Разработка урока о Бахе "Музыка Баха возвышает и облагораживает"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
11111111111111111
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
На уроке поставлена цель развития творческого мышления учащихся | 54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
.
Развёрнутый конспект урока музыки в 6 классе по ТЕМЕ:
«МУЗЫКА БАХА ВОЗВЫШАЕТ И ОБЛАГОРАЖИВАЕТ»
Выполнила учитель музыки Шелег Ирина
Николаевна, г. Когалым, МОУ «СОШ №10»,
ЦЕЛЬ урока: развитие творческого мышления в процессе заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание «Токкаты и фуги» Баха; расширение знаний о творчестве Баха.
1. Развивающая – развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы; развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.
3. Воспитательная – прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства, формировать эмоциональную отзывчивость на окружающий мир, воспитывать чувство уважения к творческому труду, воспитывать музыкальную “слушательскую” культуру.
Тип урока: комбинированный. Углубление и закрепление знаний.
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература и изобразительное искусство
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал:
Токката и фуга ре минор, Органная фуга соль минор, Скерцо из сюиты для струнных №2, Прелюдия до мажор из 1 тома ХТК.
На учебной доске: тема, эпиграф урока, портрет Иоганна Себастиана Баха.
ХОД УРОКА
«Лейпцигский кантор –
божественное явление,
и ясен, и все-таки необъясним».
1. Вход – «Токката и фуга ре минор» Баха в современной обработке (рок-обработка или танцевальная версия).
-- Кто автор этой музыки? – Как вы догадались?
-- Действительно, звучал орган, любимый инструмент Баха, исполнялась Токката и фуга ре минор
-- Что такое токката? Что такое фуга?
-- В чем заключается стиль музыки Баха? (полифонический склад развития музыки, яркие непрерывные интонации, философские размышления о смысле жизни)
-- Эта музыка написана давно или недавно? Ее сам Бах написал? (это современная обработка для симфонического оркестра, т.к. на самом деле Бах написал ее для органа)
-- О чем эта музыка? Она вас задела?
-- музыкальный материал максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, как призыв звучит начало. Виртуозная бравурность токкаты передается и фуге, которая и становится средством раскрытия могучего, бездоннаго и необьятного образа. Обратите внимание на единство и целеустремленность частей, идет непрерывное развитие одной и той же мысли, несмотря на многоголосие.
Поистине: открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне – дна…
2. -- Более 300 лет прошло со дня рождения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, а музыка его до сих пор живет. Удивительно!
Почему нас волнует его музыка? (Бах приглашает в музыку беседовать, размышлять, мечтать и устремляться в будущее. Его идеи благородны и возвышенны.)
-- Как музыка Баха воздействует на людей? ( Бах всю жизнь проработал в католической церкви, следовательно, он писал духовную музыку, которая заставляет задуматься о смысле бытия, напоминает человеку, что он не вечен, будит совесть, предлагает переосмыслить свои поступки).
-- Почему же после его смерти о нем забыли на 100 лет? (Писал музыку в старинной многоголосной манере. Жил в 18 ВЕКЕ, который получил название «Эпоха Просвещения»).
На доске – экспозиция картин художников эпохи Просвещения.
-- Посмотрите на портреты людей, живших в это время: какие разумные, ясные, чистые, светлые лица! Простая композиция, четкие линии, неразмытые цвета, отсутствие тени, все понятно и ясно. 18 век – век ясности ума, век разума, когда вошла в моду одноголосная гомофонная музыка, родился Моцарт с его солнечной музыкой. А сложная полифоническая музыка не «вписалась» в это время, ушла в прошлое вместе со смертью Баха.)
3. --А кто открыл миру Баха вновь? (Феликс Мендельсон).
--Давайте вспомним, как складывается полифония на примере органной фуги соль минор.
На доске - таблица с нотами фуги. Учащиеся исполняют её со словами.
4. Бах был серьезным композитором, но никогда – скучным. Как и любой человек он любил пошутить.
-- Какое шуточное произведение вы знаете? («Скерцо» из сюиты для струнных №2.)
-- Как оно родилось? Как переводится с итальянского? Что такое сюита?
Звучит обработка «Скерцо» из Сюиты для струнных и флейты.
- Кто исполнял музыку? (симфонический оркестр)
- А для каких инструментов Бах написал скерцо? (для струнных). Значит, сейчас прозвучала современная обработка.
5 -Бытовало мнение, что Бах имел характер скверный и неуживчивый. Правда ли это?
- Вы можете привести примеры из жизни Баха, которые охарактеризовали бы его как человека?
Дети отвечают на вопросы домашнего задания.
6. Любимым инструментом Баха был орган, самый популярный и массовый инструмент того времени. Орган заменял Баху и оркестр, и хор. В органном творчестве наиболее полно раскрывается глубина баховской мысли, звучит исповедь его души. Но Бах предвидел великую будущность и фортепианного искусства. Фортепиано в том виде, в каком мы его знаем сейчас, появилось в Европе в конце 18 века в эпоху Моцарта. Бах немало содействовал созданию этого инструмента, усовершенствуя клавир (клавесин) – прадедушку фортепиано. В отличие от органа, сложного и дорогостоящего инструмента, который находился главным образом в церквях, был широко распространен клавир и был удобен для домашнего музицирования. Бах создал 2 сборника, состоящего из 24 прелюдий и фуг, написанных во всех существующих тональностях для развития техники пальцев и назвал его «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР»
Исполняется прелюдия до мажор из 1 тома ХТК
7. --Какой композитор дал вторую жизнь этой прелюдии? (Шарль Гуно)
8. - Современна ли музыка Баха?
Вам сложно воспринимать ее или она понятна вам?
Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем музыку, которая была написана 3 века назад. Т.е. эта музыка востребована нами. Значит, она современна, актуальна, поднимает вечные глобальные темы из нашей жизни. Например, тему счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.
Понятие слова «современный» можно перепутать со словом «мода» и «Вкус».
-- -Какую музыку вы слушаете, современна ли она или просто модна?
ИДЕТ БЕСЕДА О ТОМ, ЧТО ДЕТИ СЛУШАЮТ
Мода – это понятие временное, она склонна уступать место более новому, более модному, и чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, необходимо знание классики, как образца и эталона подлинного вкуса. Та музыка, которая отвечает требованиям высокого вкуса – долговечна.
Если посмотреть на музыку Баха глазами зодчего, архитектора, какое здание выстраивает ваше воображение? Что это будет – плоскость, горизонталь или пирамидальная вертикаль?
Конечно, пирамида, как знак вечного стремленья человека в космические бездны, к Богу, к постижению высшего нравственного «Я».
В музыке Баха много воздуха, пространства, видится величественный готический собор.
Многие, жившие в одно время с Бахом, не осознавали величия и универсальности этого композитора. Гений Бах при жизни не был по достоинству оценен. Его космическая, философская сущность была настолько велика, что не умещалась в одну эпоху.
«Лейпцигский кантор – божественное явление, и ясен, и все-таки необъясним».
-- Как вы понимаете эти слова?
… Может быть, грядущим поколениям музыка Баха откроет истину?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
В разработке представлены основные методы работы над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...
Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".
Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха....