Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
учебно-методическое пособие
В разработке представлены основные методы работы над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделений музыкальных училищ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры, искусства и архивного дела Республики Коми
Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»
Методическая разработка
Урока
по учебной дисциплине/междисциплинарного курса
МДК 01.04 «Дополнительный инструмент. Фортепиано».
Специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов).
По теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
Автор:
Преподаватель специальных дисциплин
первой категории
Тоноян Марина Айкарамовна
Воркута
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине междисциплинарного курса
МДК 01.04.Дополнительный инструмент. Фортепиано
специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструмента)
предназначена для проведения урока по теме
«Работа над полифоническим произведением на примере
Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность.
Методическая разработка направлена на формирование профессиональных компетенций студента:
целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, ансамблевым репертуаром;
осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах;
осваивать сольный, ансамблевый, исполнительский репертуар; выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.
Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль за качеством исполняемых произведений, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения студента.
Методическая разработка занятия
по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
МДК 01.04 «Дополнительный инструмент. Фортепиано».
Дата проведения занятия: ______________
Ф.И.О. преподавателя: Тоноян Марина Айкарамовна
Ф.И.О. студента: Киселевич Людмилой
Курс: 4 (студентка не имеет начальной подготовки по фортепиано)
Дисциплина: МДК 01.04 Дополнительный инструмент. Фортепиано.
Тема урока: Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии» (до - минор) И.С.Баха.
Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Материал урока: Сборник «Маленькие прелюдии» для фортепиано под редакцией Н.Кувшинникова.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией на примере Маленькой прелюдии» (до минор)И.С. Баха.
Задачи урока:
1. Образовательная – закрепить теоретические знания (штрихи, аппликатурный принцип, средства музыкальной выразительности) и практические навыки (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному), умение применить полученные знания.
2. Развивающая – Развитие творческой активности через различные виды деятельности (сочинения подтекстовки, музыкально-поэтических образов с использованием музыкальной терминологии), чуткости к динамическим градациям, чувство стиля , ритма.
3. Воспитательная – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
развитие навыков полифонического мышления.
Передача содержания музыки,
поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации,
устойчивость темпа.
Воспитательные:
развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие:
расширение кругозора по теме «полифония»,
развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Методы: аналитический,
•словесно-индуктивный (беседа, диалог);
•наглядно-дедуктивный (сравнение);
•стимулирования • практический • мотивирования наглядно-дедуктивный (сравнение).
Структура урока.
Этапы урока | содержание |
1. Организационный этап.-5 мин Цель преподавателя: настроить студента на творческую плодотворную работу на уроке с учётом индивидуальных особенностей . Цель для учащегося: формирование навыков активного творческого участия в образовательном процессе с чётко определёнными критериями его реализации. Задачи: 1. Образовательная: • Закрепить навыки исполнения полифонического произведения – Маленькой прелюдии до минор ИС Баха • совершенствование навыков игры двумя руками, организация игрового аппарата учащегося. 2. Развивающая: • организация осознанного отношения к деятельности на уроке; • активизация внимания, сосредоточенности, слуховых восприятий. 3. Воспитательная: • формирование дисциплины; • воспитание бережного отношения к учебному времени, повышение уровня познавательной мотивации. Методы: •словесно-индуктивный (беседа, диалог); •наглядно-дедуктивный (сравнение); •стимулирования (метод эмоционально-психологического раскрепощения учащегося | Приветствие учащегося. Визуальная проверка готовности к уроку: учебных пособий, правильности расположения учащегося за инструментом. Определение уровня эмоционального состояния учащегося на момент начала урока. Выбор методов мотивирования для активной работы учащегося. Определение значимости данного урока для дальнейшего развития и подготовки учащегося к публичному выступлению – академическому концерту или зачету. Объявление темы урока: «Работа над полифоническим произведением на примере Маленькой прелюдии (до - минор) И.С.Баха». |
2.Опрос учащегося по заданному на дом материалу. – 10мин. Цель преподавателя:
