Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"
материал по музыке по теме

светлана ивановна шайхуллина

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbod_dod.docx40.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  «Детская школа искусств им.  Г. Кукуевицкого»

Преподаватель  по  классу фортепиано  Шайхуллина  С. И.

        

Мультимедийная  разработка  урока.

Тема: «Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы – пьесе С. Прокофьева «Прогулка».

 Цель: Активация процессов аналитико – синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа.

Задачи:   

Развивающие

1.Совершенствование технических навыков.  

2. Развитие эмоционального образно – ассоциативного мышления, понимания учащимся содержания произведения.

3. Развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности учащегося.

4. Развитие основных музыкальных способностей (гармонического и мелодического слуха, чувство ритма, музыкальной памяти.)

5. Создание психологически - комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.  

Воспитательные 

1. Формирование коммуникативной культуры поведения и общения.

2. Воспитание эстетического вкуса на лучших образцах мировой классики.

3. Воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремленности, трудолюбия.

Образовательные  

1. Способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

2. Формирование комплекса  знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.

Здоровьесберегающие 

1. Снятие мышечных зажимов, правильная организация игрового аппарата.

2. Снятие напряжения на глаза, восстановление внимания.

Форма занятия – индивидуальный урок.  

Вид урока: Урок совершенствования новых знаний и умений.  

Структура урока.

I Организационный этап:

1. Приветствие

2. Сообщение цели и хода работы на уроке  

II Этап Основная часть урока:  

1.  Знакомство с творчеством С.Прокофьева

2. Работа над пьесой «Прогулка»

III Заключительный этап:

1. Оценка

2. Домашнее задание

3. Конец урока

Методы и приемы используемые на уроке:

Словесный  - сообщение, беседа.

Демонстративный – прослушивание музыки.

Практический – постановка конкретных заданий и отслеживание их выполнения.

Репродуктивный – исполнение выученного материала.

Аналитический – развитие логического и ассоциативного мышления.

В основу урока легли следующие методические принципы:

 Индивидуальный подход.

Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке.

Единство художественного технического развития.  

I Организационный этап:  

Педагог: Здравствуй, Никита! Сегодня на уроке я познакомлю тебя с творчеством  С. Прокофьева. Посмотрим мультипликационный фильм на  пьесы из цикла «Детская музыка». Поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Прогулка»  Проходи к компьютеру, будем знакомиться с творчеством композитора!

II Этап Основная часть урока:

Педагог: Сергей Прокофьев русский композитор, жил в xx веке. Исключительный музыкальный талант заметила его мама, которая давала мальчику первые уроки игры на фортепиано. Не было и дня, чтобы мальчик не подходил к инструменту и не пытался что-то фантазировать. Мама записывала его пьески. Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра. Вернувшись домой Сережа был одержим сочинением чего- либо в этом духе.Так в 7 лет появилась первая опера « Великан». В 13 лет он поступает в консерваторию. Все поступающие были гораздо старше Сережи, но у кого было по две пьесы, у кого чуть больше. Сережа поразил всех: он вошел сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, симфония и много фортепианных пьес. В 18 лет он закончил консерваторию, комиссия присуждает ему первую премию, получает в подарок рояль. Прокофьев много сочиняет и выступает сам в роли исполнителя. Его произведения наполнены неукротимой энергией, движением, новизной, он был новатором в средствах выразительности. Композитор писал и сложную музыку для взрослых и детскую для детей. Он часто обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Сегодня мы с тобой послушаем пьесы цикла «Детская музыка» в мультипликационном изображении. В цикл вошло 12 пьес, они все имеют программные заголовки, объединены  единой сюжетной линией. Это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера! Эта музыка, как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами – все удивительно, все в первый раз! Во всех этих пьесах проявляются характерные черты стиля – жизнелюбие, юмор. C циклом пьес какого композитора мы уже знакомились?  

Ученик: П.Чайковского «Детский альбом». Я играл несколько пьес. Они тоже объединены в один цикл и рассказывают о событиях в жизни маленького мальчика с утра до вечера.

