня зовут …. .

- Я рад (а) нашему знакомству…

- Я очень рад (а) познакомиться с тобой (с Вами).

Примерные диалоги

Учитель

- Здравствуй!

- Меня зовут … … . А тебя как зовут?

- Как твоя фамилия?

-Сколько тебе лет?

- В каком классе ты учишься?

- Расскажи о своей семье

- Чем ты любишь заниматься?

ученик

- Здравствуйте

-Меня зовут …

- Моя фамилия …

- Мне … лет

- я учусь в … классе

- В моей семье … человек. Маму зовут … . Папу зовут … . У меня есть сестра (брат).

- я люблю …

Ученик

- Привет

- Как тебя зовут?

- А меня зовут …

- Мне  … лет. А тебе сколько лет?

- У тебя есть сестра?

- Нет.

- Я люблю … . А ты?

- Пока

Ученик

- Здравствуй

- Меня зовут … . А тебя?

- Сколько тебе лет?

- Мне … лет.

- Нет, у меня есть брат. А у тебя?

- Что ты любишь делать?

- Я люблю …

- До свидания

Тема: Одноклассник заболел (рис.1)

Словарь

Что у тебя болит? (Как ты себя чувствуешь?)

Высокая температура (насморк, кашель, сильные боли в животе)

Болит горло. У меня ангина

Болит голова. У меня грипп

Задание на дом (домашнее задание)

Школьные мероприятия:

- соревнования по футболу (баскетболу, плаванию)

- экскурсия в музей (в парк)

- контрольная работа по математике (диктант)

- школьный праздник (праздник осени, праздник букваря, Новый год)

Выздоравливай (поправляйся, приходи скорее в школу)

Примерные диалоги (рис)

- Привет, …

- Что случилось?

- …, рука сильно болит?

- Я принёс тебе фрукты

- Когда ты придёшь в школу?

- Выздоравливай. До свидания.

- Привет, …

- У меня болит рука (меня укусила оса, я сломал руку)

- Нет, не очень

- Спасибо. Поставь на стол. Возьми себе грушу.

- Не знаю (скоро, через неделю и т.д.)

- До свидания

    - Здравствуй, …

- Почему ты не приходишь в школу?

- Что у тебя болит?

- Как ты себя чувствуешь сейчас?

- Учительница попросила передать тебе домашнее задание

- Выздоравливай и приходи быстрее в школу

- Привет

- Я болею

- У меня высокая температура, кашель, насморк

- Не очень хорошо

     - Спасибо, это очень хорошо

 - До свидания

здоровый

- Добрый день, …

    - Как ты себя чувствуешь?

     - Спасибо, всё хорошо

- У нас были соревнования по футболу, мы заняли первое место.

- Мы играли с ребятами из … класса

- Ничего, на следующей неделе мы будем играть с ребятами из другой школы. Если ты придёшь, наша команда точно победит

     - Выздоравливай, мы тебя ждём.

больной

- Привет

- Уже лучше. А как твои дела?

- Расскажи, какие новости в школе?

- С кем вы играли?

- Здорово! Жалко, что я болею

- Я постараюсь. Очень хочу в школу. Скучно дома одному.

- Спасибо, что пришёл.

Беседа по телефону

- Здравствуй

- Почему ты не приходишь в школу?

- Чем ты болен (больна)?

- У тебя высокая температура?

- Сегодня был открытый урок по русскому языку. Пришло много гостей.

- Да нет, не очень. Зато все получили пятёрки

- На прошлой неделе в нашей школе проходили соревнования по плаванию между разными школами

- Да, слышащие тоже участвовали. Наши заняли первое место.

- Да, 8-й и 9-й классы

- Так приходи скорее

- Подожди минуту, я возьму дневник

   Записывай: математика – стр. 29, № 79, задача; стр.28. № 70 – примеры,

1-й  столбик  русский язык – стр. 25, упр. №3

- Ну, пока. Выздоравливай.

