Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Урок музыки - 5 класс, II четверть
Тема: «Музыкальный театр. Балет»
- Цель:
Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.
Задачи:
- раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;
- развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;
- воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.
Оборудование:
- мультимедийная установка
- кастаньеты – 4 комплекта;
- бубны – 4 штуки.
Зрительный ряд:
- Видео – презентация;
- куклы в костюмах;
Музыкальный ряд:
- П.И. Чайковский «Щелкунчик»
- Ф. Шопен «Шопениада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr._balet.docx | 27.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока. | ||
Этапы | Работа учителя | Работа учащихся |
Организационный момент. Постановка цели урока. |
(Слайд 1) - Добрый день, присаживайтесь. - Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра. - Театр уж полон, ложи блещут, Партеры и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит… (Слайд 2) (Слайд 3) Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истома, она, Одной ногой касаясь, пола, Другою медленно кружит И вдруг прыжок, и вдруг летит… (Слайд 4) - Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет. | |
Постановка проблемного вопроса урока. Новый материал. | - В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую. - Это вид театрально-музыкального искусства. - Вспомните, с каким театрально-музыкальным искусством мы знакомились в первом путешествии в музыкальный театр? - Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете. (Слайд 5) - История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое. - На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств. | - Опера. |
Повторение | (Открываем поочередно пятилистник – пять искусств) - Что является первоисточником, как для оперного, так и для балетного искусства. - Литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям, где излагается содержание сюжета? - Либре́тто (итал.) libretto «книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла. | - Литература, - Либретто, с перевода «книжечка». |
Закрепление и углубление в новый материал | (Открываем поочередно пятилистник – пять искусств) - И первый лепесток? Первоисточником любого сюжета, сказки, спектакля является? - Спектакль не обычный, а музыкальный. И второй лепесток? - Безмолвное, но театрализованное искусство с помощью чего происходит выражение чувств, эмоции? Третий и четвёртый лепестки? - (открываю пятый лепесток) Какую функцию выполняет изобразительное искусство в Балете? | - Литература - Музыка - С помощью мимики, жестов, пластики тела. - Хореография, Театрально-драматическое действие. - Костюм и грим помогает предать образ героя. Декорации – создают образ, эпоху спектакля. Всё это помогает нам зрителям-слушателям и танцорам настроиться на необходимый по сюжету эмоциональный отклик? |
Углубление в новый материал Углубление в новый материал | - Благодаря такому союзу искусств и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ. Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства. (Слайд 6) - Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая; (Слайд 7 и 8) - Звёздный дуэт в балете: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения. (Слайд 9) - Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей. - За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… (показ куклы - Щелкунчик) - И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную. - Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик (показ игрушки) вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы. | - Балет – сказка «Щелкунчик». - «Щелкунчик и Мышиный король». |
Углубление в новый материал с игровыми элементами. Углубление в новый материал с игровыми элементами. | - Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна. - С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце те, создавая свой - художественный образ? (Слайд 10) - Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей. - Встречайте первый характерный танец. – Шоколад. Испанский танец (показ куклы в национальном костюме). - С помощью, каких видов искусств мы может увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца? - Кукольный, но всё равно жгучий танец в испанском стиле. - Звучание, какого национального инструмента подчёркивает испанский колорит? (показ инструмента – кастаньет) (Слайд 11) - Танец этих гостей ни какого не оставит равнодушным (показ куклы в национальном костюме). - Встречайте характерный танец - Леденцы. Русский танец. - Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита? - Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит? (показ инструмента – бубен) (Слайд 12) - На этом празднике ликуют все, и даже цветы (показ куклы). Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей. - Классический танец - «Вальс цветов». - Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка? - Сказочный, благородный и торжественный вальс. - Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? (показ инструмента) - Создайте движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе. - «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик». | - Изобразительное искусство: костюмы – яркий жгучий красный цвет корриды. - Хореография: движения лёгкие, но острые. - Симфоническая музыка. - Кастаньеты. (под звучание музыки имитировать пальцами рук игру кастаньет) - Русские народные костюмы. - Плясовая, задорная, зажигательная музыка. - Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой. - Бубен. (под звучание музыки хлопками в ладоши имитировать звучание бубна). - Вальс. Кружение. Трёх дольный ритм. - Сказочная, нежная, парящая музыка. - Изящные, воздушные, парящие костюмы и движения. - Арфа. (под звучание музыки выполняем движения с помощью рук). |
Закрепление. Итог. | - Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца. - В чем особенности и различия характерного и классического танца? (Слайд 13) - Викторина-тест. - Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание. - Назовите последовательно: - Название танца. - Какой это вид танца (характерный или классический)? - Какой состав исполнителей? - Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет? - Через что в балете происходит выражение художественного образа? (Слайд 14) Живёт повсюду красота, Живёт, нигде не будь, а рядом, Всегда открыта нашим взглядам, Всегда доступна и чиста. Живёт повсюду красота, В любом цветке, в любой травинке. И даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочке листа. Живёт повсюду красота, Живёт в закатах и рассветах, В лугах туманами одетых, В звезде манящей, как мечта. Живёт повсюду красота, Сердца нам, радуя и грея, И всех нас делает добрее, Она наверно неспроста. | - Характерный и Классический. - Характерный танец: Например, национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Непохожесть, индивидуальность и неповторимость. - Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце. - Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт. - Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет. - Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт. -Благодаря союзу искусств: - Литературы; - Симфонической музыки; -Хореографии: Танца, Танцевально - пластического языка – Пантомима. -Театрально-драматического действия. - Хореография. Танец. Исполнение песни «Живёт на свете красота». |
Домашнее задание | - Записать в творческих тетрадях особенности и отличительные черты в характерном и классическом танце. - Творческое задание: зарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца). | |
Рефлексия. | - Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ. - Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок. - Познакомились с двумя видами танцев их особенностями. - В заключении исполнили нежную песню о красоте. Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении. - Предлагаю создать поляну настроений вот из этих разноцветных цветков, выберите тот цвет, которой подходит сейчас Вашему настроению (доска и магниты). | Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока и крепят с помощью магнитов на доску. |
Оценки | Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось бы так увлекательно и познавательно. Поаплодируйте себе. Молодцы. | Выставление оценок за работу на уроке. |
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
Методическая разработка
урока музыки
5 класс
«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Беловой Аллы Владимировны
Ханты-Мансийск
2013
Урок музыки - 5 класс, II четверть
Тема: «Музыкальный театр. Балет»
- Цель:
Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.
Задачи:
- раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;
- развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;
- воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.
Оборудование:
- мультимедийная установка
- кастаньеты – 4 комплекта;
- бубны – 4 штуки.
Зрительный ряд:
- Видео – презентация;
- куклы в костюмах;
Музыкальный ряд:
- П.И. Чайковский «Щелкунчик»
- Ф. Шопен «Шопениада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".
Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...
Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...
Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
Сформировать представление о балете - виде сценического искусства. Дать понятия о балете...
5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....