Педагог: Я тебе прочитаю стихотворение  Ларисы Вакариной  

Когда мне  «Утром» на «Прогулке»

Расскажешь «Сказочку» мой друг,

И в все искрометной «Тарантелле»

Взметнется вихрем все вокруг,

Тогда «Раскаянья» не чуя ,

Мы в «Вальсе» вкрадчивом вдвоем,

Нежней  «Кузнечика» любого,  

Омыты бисерным «Дождем»,

Взойдем под «Радуги» разводы,

А уж оттуда налегке

Вприпрыжку или же в «Пятнашку»

Мы  «Маршем» спустимся к реке.

А вот и  «Вечер» наступает

И темнота и тишина,

И «Ходит месяц над лугами»

И им душа озарена.

Вот такое стихотворение сложилось из названий пьес! Давай посмотрим мультипликационный фильм на музыку С. Прокофьева. Слушаем и смотрим. А теперь давай подготовимся к работе над пьесой, сделаем несколько упражнений для снятия мышечного напряжения. «Дирижер» – это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Это упражнение способствует правильному дыханию и развитию пианистических движений.   «Робот» – это упражнение для выработки правильной осанки. Поднять руки вверх (все тело до кончиков напряжено). Завод закончился – постепенно падают пальцы рук, кисти, руки, туловище. Наклон и раскачивание расслабленными руками.   «Шейка» – педагог мягкими ласковыми касаниями рук осторожно помогает делать плавные круговые движения головой. Это упражнение помогает снять напряжение шейных мышц. Шею не напрягать. Ученик выполняет.

Педагог: Молодец! Садись за инструмент и готовься к проигрыванию пьесы.

Ученик играет.

Педагог: В какой тональности написана пьеса?  Какой темп?

Ученик: Тональность До мажор, темп allegretto -оживленно.

Педагог: Вспомни какой образ у тебя возник при знакомстве с пьесой? Ученик: Образ мальчика на прогулке.

Педагог: А теперь обратимся к форме пьесы. Сколько частей в пьесе? Как их можно обозначить?

Ученик: Три части

1. Выход на прогулку.

2. Встреча и игра с друзьями.

3. Возвращение домой.

Педагог: Все части одинаковые?

Ученик: Нет. Самая большая средняя часть, в ней происходят основные события, кульминация.  

Педагог: Давай проанализируем первую часть. Что мы слышим в начале пьесы?

Ученик: Пьеса начинается с небольшого вступления в партии левой руки, в котором слышится начало бодрого шага с подпрыгиванием.

Педагог: Как изобразил это композитор?

Ученик: В ровное, четкое движение четвертных звуков вмешивается триоль, которая передает характер подпрыгивания.

Педагог: Что важно соблюдать в партии левой руки?

Ученик: Четкий ритм.

Педагог: А на что еще нужно обратить внимание?

Ученик: В конце части появляются знаки альтерации, при игре этого места рука делает лишние движения.

Педагог: Умница! Уже подмечаешь свои недостатки! А почему появились знаки альтерации?

Ученик: Поменялся лад, звучит минор.

Педагог: В конце первой части Прокофьев использует яркие возможности мажорно - минорной системы, ‘’перемешивая’’ одноименные тональности. В звучание До мажора вторгается до минор. У этих гамм одинаковая тоника ДО, поэтому они называются одноименными. Давай поработаем над партией левой руки. Выделим окончание первой части и поучим его методом «накопления». Важно соблюдать точную аппликатуру и стараться играть в черных клавишах. Игра в черных клавишах требует четкой координации движений. Ученик играет.

Педагог: А сейчас поработаем над ритмом. Чтобы не допустить ритмического беспорядка при смене четвертных длительностей триолями, нужно просчитать их триолями. Медленные длительности – четвертные должны «наполниться» короткими - триолями. Прохлопай и просчитай все на «раз, два, три», а затем поиграй четко просчитывая. Следи за рукой, рука свободная, пальцы устойчиво погружаются в клавиши. Левая рука должна играть свою партию легко и непринужденно. Слегка оттолкнувшись от первой ноты каждого двутактового построения и плавно опускаясь, она « на лету» подхватывает очередную триоль, и как бы  «пританцовывая» на четвертях, устремляется к следующему двутакту. Ученик выполняет.