- Привет

- Я заболел (а)

- У меня кашель, насморк, болит горло и голова.

- Была 38 и 6, но теперь нормальная. Что нового в школе?

- Вы волновались?

- Молодцы. А что ещё интересного?

- А слышащие ребята были?

- Это была команда старших ребят?

- Молодцы, интересно у вас, а я скучаю тут одна. Надоело болеть

- … , скажи, пожалуйста, что задали по математике и по русскому языку?

- Спасибо, … , я записала

- До свидания, … . Спасибо, что позвонил.

Поликлиника

Словарь

Терапевт, окулист, отоларинголог, хирург, стоматолог, работник регистратуры

Я хотел бы записаться на прием к … . (Могу я записаться на прием к ….?)

Я хотел бы вызвать врача на дом … . (Могу я вызвать врача на дом?)

В какое время принимает …… ? (Когда принимает … ?)

Нет, мне неудобно в это время, запишите меня, пожалуйста, на другой день

Назовите, пожалуйста, слово по буквам …

Извините, Вы не могли бы говорить громче ….

Можете записаться по телефону ….

Можете придти в часы приема без записи ….

Это время занято, могу предложить Вам записаться на другой день ….

Не могли бы Вы выбрать время

Вызов врача

План диалога

Поздоровайся

Назови причину вызова

Назови адрес, имя, фамилию, дату рождения, (номер школы)

Попрощайся

Поздоровайся. Узнай, на что жалуется больной, какая температура и т. д.

Узнай адрес больного, имя, фамилию, дату рождения, (номер школы).

Запиши вызов. Прочитай, что ты написал.

Попрощайся.

Запись к врачу

План диалога

Поздоровайся

Сообщи, какой специалист тебе нужен

Выбери удобное для тебя время

Поздоровайся

Сообщи время работы этого специалиста

Узнай и запиши имя, фамилию, адрес больного

Запись к врачу по телефону

План диалога

  1. Поздоровайся.
  2. Узнай, в какое время принимает нужный тебе врач.
  3. Спроси, надо ли записаться.
  4. Назови удобное для тебя время.
  5. Представься.
  6. Назови номер школы, в которой ты учишься.
  7. Домашний адрес.
  8. Попрощайся.

Примерные диалоги

В регистратуре:

1.

- Здравствуйте

- Добрый день

- Мне нужно на приём к терапевту

- Назовите ваш адрес, фамилию, имя

-……………………………………..

- Возьмите карту, пройдите в кабинет номер …

2.

- Здравствуйте

- Здравствуйте

- Я хотел(а) бы записаться к хирургу

- Хирург принимает в понедельник и среду с 9-ти до 14-ти часов.

вторник и четверг с 14-ти до 19-ти часов

- Запишите, пожалуйста, меня на четверг

- Свободное время 15.30. Вам подойдёт?

- Да, большое спасибо

Пишет

- Возьмите талон, вы записаны на  четверг, в 15 часов 30 минут

3.

- Здравствуйте

- Здравствуйте

- Скажите, пожалуйста, как принимает окулист?

- Окулист принимает: по чётным дням с 9-ти до 13-ти часов,

                                     по нечётным дням – с14-ти до 19-ти часов

 

 В ходе проведения бесед ученики тренируются в построении фразы, приобретают и закрепляют грамматические навыки, обогащают словарный запас, совершенствуют произносительные навыки.

Тема: День рождения (рис.2)

Словарь

День рождения у меня (у мамы, папы, бабушки, брата и т.д.)

Сегодня (был вчера, будет завтра и т.д.)

Подарок (подарки)

Мне подарили игрушки, (книгу, платье, телефон и т.д.)

Гости, друзья

Пригласить гостей (друзей)

Нарядная одежда

Праздничный стол (торт, конфеты, лимонад, мороженое)

Поздравить (поздравления)

Веселиться (веселье)

Развлекаться (развлечения)

Примерные диалоги

- Здравствуй, Маша

- Поздравляю тебя с днём рождения

- Я принесла тебе подарок – разноцветные ленточки

- Маша, кто подарил тебе красивые цветы?