Цель учащегося:
Задачи: Образовательная: • определить объём и качество выполнения домашнего задания; • обозначить наметившиеся проблемы и пути их устранения; • выяснить причины недостаточной подготовки учащегося (при необходимости). Развивающая: • научить слушать себя во время исполнения произведений; • развитие навыков самоконтроля; • воспитание самостоятельности в планировании своей деятельности; • формирование оценки качества выступления (самоанализ); Воспитательная: • воспитание положительного отношения к процессу обучения; • воспитание ответственного отношения к учёбе (самоконтроль). Методы: • практический (исполнение произведений учеником); • словесно-индуктивный (беседа, диалог, объяснение); • стимулирования (метод эмоциональ -психологического раскрепощения учащегося); • мотивирования (поощрение и принуждение); • наглядно-дедуктивный (сравнение) 3.Изучение нового учебного материала. Цель для учащегося: изучение нового материала. Цель преподавателя: развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащегося. Привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения сущности музыкального произведения. Задачи: 1.Образовательная: • развивать эмоционально-образное мышление в процессе исполнения и восприятия музыкального материала. 2. Развивающая: • развитие умения удерживать активное внимание продолжительное время; • умение использовать имеющиеся знания в ситуациях, не встречающихся ранее; • развитие познавательного интереса. 4.Воспитательная: • воспитание любви к музыке; • повышение уровня познавательной мотивации; • воспитание трудолюбия. Методы: • наглядный (исполнение произведений преподавателем с комментарием своих действий); • словесный (обсуждение впечатлений); • практический (исполнение учеником произведений с учётом замечаний и рекомендаций преподавателя); • учёт индивидуальных особенностей учащегося. | Работа над «Маленькой прелюдией» До минор из сб. «Маленькие прелюдии» И. С. Баха. Прослушивание произведения целиком. Оценка исполнения произведения самим учеником. Важно, чтобы ученик сам сказал о своих недостатках после проигрывания (если таковое будет иметь место). Оценка исполнения преподавателем: отметить успехи или недостатки в сравнении с предшествующим уроком, как учащийся в целом охватывает произведение, как воспринимает содержание, чувствует ли линию развития, соотношение целого и частей. Преподавателю в работе со студентом необходимо отметить трудности исполнения полифонического произведения:
Работа над исполнением каждого голоса отдельно левой и правой рукой. Определение термина полифонии (в частности – прелюдии) Определение формы произведения (двух частная часть) Главная задача при исполнении темы в левой руке состоит в ясном произношении и интонировании, услышать мотив целиком, выделить микро кульминацию. Работа над темой, проходящей в правой руке, состоит в отработке навыка исполнения легато, умения услышать скрытое двухголосие, начиная с 5 такта. При исполнении прелюдии двумя руками одной из главных задач является выстраивание баланса между голосами. Одним из методов является метод расширения диапазона между пр.и левой рукой-(переносим тему пр.руки на октаву выше ).Таким образном тема левой руки будет звучать более рельефно. Вторым методом работы над балансом является метод преувеличенного звучания темы в левой руке и беззвучного исполнения темы правой руки. При работе над мелизмами необходимо напомнить о правилах исполнения украшений - исполнить мелизм в сильную долю, четко и ясно проговорив все звуки. Повторное исполнение Маленькой прелюдии, Запись исполнения на телефон Совместное прослушивание исполненного произведения и подробный анализ ошибок и удачно исполненных моментов. Прослушивание произведения в исполнении других музыкантов в сети Интернет на канале Ютюб. |
4. Задание на дом. Цель для учащегося: определить самостоятельно задание по каждому произведению с учётом рекомендаций преподавателя. Цель преподавателя: совершенствовать навыки учащегося через освоение материала урок | Домашнее задание Маленькая прелюдия И. С. Баха.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"
Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...
Методическая разработка занятия по теме: «Работа над штрихами на примере «Сарабанды» Э. Грига Op.40 №2»
Методическая разработка занятия по образовательной программе: "Ансамбль в классе фортепиано"....
Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания основ современного делопроизводства, ориентированного ...
Методическая разработка урока по теме "Работа и мощность тока"
Технологическая карта урока, в которой подробно расписаны все этапы, планируемые виды деятельности и результаты....
Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....
Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям
Суть содержания предлагаемой разработки. Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность постр...
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...