Педагог: Дома продолжишь работу над партией левой руки. Нужно хорошо ее выучить, чтобы она не отвлекала твое внимание и не мешала звучанию мелодии. Что звучит в партии правой руки?

Ученик: Звучит мелодия певучая и нежная.

Педагог: Как выстраивается мелодия?

Ученик: Поступенное движение звуков обрывается скачком вниз.

Педагог: Да, все поступенные движения прерываются скачком вниз, между звуками образуется расстояние. А расстояние между звуками это интервал. Посчитай ступени между звуками. Какой образуется интервал?

Ученик: Семь ступеней, это интервал - септима.

Педагог: Молодец! Это тоже особенность стиля Прокофьева. Он использует поступенный  мотив с нисходящей септимой. В партии правой руки нужно добиться хорошего певучего легато. Легкая изгибистая мелодия, которую напевает твой герой зазывает ребят на прогулку. Связные мелодические фразы надо сыграть нежно и выразительно, как бы с удовольствием напевая любимую песенку.

Сыграй мелодию. Как передает композитор в мелодии характер беззаботного, веселого настроения?

Ученик: Мелодия состоит из коротких мотивов, выстраивающихся от разных звуков.

Педагог: А теперь плавно показывая движение мелодии пропой ее. Ученик выполняет.

Педагог: Давай поиграем по мотивам: ты начинаешь, я продолжаю; и наоборот. Дома поучи с пением: один мотив пропевай, а другой проигрывай; и наоборот. Как заканчивается первая часть, каким звуком?

Ученик : Звуком Си, это седьмая ступень.

Педагог: Молодец! Заканчивается часть на седьмой неустойчивой ступени и тоже нисходящей септимой. Неустойчивая ступень вызывает ощущение незаконченности мелодии. Какое настроение передается?

Ученик: Грустное, ощущение растерянности .

Педагог: Первая часть выстроена из двух предложений. Как динамически изображена?

Ученик: Нарастающее, а в конце части затухающее.

Педагог: Какая картинка рисуется в твоем воображении?

Ученик: Мальчик бодро шагая, подпрыгивая, напевая песенку спешит к друзьям, но никого не встретив, опечалился, растерялся.

Педагог: Как отобразил это композитор?

Ученик: В конце части звучит минор и заканчивается мелодия неустойчиво. Педагог: Сыграй эту часть. Ученик играет.

Педагог: Молодец!  А что происходит дальше?

Ученик: Начинается вторая часть, которая состоит из двух разделов, в ней происходят основные события. Поменялся характер. Музыка стала танцевальной.

Педагог: Как изобразил это композитор?

Ученик: В партии левой руки чередуются, как бы танцуя секунды и терции. Педагог: При игре интервалов важно соблюдать одновременность, точность взятия двух звуков, рука при этом не должна быть застывшей, жесткой. В чередовании интервалов важно чувствовать движение, они не должны быть прямолинейными. Еще в партии левой руки важно преодолеть расстояние к звуку Соль малой октавы и обратно к интервалу плавным движением  обрисовывая четкую кривую линию, а не ломанную, погружаясь в пятый палец весом руки . Попытайся выполнить это. Ученик играет.

Педагог: А как излагается партия правой руки?

Ученик: Мелодия выстроена более длинными мотивами, «разомкнутости» которая была в первой части уже нет. Мелодия излагается в разных голосах- в верхнем и среднем, передавая диалог ребят.

Педагог: Молодец! Сыграй партию правой руки по голосам. Важно при игре легато чтобы рука сохраняла спокойствие при активной работе пальцев, проследи за этим. Ученик играет.

Педагог: На что еще важно обратить внимание в произношении двухголосия?