- Привет, Таня

- Спасибо

- Я очень рада! Я люблю завязывать бантики и делать красивые причёски.

- Меня поздравили мама и папа. Бабушка приготовила (испекла) вкусный пирог. Проходи в комнату, будем веселиться (петь, танцевать).

Приглашение в гости

- Здравствуй,  … .

- Хочу пригласить тебя на день рождения.

- Это будет в субботу, 22 января, в пять часов вечера

- Здравствуй,  … .

- Спасибо. Когда (какого числа) у тебя день рождения?

- Я обязательно приду.

Тема: Звонки в экстренные службы

Примерные диалоги

  1. Звонок на станцию скорой помощи

Словарь

Высокое давление

Высокая температура (38 и 8, 38 и 9, 39)

Болит живот, болит сердце, потерял сознание

Побледнел, задыхается,

Упал в обморок, потерял сознание,

Высокое давление, болит сердце

- Станция скорой помощи слушает.

Что случилось?

- Сколько лет вашей бабушке?

- Какое у неё давление?

- Назовите имя, отчество и фамилию бабушки

- Назовите ваш адрес

- Бригада уже выехала. Ждите.

- Моей бабушке плохо. У неё сильно

болит голова

- Ей 63 года

- Я не могу вам сказать, мы не измеряли, а мама с папой на работе

- …………………………….

- …………………………….

- Спасибо, до свидания

2.Звонок пожарным

Словарь

пожар

запах дыма

задымление в подъезде

горит мусоропровод

костёр в парке

- Пожарная служба. Дежурный … .  Что случилось?

- Назовите адрес

- Ваш телефон?

- Ваша фамилия?

- Вызов принят. Ждите.

 - У нас в подъезде пахнет дымом

- улица …, дом …, квартира …

- …

- …

Тема: В библиотеке (рис.3)

Словарь

Библиотека, библиотекарь, формуляр (карточка) читателя, книжный формуляр (карточка)

Читальный зал

Автор, название книги

Сказки, рассказы, повести, стихотворения

Электронная почта, сайт

Примерный диалог

Ученик

-Здравствуйте, Софья Алексеевна

- … …, дайте мне, пожалуйста, сказки, (мне нужна книга, я хочу взять книгу)

- Сказки Андерсена (сказки Пушкина, русские - народные сказки)

- Спасибо

- Я … … , учусь в третьем классе

- Спасибо, до свидания

Библиотекарь

- Здравствуй, …

- Какие сказки ты хотел почитать? (какая книга тебе нужна? какую книгу ты хочешь взять?)

- Вот эта книга

- Подожди, … , я заполню карточку читателя. Напомни, в каком классе ты учишься и как твоя фамилия?

- Никита, будь аккуратным. Не пачкай книгу, не перегибай страницы

- До свидания

Тема: на кухне (рис.4)

Словарь

обед, кастрюля,  половник, нож, сковорода

суп, борщ, щи, бульон

картошка, лук, морковь, помидоры

варить, жарить, солить, пробовать, нарезать, вымыть, помогать

кипит, закипает, закипела

горячо

Примерный диалог

Бабушка

- Оля, будем готовить обед

- Вымой овощи (лук, картошку, свёклу, морковь, капусту)

- Я буду их резать. Посмотри, кипит вода (бульон) в кастрюле или нет? Только осторожно, кастрюля горячая

- Я буду класть овощи

- А ты доставай тарелки и накрывай на стол

- Можно, вот, возьми соль

- Тогда подай ложки, будем обедать

Внучка

- Я буду тебе помогать

- Бабуля, я вымыла овощи. А что ты делаешь?

- Бабушка, вода закипела. Что ты будешь делать сейчас?

- А мне что делать?

