Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.
статья
Актуальность и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи. виды и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом»
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в среду в качестве полноправных членов общества. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных коррекционных школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика первичной социализации воспитанников с нарушением интеллекта затрудняет формирование навыков общения в социуме. Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его социальной сущности как человека. Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы. Цель работы с детьми – это организация и проведение комплексных мероприятий для развития личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Это помогает в решение следующих задач:
-обучение детей социальным навыкам
- формирование толерантного отношения
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Трудовая деятельность учащихся коррекционных школ является естественным средством их воспитания, используемым в тех или иных конкретных жизненных условиях. Любой отрыв деятельности воспитанников от естественных условий её протекания существенно снижает и даже исключает её воспитательную эффективность.
Опыт лучших педагогов коррекционных школ свидетельствует о том, что в организации трудового обучения заложены большие возможности для социальной реабилитации. Трудовая деятельность учащихся вспомогательных школ является естественным средством их воспитания, используемым в тех или иных конкретных жизненных условиях. Любой отрыв деятельности воспитанников от естественных условий её протекания существенно снижает и даже исключает её воспитательную эффективность.
Целью занятий в объединении дополнительного образования технического направления является закрепление умений и навыков, полученных на уроках трудового обучения, подготовка учащихся к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, ремонтным работам в быту.
Главными задачами занятий являются:
• овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков;
• воспитание общей готовности к труду;
• формирование творческой активности;
• формирование коммуникативной активности;
• подготовка работников физического труда, способствующая успешной адаптации учащихся в социуме.
Учебно-воспитательная работа в объединении дополнительного образования технического направления базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках труда, столярного дела, естествознания. В процессе работы школьники оттачивают умения пилить, строгать, сверлить древесину, скреплять детали в изделия и украшать их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Большую роль в достижении учащимися конечного результата играет применение ими станков и ручных электроинструментов. Поэтому большое внимание уделяется механизации столярных работ. Учащиеся старших классов умеют пользоваться шуруповертом, электрической дрелью, электрическим лобзиком, фрезером, шлифовальной машиной, что, несомненно, пригодится им при самостоятельном ведении хозяйства.
Ведущим звеном системы работы по социальной адаптации обучающихся является курс социально-бытовой ориентировки. Однако эффективность работы по данному курсу напрямую зависит от четкой и правильной организации воспитательного воздействия на обучащихся во внеурочное время. При этом внеурочная деятельность не копирует занятия по социально-бытовой ориентировке, но в ней осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных обучающимися на уроках СБО. Происходит автоматизация умений, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Другими словами внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
Эффективным средством социальной реабилитации учащихся является система дополнительного образования. За время обучения во вспомогательной школе умственно отсталый ребёнок получает широкий круг трудовых умений и навыков. Реализации задач обучения труду способствует установление тесной взаимосвязи уроков и внеклассных занятий, преемственности в работе учителя и воспитателя. Практические работы по труду во внеурочное время также проводятся в мастерских трудового обучения. Педагог старается при этом максимально оптимизировать познавательную деятельность, развивать речь учащихся. Такие занятия имеют общественно полезную направленность и рассматриваются как средство закрепления и развития трудовых умений и навыков и как важное средство социальной адаптации.
В процессе творческих занятий на объединении дополнительного образования дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность. Развивая ребенка творчески, мы можем помочь ему адаптироваться в обществе.
Эстетическое воспитание детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудовые навыки.
Целью внеурочной деятельности является создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать у учащихся прочные профессионально-трудовые умения и навыки, создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника.
Коррекционная:
- Корригировать познавательные процессы обучающихся через организацию учебно-воспитательного процесса
Воспитательная:
- Воспитывать у обучающихся качества личности, позволяющие осуществить их социальную адаптацию в социуме.
Внеурочная деятельность включает в себя:
- Индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
- Экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
- Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.
- Деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.
При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:
- выдержанность общих целей и задач работы;
- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;
- её общественно – полезная направленность;
- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
Например, в экскурсии на предприятия, трудовые десанты, обязательно вовлекаем всех воспитанников группы. Стараемся организовать коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы они испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности.
Обучающимся нравится посещать спортивные кружки, участвовать в соревнованиях. Большое воспитательное значение имеют проводимые во внеурочное время соревнования по футболу, баскетболу, настольному теннису, спортивные праздники.
Концерты, в которых участвуют и подростки, и педагоги, придают уверенности в своих силах и имеют значение для создания общей творческой атмосферы, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. Таким образом, в течение года в подобных мероприятиях принимает активное участие практически каждый обучающийся.
Практические занятия, трудовые десанты способствуют совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания. Системная внеурочная работа с детьми с нарушением интеллекта, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...
"Организация внеурочной деятельности как средство для развития личностных УУД"
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способству...
"Организация внеурочной деятельности как средство повышения читательской активности"
Анализ опыта работы по организации конкурса чтецов послужил поводом к размышлению и написанию данной статьи....
Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...