Ученик: В партии правой  руки звучание второго голоса начинается на затухании первого, выстраивается интервал в котором важно показать звуки не затихающей мелодии, а той которая начинает звучать. Ребята начинают говорить недослушав друг друга.

Педагог: Поиграй эти интервалы выделив те звуки которыми начинается мелодия. Ученик играет.

Педагог: А давай попробуем вокальным ансамблем поучить партию правой руки. Я буду играть партию левой руки, а ты партию правой руки двумя руками, верхний голос правой, а средний левой. Дома поучи с пением. На каком звуке заканчивается первый раздел?

Ученик: На звуке Соль, это пятая ступень – доминанта.Тоже чувствуется незавершенность событий.

Педагог: А что происходит дальше?

Ученик: Мелодия звучит в партии левой руки, появляется еще один мальчик, который громкими возгласами призывает к веселой игре. Мелодия выстраивается на контрастном чередовании громких коротких построений сменяющихся тихими длинными мелодическими линиями, а в конце части слышны переклички ребят, которые звучат то в верхнем регистре, то в нижнем.

Педагог: Молодец! В конце части композитор применяет прием «перекрещивания» рук, левая рука над правой, играет в разных октавах. Важно добиться хорошей координации движения левой руки при переносе ее из одного регистра в другой. Давай поучим партию левой руки – ты будешь играть «восклики» и переклички, а я длинные мелодические линии и наоборот. А теперь поиграй «восклики» и переклички с партией правой руки. Перемещение левой руки над правой должны быть плавными, а не порывистыми (в последний момент), важно «слышать» звук до того, как он будет извлечен. В партии правой руки что звучит?

Ученик: Движение интервалов, они то расширяются, то сужаются.

Педагог: На что нужно обратить внимание при  игре этой партии?

Ученик: Яснее и ярче должен звучать верхний звук, играть свободной, не застывшей рукой и добиться целостности мелодической линии.

Педагог: Поиграй партию правой руки, а я поиграю мелодию. Как завершается часть?

Ученик: Звуком До, тоника.

Педагог: Что происходило в этой части?

Ученик: Ребята встретились, началась беседа. В конце первого раздела затихают, прислушиваются. Слышат призыв к игре, Они присоединились Педагог:  И что звучит дальше?

Ученик: Небольшая третья часть. Она похожа на первую часть ,но только короче , состоит из одного предложения и отличается динамической окраской ,начинается в звучании mp и завершается на p. Уставший, довольный прогулкой мальчик возвращается домой.

Педагог:  Никита! Отвлекись, сделай зарядку гимнастику для глаз. Методика зрительно – координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученика отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ученик делает непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминаются затекшие от напряжения мышцы, активизируется внимание. Ученик выполняет. Педагог: Отдохнул?

Ученик: Да!

Педагог: А теперь внимательно просмотри текст пьесы и сыграй ее! Ученик играет.

Педагог: Умница! Уже неплохо звучит!

III Заключительный этап:

Педагог: Никита!  Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьесы: вообразили героев,  представили картину событий , определили какими средствами изобразил это композитор ,отметили новаторские особенности его стиля ,разными способами поработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. Ты хорошо поработал на уроке и заслужил хорошую оценку. Наш урок окончен. Выставляется оценка и записывается домашнее задание.

Список литературы:

1. Вопросы музыкальной педагогики В. А. Натансон. Музыка 1979 г.

2. Об искусстве фортепианной игры Г. Нейгауз. Музыка 1982.

3. Вопросы фортепианной педагогики В.Натансон. Музыка 1971.

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

Урок: «Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы – пьесе С. Прокофьева «Прогулка».

Выполнила:

Преподаватель фортепианного отделения

Шайхуллина Светлана Ивановна

Сургут 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисов Б. Г. Конструктивные и интонационные особенности музыкальных произведений и их роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программных пьес из учебного репертуара учеников класса баяна.Готово-в...

Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»

Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работ...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Конструктивные и интонационные особенности музыкального произведения и его роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программной пьесы из учебного репертуара учеников класса баяна.Ритмо-интонац...