- А можно я посолю борщ?

- Я всё сделала

Тема: В саду (рис.5)

Словарь

Лопата, лейка

Дерево, деревце, саженец

Копать, сажать, сыпать – засыпать, поливать

Примерный диалог

Мальчик

- Таня, я выкопал ямку. Сажать дерево (деревце, саженец)?

принесу воды?

- Как ты думаешь, … , когда дерево (деревце, саженец) вырастет?

- И в школьном саду будет красиво

Девочка

- Сажай, а я буду засыпать землёй

- Принеси, дерево (деревце, саженец) надо полить

- Оно вырастет, когда мы будем большими (взрослыми, закончим школу)

Тема: Разговор с мамой (рис.6)

Словарь

письмо бабушке (дедушке, папе и т.д.)

передать привет

пожелать здоровья

попрощаться

Примерный диалог

Дочь

-Мама, что ты делаешь?

- Бабушке Люсе или бабушке Нине?

- Передай ей привет от меня и пожелай здоровья

- Мама, можно я прочту твоё письмо?

- Да, интересно. Напиши ещё, что я хорошо учусь.

Мама

-Я пишу письмо бабушке

- Бабушке Нине

- Хорошо, передам. Ей будет приятно

- Можно, возьми

- Сейчас напишу. Теперь надо попрощаться, положить письмо в конверт и написать адрес.

Тема: Разговор под дождём (рис.7)

Словарь

дождь, сыро

зонт

идти в кино (в кафе, в кинотеатр)

смотреть, посмотреть

фильм, мультфильм

идти в магазин за хлебом (молоком, маслом и т.д.)

гулять под дождём, гулять во дворе

Примерный диалог

Мальчик

- Привет, Катя!

- Что будем делать? Пойдем в парк?

- Хорошо. Какой фильм мы будем смотреть?

- Я уже смотрел этот мультфильм. Лучше посмотрим «Король-лев» в 3D

Девочка

- Здравствуй, Дима!

- Нет, идёт дождь, в парке сыро. Давай пойдём в кино

- Мультфильм «Ледниковый период»

- Я согласна

Для развития диалогических форм речи полезно

-организовывать инсценировки,

-предлагать продолжить разговор, когда даны начальные реплики или конец диалога;

- практиковать составление текстов разговора при опоре на наглядно воспринимаемую ситуацию (например, по картинке); на основе прослушанного текста.

Примерные упражнения:

Закончи фразу:

Вариант 1.

- Не выключай, пожалуйста, телевизор.

- Прости, я думала, что ты _____________________ (читаешь, смотришь и т.д.)

-Читаю и смотрю программу (фильм).

- Какую (какой) ты смотришь программу (фильм)?

- ________________________, очень интересно.

Вариант 2.

- ______, привет! Ты был  на стадионе? Я и не знал, что ты ____________ (занимаешься спортом, любишь плавать, играешь в теннис и т.д.)

- _______, привет! Да, я люблю ______________________ .

- А еще какой вид спорта ты любишь?

- Летом - ______, зимой ______ . Без спорта _______ (скучно жить, мало друзей)

Вариант 3.

- Познакомься, пожалуйста, это моя _________  (мама, бабушка). Её  зовут _______ .

- Здравствуйте, мне очень приятно (я очень рад).

-  ________, пойдем с нами в _______  (в кафе, в кино, в парк).

- Нет, спасибо, я не могу пойти, потому, что___________ (мне надо делать уроки, меня ждёт мама и т.д.)

Вариант 4

- Бабушка, мы пойдём с тобой в ____________ (Мак Дональдс, кафе-мороженое, Шоколадницу и т.д.)?

- Да, конечно (вечером, в субботу, через час  и т.д.)

-  Заказывать я буду все сам.

- Для меня закажи ______________ (мороженое, кофе, сок, чизкейк и т.д.)

-  Знаю, знаю ты любишь:__________ .

Диалог по заданному  началу или концовке

Вариант 1

А)- Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, проездной билет

- На какой вид транспорта? (автобус, троллейбус, трамвай, метро)

- Мне нужен  ________.

- ___________________ .

- ___________________ .

Б) - _____________________

- _______________________

- ______________________

- Возьмите ваш билет. Он стоит 900 рублей.

- Спасибо, до свидания.

Вариант 2.

(сумка, пакет, кошелёк, погода на улице – одежда, зонт)

А) - _________, иди в магазин и купи (молока, хлеба, масла, конфет и т.д.)

- Можно я куплю  __________ (мороженое, киндер-сюрприз, чипсы и т.д.)?

- Хорошо. Не забудь купить __________________ .

- _____________________

- ________________ .

Б) - _____________________.

- _______________________ .

- ______________________.

- _______________________ .

- Дай мне кошелёк и пакет.

- Возьми на тумбочке в прихожей. Не забудь зонт, на улице дождь.

- _______________________

Беседа на заданную тему

Тема «ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЕЗДОЙ»

Роли «Звезды» и «Журналистов» назначаются учителем либо определяются жеребьевкой и являются переходящими.

ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ.

«Журналисты» получают бланки с вопросами, которые задают «Звезде».

«Журналисты» задают вопросы, которые составляют самостоятельно, опираясь на «легенду» «звезды».

ЗАДАЧИ ДЛЯ «ЖУРНАЛИСТОВ»:

- говорить четко и внятно;

- Составлять вопросы различной сложности;

- Слушать других «журналистов», чтобы вопросы не повторялись;

- Оценивать адекватность ответов задаваемым вопросам;

- Исключать из предложенного списка вопросы – плацебо (вопросы – пустышки, не относящиеся к данной «звезде»);

ЗАДАЧИ ДЛЯ «ЗВЕЗДЫ»:

- оценивать правильность произношения «журналистов»;

- Оценивать адекватность задаваемых вопросов;

- Следить за тем, чтобы вопросы не повторялись;

- говорить четко и внятно;

- Уметь отвечать на вопросы (развернуто и кратко);

При проведении итогов занятия мы можем выбрать лучшего «Журналиста» и лучшую «Звезду». У учащихся появляется еще одна цель, а так же они учатся давать оценку своей работе и работе своих товарищей, учатся аргументировать свой выбор.

Беседа учеников на основе прослушанного текста

Пожар в музее.

Меня зовут Юлия Драгинская. Я директор музея «Восковых фигур». Каждый день к  нам приходит много посетителей.

Я была в своём кабинете, когда услышала пожарную сирену. Вышла в коридор и услышала крики: «Пожар! Пожар!» Я испугалась, но нужно было вызвать пожарных. Набрала номер 01, сообщила о пожаре. Потом  объявила по радио: «Внимание! Внимание! В здании пожар! Сохраняйте спокойствие, направляйтесь к запасному выходу!»

 Пожарная машина приехала быстро. Пожар потушили. Никто не пострадал.

- Юлия, кем Вы работаете в музее восковых фигур?

- Я директор музея.

- Что случилось  в Вашем музее?

- Произошёл пожар в подвальном помещении (в зале второго этажа)

- Вам было страшно?

- Конечно, я испугалась.

- Что Вы сделали? (как Вы себя повели?; Ваши действия?)

- Я позвонила в пожарную службу (я вызвала пожарных) и сделала объявление по радио.

- Среди посетителей были пострадавшие? (Пострадали музейные экспонаты)

- Спасибо, всё закончилось хорошо (всё обошлось).

Упражнения:

- докажи, что книгу…….. стоит прочесть;

- объясни, почему ты не любишь математику;

- узнай  как можно больше о предмете (чей, чья, чье, чьи);

Особая роль отводится работе по формированию интонации.

(продолжение следует)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"

Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду

Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха,  Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...

Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи

Проблема особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи с ростом числа детей с отклоняющимся развитием. Самой мно...